Файл: Программа учебного предмета история основное общее образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема

Русские земли в середине XIII–XIV вв.


Содержание темы

Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Ледовое побоище. Невская битва. Возвышение Московского княжества. Иван Калита. Возникновение Монгольской империи. Культура Руси XIII – XIV вв. Литовское княжество в XIV в. Монгольское нашествие на Русь. Походы Чингисхана и Батыя. Московское княжество при Дмитрии Донском. Куликовская битва. Православная церковь в XIV в. Сергий Радонежский Русь и Золотая Орда. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII – XIV вв. Политический строй Новгорода и Пскова

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «калита», «ярлык», «ордынский выход», «митрополичья кафедра», «улус», «орда», «ордынское владычество», «национальное самосознание», «баскак», «уния», «слободы»

1. Использовать понятия по теме «Русские земли в середине XIII–XIV вв.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Русские земли в середине XIII–XIV вв.» для интерпретации информации источников по истории Руси

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя русских земель в середине XIII–XIV вв.

  2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни русских земель в середине XIII–XIV вв.

  3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к искусству, технологиям, боевым подвигам народа при изучении событий и процессов истории русских земель в середине XIII–XIV вв., например, героизму русских воинов во время нашествия Батыя, Ледового побоища, Куликовской битвы.

  4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории русских земель в середине XIII–XIV вв.

  5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории русских земель в середине XIII–XIV вв.

  6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории русских земель в середине XIII–XIV вв.: изменений в социально-экономических отношениях, вызванных монгольским нашествием и ордынским владычеством.

  7. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории русских земель в середине XIII–XIV вв.

  8. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков российских исторических деятелей Руси середины XIII–XIV вв.

  9. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении событий и процессов политико-экономической зависимости Северо-Восточной Руси от Орды.

  10. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении событий и процессов политико-экономической зависимости Северо-Восточной Руси от Орды.

  11. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры русских земель в середине XIII–XIV вв.

  12. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства русских земель в середине XIII–XIV вв.

2. Соотносить с эпохой Средневековья события и процессы: Невская битва, Ледовое побоище, борьба Москвы и Твери, восстание в Твери и его подавление, перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, завоевание монголами Северного Китая и Средней Азии, образование Великого княжества Литовского, битва при Ворскле, Грюнвальдская битва, монгольское нашествие на Русь, установление ордынского владычества над Русью, строительство белокаменного Кремля в Москве, Куликовская битва, поход Тохтамыша на Москву, образование Золотой Орды, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории русских земель в середине XIII–XIV вв. с событиями и процессами истории Европы эпохи Средневековья

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории русских земель и стран Европы в середине XIII–XIV вв.

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории русских земель в середине XIII–XIV вв., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории русских земель в середине XIII–XIV вв., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории русских земель в середине XIII–XIV вв. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории русских земель в середине XIII–XIV вв., о достижениях русской средневековой культуры, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории русских земель в середине XIII–XIV вв., особенностям русской средневековой культуры (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории русских земель в середине XIII–XIV вв. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Чингисхана, Александра Невского, Даниила Московского, Михаила Ярославича Тверского, Юрия Даниловича, Даниила Галицкого, Ивана Калиты, хана Узбека, митрополита Петра, Ольгерда, Витовта, Батыя, митрополита Алексия, Дмитрия Донского, Мамая, Тохтамыша, Сергия Радонежского, творчество Феофана Грека

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Чингисхана, Александра Невского, Даниила Московского, Михаила Ярославича Тверского, Юрия Даниловича, Даниила Галицкого, Ивана Калиты, хана Узбека, митрополита Петра, Ольгерда, Витовта, Батыя, митрополита Алексия, Дмитрия Донского, Мамая, Тохтамыша, Сергия Радонежского, творчества Феофана Грека по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Чингисхана, Александра Невского, Даниила Московского, Михаила Ярославича Тверского, Юрия Даниловича, Даниила Галицкого, Ивана Калиты, хана Узбека, митрополита Петра, Ольгерда, Витовта, Батыя, митрополита Алексия, Дмитрия Донского, Мамая, Тохтамыша, Сергия Радонежского, творчество Феофана Грека по нескольким самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории русских земель в середине XIII–XIV вв., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории русских земель в середине XIII–XIV вв. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории русских земель в середине XIII–XIV вв. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей русских земель в середине XIII–XIV вв. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории русских земель в середине XIII–XIV вв. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории русских земель в середине XIII–XIV вв., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории русских земель в середине XIII–XIV вв.: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории русских земель в середине XIII–XIV вв.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории русских земель в середине XIII–XIV вв.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории русских земель в середине XIII–XIV вв., достижениях русской средневековой культуры в форме простого плана, таблицы, схемы

