Файл: Доходы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 4
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Вопросы
-
Понятие доходов бюджетов, их виды. Зачисление доходов в бюджет. -
Классификация доходов бюджетов. -
Разграничение и распределение доходов между бюджетами разных уровней. -
Доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, характеристика их состава и структуры (самостоятельно). -
Характеристика доходов бюджетов зарубежных стран (самостоятельно).
1. Понятие доходов бюджетов, их виды. Зачисление доходов в бюджет
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.
Статья 41 Бюджетного кодекса РФ. Виды доходов бюджетов |
1.К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. |
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
В соответствии со ст.8 Налогового кодекса РФ (НК РФ):
1) под налогом, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
2) под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц
, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности;
3) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии со ст.12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам, в соответствии со ст.13 НК РФ, относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина;
9) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13. К специальным налоговым режимам, предусмотренным ст. 18 НК РФ, относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
4) патентная система налогообложения;
5) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента);
6) "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (в порядке эксперимента).
В соответствии со ст.12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
К региональным налогам, в соответствии со ст. 14 НК РФ, относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
В соответствии со ст.12 Налогового кодекса РФ местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
К местным налогам, в соответствии со ст. 14 НК РФ, относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Налоговые расходы публично-правового образования - выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы РФ, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам.
Неналоговые доходы, выделяемые в российской бюджетной практике в качестве отдельного вида доходов бюджетов, включают многочисленные, довольно различные платежи.
Учитывая многочисленность и видовое разнообразие неналоговых доходов бюджетов, Бюджетный кодекс РФ в статье 41 «Виды доходов бюджетов» ограничивается выделением только некоторых видов неналоговых поступлений, в числе которых:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий
, в том числе казенных…;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных…;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ к безвозмездным поступлениям относятся:
-
дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; -
субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); -
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; -
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; -
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Дотации, субвенции, субсидии – межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации). Дотации предоставляются без определения конкретной цели их использования; субвенции предоставляются на финансирование «переданных» другим публично-правовым образованиям полномочий; субсидии предоставляются на условиях долевого софинансирования расходов других бюджетов.
К собственным доходам бюджетов относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти4
- налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
- акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.
СХЕМА ЗАЧИСЛЕНИЯ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Единый счет бюджета - казначейский счет (совокупность казначейских счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) в Федеральном казначействе отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для осуществления и отражения операций с денежными средствами по поступлениям в бюджет и перечислениям из бюджета.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляют администраторы доходов бюджета1. Администраторы доходов бюджета находятся в ведении соответствующих главных администраторов доходов бюджета2.
Примеры главных администраторов доходов федерального бюджета и администрируемых ими доходов:
Код главного администратора доходов | Наименование главного администратора доходов федерального бюджета | Администрируемые доходы федерального бюджета |
153 | Федеральная таможенная служба | - НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, - акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ, - таможенные пошлины, - таможенные сборы |
048 | Федеральная служба по надзору в сфере природопользования | - государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты |