Файл: EKONOM_S-Kh_metodichka_dlya_bakalavrov.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2021

Просмотров: 1036

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

ВАЛОВАЯ И ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Таблица 1.1 – Эффективность сельскохозяйственного производства в 20___ г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ МОЩНОСТЯМИ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКОЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИННО-

ТРАКТОРНОГО ПАРКА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНАЯТИЕ № 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ГРУЗОВОГО АВТОПАРКА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНАЩЕННОСТИ ОСНОВНЫМИ ФОНДАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8

Определение экономической эффективности

капитальных вложений в сельское хозяйство

Таблица 8.3 – Исходные данные

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

СЕБЕСТОИМОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГСХА




КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ









ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Методические указания и рабочая тетрадь к выполнению практических занятий студентами инженерного факультета



Направление подготовки 110800 «Агроинженерия»

Профиль подготовки «Технические системы в агробизнесе»

«Электрооборудование и электротехнология»











Тверь, 2014


Автор: к.э.н., доцент кафедры Экономики Орлова О.С.



Рецензент: к.э.н., доцент кафедры Менеджмента и маркетинга Леметти Ю.А.






Настоящие методические указания одобрены и рекомендованы к изданию ПМК кафедры экономики (протокол №___ от __________ 2014 г.); утверждены методической комиссией экономического факультета (протокол №__ от __________ 2014 г.).



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 4

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ. 5

ВАЛОВАЯ И ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 8

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ 8

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 14

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ МОЩНОСТЯМИ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКОЙ 14

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 20

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИННО- 20

ТРАКТОРНОГО ПАРКА 20

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНАЯТИЕ № 5 27

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 27

ГРУЗОВОГО АВТОПАРКА 27

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6 34

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 34

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 43

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНАЩЕННОСТИ ОСНОВНЫМИ ФОНДАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 43

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8 49

Определение экономической эффективности 49

капитальных вложений в сельское хозяйство 49

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 57

СЕБЕСТОИМОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68



ВВЕДЕНИЕ


В процессе изучения дисциплины «Экономика сельского хозяйства» студенты нацелены в первую очередь на получение и закрепление знаний о роли и значения сельского хозяйства и его инфраструктуры в экономике страны; о значении и использовании трудовых, земельных, материально-технических ресурсов в сельском хозяйстве; о сущности и путях повышения производительности труда, эффективности использования основных и оборотных фондов, повышении результативности сельскохозяйственного производства и пр., которые помогут принимать обоснованные организационно-управленческие решения в практической деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, а именно ОК8*.

Настоящие методические указания и рабочая тетрадь позволят закрепить основные вопросы учебной дисциплины «Экономика сельского хозяйства», получить практические навыки расчета основных экономических показателей с использованием фактических данных и построения верных выводов и принятия решений на их основе.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

экономические основы производства, экономическое значение рациональной специализации, концентрации и кооперации, интеграционных процессах;

понятие издержек производства, производительности труда, эффективности использования основных фондов, земельных ресурсов;

ценовой механизм, систему и процесс ценообразовании на продукцию, понятие и методы расчета рентабельности хозяйственной деятельности.

Уметь:

применять современные методы экономических исследований;

применять методы экономического анализа производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий;

обосновывать приоритетных направлений капитальных вложений (инвестиций), повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий, машинно-тракторного парка.

Владеть:

самостоятельностью в принятии сложных экономических, организационных и управленческих решений.

приемами обоснования перспективных направлений в области техники, технологии;

приемами рационального поиска и использования научно-технической и экономической информации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1



ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

ВАЛОВАЯ И ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ


Цель проведения практического занятия заключается в знакомстве с содержанием основных экономических категорий, формировании практических навыков в определении показателей прибыли, полной себестоимости, уровня рентабельности, уровня товарности по фактическим данным.


Задание 1. Ознакомиться с содержанием основных экономических категорий.


Экономическая категория – обобщенное абстрактное выражение объективно существующих производственных отношений, их различных проявлений и сторон. Экономические категории отражают сущность экономических явлений и процессов. Ниже приводятся основные экономические категории.

Ресурсы – совокупность находящихся в распоряжении предприятия (подразделения, фермера) земли, средств производства и рабочей силы.

Средства производства – совокупность предметов и средств труда.

Рабочая сила – совокупность физических и умственных способностей человека к труду.

Производственные затраты – совокупность материальных и трудовых затрат, вовлеченных в процесс производства для создания сельскохозяйственной продукции.

Валовая продукция – конечный результат производственной деятельности, выраженной количеством произведенной продукции.

Товарная продукция – это часть валовой продукции, которая реализуется за пределы хозяйства.

Уровень товарности (Ту) – процентное отношение товарной продукции к валовой. Уровень товарности отдельных продуктов рассчитывается отношением товарной продукции к валовой, выраженным процентах.

(1.1)

где ТП – товарная продукция, ц;

ВП – валовая продукция, ц


Валовой доход – отражает реализованную часть вновь созданной стоимости. Расчет валового дохода осуществляется следующим образом. К стоимости валовой продукции, исчисленной по себестоимости, прибавляют сумму прибыли (или вычитают сумму убытка), полученную от реализации продукции. Затем вычитают из полученной суммы материальные затраты.

Чистый доход – доход, созданный прибавочным трудом. Определяется как разница между стоимостью валовой продукции и производственными затратами.

Прибыль – реализованный чистый доход. Определяется как разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью (затраты на производство и реализацию).

Уровень рентабельности (убыточности) – отношение прибыли (убытка) к полной себестоимости, выраженное в процентах.

(1.2)

где П(У) – прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб.;

ПС – полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.


Задание 2. По данным годового отчета рассчитать уровень рентабельности по

растениеводству и животноводству, а также по основным сельско-

хозяйственным продуктам (зерно, картофель, овощи открытого

грунта, молоко). Результаты расчетов оформить в виде таблицы 1.1.