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории русских земель в середине XIII–XIV вв., достижениях русской средневековой культуры и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории русских земель в середине XIII–XIV вв. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Музей – заповедник Коломенское https://kolomenskoe.museum-online.moscow/

  2. Музеи Московского Кремля http://staytuned.kreml.ru/virtual-tours1

  3. Музей Москвы https://mosmuseum.ru/

  4. Государственный исторический музей. Залы 12–13 https://shm.ru/

  5. Музей-заповедник «Куликово поле» https://kulpole.ru/places/muzej-kulikovskoj-bitvy

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Батыево нашествие на Русь»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1436946

ID 1436946

  1. Сценарий урока «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1436947

ID 1436947

  1. Сценарий урока «Литовское государство и Русь»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1436949

ID 1436949

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Александр Невский как полководец», «Причины возвышения Московского княжества»), тест «Монгольское нашествие на Русь», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Формирование единого Русского государства в XV в.


Содержание темы

Культура Руси в XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Правление Василия II. Междоусобная война в Московском княжестве. Правление Василия I. Распад Золотой Орды. Установление автокефалии Русской церкви. Формирование централизованного государства во второй половине XV в. Освобождение от ордынской зависимости. Стояние на реке Угре. Присоединение Новгорода и Твери. Правление Ивана III. Судебник Ивана III.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «судебник», «поместье», «приказы», «Юрьев день», «централизация», «Боярская дума», «местничество», «кормление», «феодальная война», «полуустав», «сказание», «автокефалия», «барщина», «оброк», «пожилое», «дворяне», «служилые люди», «герб», «государь», «царь», «скипетр и держава», «воевода», «чин», «регалии»

1. Использовать понятия по теме «Формирование единого Русского государства в XV в.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Формирование единого Русского государства в XV в.» для интерпретации информации источников по истории средневековой Руси

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя единого Русского государства в XV в.

  2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Русского государства в XV в.

  3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, искусству, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа при изучении событий и процессов истории единого Русского государства в XV в., например, освобождением от ордынского владычества, достижениям в зодчестве, иконописи, фресковой живописи.

  4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории единого Русского государства в XV в.

  5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории единого Русского государства в XV в.

  6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Руси в IX – первой половине XII вв.: особенностей социально-экономических отношений (дворянское землевладение, обязанности зависимого населения, начало процесса закрепощения крестьян, складывание приказной системы)

  7. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Русского государства в XV в.

  8. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков российских исторических деятелей Русского государства в XV в.

  9. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении событий феодальной войны второй четверти XV в.

  10. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры Русского государства в XV в.

  11. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства Русского государства в XV в.




2. Соотносить с эпохой Позднего Средневековья события и процессы: строительство краснокирпичного Кремля и кремлевских соборов в Москве, поход Едигея на Москву, пленение ордынцами Василия II Тёмного, прекращение выплаты дани в Орду, стояние на реке Угре, начало междоусобной войны в Московском княжестве, захват Москвы Дмитрием Шемякой, принятие Судебника 1497 г., начало закрепощения крестьянства, укрепление великокняжеской власти в Москве, присоединение Великого Новгорода к Москве, присоединение Твери к Москве, битва на реке Шелони, образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств, заключение Флорентийской унии, русско-литовские войны, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России и стран Европы XV в.

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами истории России и стран Европы XV в.

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории Русского государства в XV в., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории Русского государства в XV в., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории Русского государства в XV в. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Русского государства в XV в., достижениях русской культуры, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории и достижениям культуры Русского государства в XV в. (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории и достижения культуры Русского государства в XV в. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Василия I, Василия II Тёмного, Ивана III, Софьи Палеолог, митрополита Ионы, Марфы Борецкой, хана Ахмата, Софьи Витовтовны, Дмитрия Шемяки, Тимура, Афанасия Никитина, творчество Андрея Рублева, Дионисия, Аристотеля Фиораванти

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Василия I, Василия II Тёмного, Ивана III, Софьи Палеолог, митрополита Ионы, Марфы Борецкой, хана Ахмата, Софьи Витовтовны, Дмитрия Шемяки, Тимура, Афанасия Никитина, творчества Андрея Рублева, Дионисия, Аристотеля Фиораванти по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Василия I, Василия II Тёмного, Ивана III, Софьи Палеолог, митрополита Ионы, Марфы Борецкой, хана Ахмата, Софьи Витовтовны, Дмитрия Шемяки, Тимура, Афанасия Никитина, творчество Андрея Рублева, Дионисия, Аристотеля Фиораванти по нескольким самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Русского государства в XV в., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Русского государства в XV в. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Русского государства в XV в. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей Русского государства в XV в. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории Русского государства в XV в. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории Русского государства в XV в., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории Русского государства в XV в.: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории Русского государства в XV в.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории Русского государства в XV в.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории Русского государства в XV в., достижениях средневековой русской культуры в форме простого плана, таблицы, схемы

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории, а также культуре Русского государства в XV в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/ сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвящённых событиям, процессам и явлениям истории Русского государства в XV в. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Музеи Московского Кремля. Успенский собор http://staytuned.kreml.ru/virtual-tours1

  2. Государственный исторический музей. Палаты бояр Романовых https://shm.ru/museum/pbr/

  3. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева https://www.rublev-museum.ru/

  4. Музей – диорама «Великое Стояние на реке Угре» http://diorama-ugra.ru/

  5. Государственный исторический музей. Зал 13 https://shm.ru/

  6. Виртуальный Русский музей https://rusmuseumvrm.ru/index.php

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Русские земли на политической карте Европы и мира

в начале XV в.»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1436960

ID 1436960

  1. Сценарий урока «Московское княжество в первой половине XV в.»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1436963

ID 1436963

  1. Сценарий урока «Распад Золотой Орды и его последствия»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1436965

ID 1436965

Оценочные процедуры


Контрольная работа по темам «Народы и государства на территории нашей страны в древности», «Русь в IX – первой половине XII вв.», «Русь в середине XII – начале XIII вв.», «Русские земли в середине XIII – XIV вв.», «Формирование единого Русского государства в XV в.».

Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Взаимоотношения Москвы и Крымского ханства в XV веке», «Присоединение Великого Новгорода к Москве»), тест «Правление Ивана III», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Мир в начале Нового времени. Возрождение. Реформация


Содержание темы

Великие географические открытия. Христофор Колумб. Фернан Магеллан. Понятие «Новое время». Контрреформация. Культура эпохи Возрождения. Первые колониальные империи. Реформация в Европе. Мартин Лютер. Страны Центральной и Восточной Европы. Экономическое развитие Западной Европы XVI – XVII веков.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «Новое время», «Великие географические открытия», «Новый свет», «Вест-Индия», «каравелла», «колонизация», «индейцы», «Реформация», «Контрреформация», «иезуиты», «гугеноты», «Возрождение» (Ренессанс), «гуманизм», «колония», «колониальная империя», «конкиста», «конкистадор», «каперство», «корсары», «революция цен», «лютеранство», «кальвинизм», «англиканство», «пуритане», «крепостное право», «шляхта», «сейм», «юнкер», «меркантилизм», «протекционизм», «аграрная революция», «предпринимательство», «буржуазия», «капитализм», «мануфактура», «наёмный рабочий», «товарно-денежные отношения»

1. Использовать понятия по теме «Мир в начале Нового времени. Возрождение. Реформация» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Мир в начале Нового времени. Возрождение. Реформация» для интерпретации информации источников по истории зарубежных стран

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя европейских государств XVI–XVII вв.

2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории европейских стран в начале Нового времени

3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории европейских государств в начале Нового времени

4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении мировой истории Европы начала Нового времени

5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей начала Нового времени

6. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественно-политических процессов начала Нового времени, в том числе начала колониальной политики европейских стран, а также при изучении религиозных войн в Европе

7. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественно-политических процессов начала Нового времени, в том числе начала колониальной политики европейских стран, а также при изучении религиозных войн в Европе

8. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры эпохи Возрождения в Италии, Германии, Нидерландах и других государствах Европы

9. Понимать ценности мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства эпохи Возрождения в Италии, Германии, Нидерландах и других государствах Европы


2. Соотносить с периодом раннего Нового времени события и процессы: открытие морского пути в Индию Васко да Гамой, экспедиции Христофора Колумба и открытие Америки, первое кругосветное плавание Фернана Магеллана, заключение Тордесильясского договора, Тридентский собор, деятельность ордена иезуитов, религиозные войны во Франции, издание Нантского эдикта, экспедиции Эрнана Кортеса, Франсиско Писсаро, Реформация и Контрреформация, публикация 95 тезисов М. Лютера, Крестьянская война в Германии, Аугсбургский религиозный мир, деятельность Карла V Габсбурга, Люблинская уния, начало королевской реформации в Англии, попытки контрреформации при Марии Тюдор, огораживание в Англии, религиозные (гугенотские) войны, Варфоломеевская ночь, развитие мануфактурного производства, усиление королевской власти в странах Западной Европы, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории разных странах Европы в конце XV–XVI вв.

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории разных странах Европы в конце XV–XVI вв.

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории стран Европы в начале Нового времени, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории стран Европы в начале Нового времени, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории стран Европы в начале Нового времени и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории стран Европы в начале Нового времени, о достижениях культуры эпохи Возрождения, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории стран Европы в начале Нового времени, особенностям культуры эпохи Возрождения (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории стран Европы в начале Нового времени (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Генриха Мореплавателя, Бартоломеу Диаша, Васко да Гамы, Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро, Карла V, Филиппа II, Игнатия Лойолы, Мартина Лютера, Жана Кальвина, Томаса Мюнцера, Генриха VIII, Марии Тюдор, Карла V, Генриха IV Бурбона, творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Т. Мора, У. Шекспира, Джованни Боккаччо, А. Дюрера, Э. Роттердамского

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Генриха Мореплавателя, Бартоломеу Диаша, Васко да Гамы, Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Фернана Магеллана, Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро, Карла V, Филиппа II, Игнатия Лойолы, Мартина Лютера, Жана Кальвина, Томаса Мюнцера, Генриха VIII, Марии Тюдор, Карла V, Франциска I, Генриха IV Бурбона, творчества Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Т. Мора, У. Шекспира, Джованни Боккаччо, А. Дюрера, Э. Роттердамского, Караваджо, Ф. Рабле по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Генриха Мореплавателя, Бартоломеу Диаша, Васко да Гамы, Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Фернана Магеллана, Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро, Карла V, Филиппа II, Игнатия Лойолы, Мартина Лютера, Жана Кальвина, Томаса Мюнцера, Генриха VIII, Марии Тюдор, Карла V, Франциска I, Генриха IV Бурбона, творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Т. Мора, У. Шекспира, Джованни Боккаччо, А. Дюрера, Э. Роттердамского, Караваджо, Ф. Рабле по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории стран Европы в начале Нового времени, представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории стран Европы в начале Нового времени с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории стран Европы в начале Нового времени на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей стран Европы в начале Нового времени (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории стран Европы в начале Нового времени (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории стран Европы в начале Нового времени, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории стран Европы в начале Нового времени: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Европы в начале Нового времени

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Европы в начале Нового времени

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории стран Европы в начале Нового времени, достижениях культуры эпохи Возрождения в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории стран Европы в начале Нового времени, достижениях культуры эпохи Возрождения и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории стран Европы в начале Нового времени, а также культуре эпохи Возрождения (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/index.php?lang=ru

  2. Государственный исторический музей https://shm.ru/

  3. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Мир на заре Нового времени»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1049714

ID 1049714

  1. Сценарий урока «Великие географические открытия»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1060539

ID 1060539

  1. Сценарий урока «Расцвет денежной экономики»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1097119

ID 1097119

Оценочные процедуры


Рекомендуемые работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Последствия Великих географических открытий», «Контрреформация в Европе»), тесты «Великие географические открытия», «Реформация в Европе», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Первые революции Нового времени. Международные отношения


Содержание темы

Англия в XVI–XVII вв. Елизавета I. Генрих VIII. Борьба Европы с Османской империей. Осада Вены. Битва при Лепанто. Испания в XVI–XVII вв. Карл V. Культура Европы XVII в. Международные отношения в XVI – XVII вв. Англо-испанское противостояние. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Освободительное движение в Нидерландах. Революция в Англии. Оливер Кромвель. Франция в XVI – XVII вв. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «огораживание», «революция», «Священная лига», «барокко», «научная революция», «европейское равновесие», «иконоборчество», «гёзы», «Соединённые провинции», «пресвитериане», «индепенденты», «кавалеры», «круглоголовые», «диггеры», «Долгий парламент», «Короткий парламент», «протекторат», «реставрация», «абсолютизм», «дипломатические отношения»

1. Использовать понятия по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения» для интерпретации информации источников по истории зарубежных стран

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя европейских государств XVI–XVII вв.

2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории первых революций Нового времени и международных отношений в Европе XVI–XVII вв.

3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории первых революций Нового времени и международных отношений в Европе XVI–XVII вв.

4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении первых революций Нового времени и международных отношений в Европе XVI–XVII вв.

5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей зарубежных стран XVI–XVII вв.

6. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественно-политических процессов европейской истории XVI–XVII вв., в том числе Нидерландской и Английской революций, Тридцатилетней войны

7. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественно-политических процессов европейской истории XVI–XVII вв., в том числе Нидерландской и Английской революций, Тридцатилетней войны

8. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры и искусства Европы XVI–XVII вв., например, барокко в Италии, Германии, Нидерландах и других государствах Европы

9. Понимать ценности мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства Европы XVI–XVII вв., в частности, барокко в XVII – начале XVIII вв.


2. Соотносить с периодом раннего Нового времени события: битва при Лепанто, осада Вены 1529 г., образование Священной Лиги, правление Филиппа II, англо-испанское противостояние, Тридцатилетняя война, Нидерландская революция, заключение Утрехтской унии, гибель Непобедимой армады, Короткий парламент, Долгий парламент, подписание Великой ремонстрации, гражданская война в Англии, казнь короля Карла I Стюарта, протекторат Кромвеля, реставрация Стюартов, Славная революция, Итальянские войны, падение Ла-Рошели, заключение Вестфальского мирного договора, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории разных странах Европы в XVI–XVII вв.

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории разных странах Европы в XVI–XVII вв.

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории первых революций Нового времени, международных отношений в XVI–XVII вв., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории первых революций Нового времени, международных отношений в XVI–XVII вв. и осуществлять проверку гипотез на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв., о достижениях европейской культуры, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв., особенностям европейской культуры (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Елизаветы I, Фрэнсиса Дрейка, Якова I Стюарта, Карла I, Сулеймана I Великолепного, Хуана Австрийского, Яна Собесского, А. Валленштейна, Густава II Адольфа, Генриха VIII Тюдора, Карла V Габсбурга, Вильгельма Оранского, кардинала Ришелье, Филиппа II, герцога Альбы, Вильгельма Оранского, Карла I Стюарта, Оливера Кромвеля, Якова II Стюарта, Генриха IV Бурбона, Людовика XIII, кардинала Мазарини, Людовика XIV, научные достижения и творчество Фрэнсиса Бэкона, Сервантеса, Галилео Галилея, Николая Коперника, Лоренцо Бернини, Исаака Ньютона, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Елизаветы I, Фрэнсиса Дрейка, Якова I Стюарта, Карла I, Сулеймана I Великолепного, Хуана Австрийского, Яна Собесского, А. Валленштейна, Густава II Адольфа, Генриха VIII Тюдора, Карла V Габсбурга, Вильгельма Оранского, кардинала Ришелье, Филиппа II, герцога Альбы, Вильгельма Оранского, Карла I Стюарта, Оливера Кромвеля, Якова II Стюарта, Генриха IV Бурбона, Людовика XIII, кардинала Мазарини, Людовика XIV, научных достижений и творчества Фрэнсиса Бэкона, Сервантеса, Галилео Галилея, Николая Коперника, Лоренцо Бернини, Исаака Ньютона, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Елизаветы I, Фрэнсиса Дрейка, Якова I Стюарта, Карла I, Сулеймана I Великолепного, Хуана Австрийского, Яна Собесского, А. Валленштейна, Густава II Адольфа, Генриха VIII Тюдора, Карла V Габсбурга, Вильгельма Оранского, кардинала Ришелье, Филиппа II, герцога Альбы, Вильгельма Оранского, Карла I Стюарта, Оливера Кромвеля, Якова II Стюарта, Генриха IV Бурбона, Людовика XIII, кардинала Мазарини, Людовика XIV, научные достижения и творчество Фрэнсиса Бэкона, Сервантеса, Галилео Галилея, Николая Коперника, Лоренцо Бернини, Исаака Ньютона, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв.: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв., достижениях европейской культуры в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, процессах и явлениях истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв., о достижениях европейской культуры и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории первых революций Нового времени и международных отношений в XVI–XVII вв. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Музеи Московского Кремля. Оружейная палата https://armoury-chamber.kreml.ru/

  2. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

  3. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/index.php?lang=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Национально-освободительное движение в Нидерландах»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/500267

ID 500267

  1. Сценарий урока «Нидерландская революция»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1134005

ID 1134005

  1. Сценарий урока «Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1748694

ID 1748694

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Причины революции в Англии», «Внутренняя политика Людовика XIV»), тесты «Революция в Англии», «Тридцатилетняя война», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации


Содержание темы

Индия, Китай и Япония в XVI–XVII вв. Китай в XVI–XVII вв. Маньчжурское завоевание. Индия в XVI–XVII вв. Империя Великих Моголов. Османская империя в XVI–XVII вв. Сулейман I

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «синтоизм», «падишах», «сипаи», «Великие Моголы», «Ост-Индская компания»

1. Использовать понятия по теме «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» для интерпретации информации источников по всемирной истории

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя стран Востока XVI–XVII вв.

2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением стран Востока XVI–XVII вв.

3. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории стран Востока XVI–XVII вв.

4. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей стран Востока XVI–XVII вв.

5. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры стран Востока XVI–XVII вв.

6. Понимать ценности мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства стран Востока XVI–XVII вв.

7. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественно-политических процессов истории стран Востока XVI–XVII вв.


2. Соотносить с периодом Раннего Нового времени события и процессы: образование империи Великих Моголов, маньчжурское завоевание Китая, «закрытие Китая», установление сёгуната Токугава, «закрытие Японии», завоевания Сулеймана I, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории стран Востока с событиями и процессами истории стран Европы в XVI–XVII вв.

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами в различных государствах Европы и Востока в XVI–XVII вв.

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории стран Востока в XVI–XVII вв., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории стран Востока в XVI–XVII вв., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории стран Востока в XVI–XVII вв. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории, достижениях культуры стран Востока в XVI–XVII вв., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории и достижениям культуры стран Востока в XVI–XVII вв. (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории и достижения культуры стран Востока в XVI–XVII вв. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Бабура, Акбара, Иэясу Токугава, Сулеймана I

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Бабура, Акбара, Иэясу Токугава, Сулеймана I по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Бабура, Акбара, Иэясу Токугава, Сулеймана I по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории стран Востока в XVI–XVII вв., представленную в явном виде

6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории стран Востока в XVI–XVII вв. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Востока в XVI–XVII вв. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей стран Востока в XVI–XVII вв. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей стран Востока в XVI–XVII вв. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории стран Востока в XVI–XVII вв., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории стран Востока в XVI–XVII вв.: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Востока в XVI–XVII вв.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Востока в XVI–XVII вв.

9. Представлять информацию о событиях истории и культуре стран Востока в XVI–XVII вв. в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях истории, достижениях культуры стран Востока в XVI–XVII вв. и представлять эту информацию в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории стран Востока в XVI–XVII вв. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей Востока https://www.orientmuseum.ru/

  2. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

  3. Российский этнографический музей https://ethnomuseum.ru/

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Могущество и упадок Османской империи»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1131239

ID 1131239

  1. Сценарий урока «Индия в эпоху Великих Моголов»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/707015

ID 707015

  1. Сценарий урока «Китай в Новое время (XIV–XVI вв.)»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/709585

ID 709585

Оценочные процедуры


Контрольная работа по темам «Мир в начале Нового времени. Возрождение. Реформация», «Первые революции Нового времени. Международные отношения», «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации».

Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Причины завоевания Китая маньчжурами», «Завоевания Сулеймана I»), тест «Индия в эпоху Великих Моголов», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы), диалог/полилог.