Файл: Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Рублева Светлана Олеговна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1791

Скачиваний: 73

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая (медицинская) психология со специализацией по патопсихологии (2030)

Дисциплина: Психология развития и возрастная психология

Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста


Выполнил:

слушатель Рублева Светлана Олеговна

Преподаватель:

Коломейцева Лидия Владимировна

г. Москва – 2022

Задание 1

Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.

Методическое обеспечение: Приложение 1.

Задание: Пользуясь приложением №1 во вкладке «Приложения к модулю 3», либо любым другим источником в интернете, сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы.

 

Самооценка

Подростки

Юноши

Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива?

Ведущий вид деятельности учебная и профессиональная. Применительно к своему будущему. Каким я буду членом общества? Кем я стану? Какая у меня будет профессия?

Противоречива. На основе суждений взрослых

Противоречива. На основе саморефлексии и самоанализа.

На основе отдельных поступков

Юноши и девушки при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков. На основе всех своих поступков

 

Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…)

Способны оценивать простые и более сложные отношения (честь, совесть, поступки других людей..) 


Задание 2

Цель: закрепить представления об особенности развития юношеского, зрелого возраста, также периода старения.

Методическое обеспечение: Приложение 2.

Задание: Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 3», охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования.  Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».

Возрастной период

Хроноло-гические рамки

Ведущая потреб-ность

 

 

Социаль-ная

ситуация

развития

Ведущий

вид

деятель-ности

Психологические

новообразования

Кризисы возрастов

Молодость

студенческий возраст – 18-23/25 лет. 

Молодость (юность, студенчество) отличается ярко выраженными социальными потребностями. Они проявляются и в политической активности (участие в выборах, в общественных движениях), и в общении с группами сверстников, и в поисках друга.. 

Сверстник как субъект и объект отношенийВзрослый как старший соратник   Человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные планы. Это прежде всего приобретение профессии, поступление в вуз или колледж. Ход дальнейшего развития личности во многом зависит от социально-профессионального положения. Молодым людям важно найти свое место в обществе, в жизни, в отношениях с новыми людьми.

профессиональная или учебно-профессиональная. Поиск друга как второго я. 

Достижение интеллектуальной и профессиональной зрелости. В ходе интеллектуального развития и самопознания молодые люди создают смысловые системы, которые приводят в порядок жизненный опыт, организуют мышление и чувствование и определяют поведение. Такие системы усложняются и развиваются в течение всей жизни  

период перестройки – кризис третьего курса, выражающийся в смене ценностных ориентаций, отношений и физиологических показате6лях уровня тревожности 

Ранняя взрослость

23/25-33/35 лет 

Начало трудовой профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей.


Это период реального осуществления жизненных планов и стратегий, когда мечты, идеалы и принципы становятся ориентиром в практической деятельности.

Трудовая деятельность, рождение ребенка, создание семьи

Личностный рост в период ранней взрослости связан с тем, что человек связывая свои установки и принципы с реальностью, развивается как профессионал и как член семьи. Интеллектуальное развитие отличается тем, что внимание и память/мышление определяют отбор информации и связь ее с жизненным опытом и достигают высоких уровней развития. Личностный рост происходит с установлением разнообразных новых взаимоотношений на работе и в семье.

Кризис перехода 30 лет, один из самых острых кризисов развития. Психологическое его содержание – переоценка пройденного пути и возможностей дальнейшего развития, потребность в ощутимых переменах

Период зрелости

Период акме – 35-55 (60) лет. 

Достижение общественно-значимых целей

Подведение итогов своей деятельности

В социальном плане люди среднего возраста – это руководители, на них ответственность за судьбы других людей и даже всего общества. Они учат молодых и опекают старых.

В зрелом возрасте человек достигает профессиональной карьеры и компетентности, достигает материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей.


Период характеризуется высшими достижениями (акме) зрелой жизни и осознанием близкого заката. Повышенная активность в реализации самого заветного


Личностное развитие в зрелом возрасте связано с профессиональными и семейными отношениями. Статус профессионала, эксперта, мастера повышает чувство собственного достоинства и чувство ответственности за свои решения. Развитие этих личностных качеств в сочетании с опытом и знаниями создает важнейшее новообразование зрелого возраста – мудрость.


Кризис середины жизни. В зрелом возрасте человек достигает профессиональной карьеры и компетентности, достигает материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей. Эти итоги могут переживаться как неутешительные. Опустошенное гнездо, эмансипация детей.

Период старения

 от 60 до 80; дряхлость от 80 лет 

Передача другим накопленного опыта, потребность в уважении и общении

Доля будущего времени сокращается и увеличивается доля прошлого. Прошлое начинает господствовать над внутренним миром человека. В супружеских отношениях соответственно бывает то полоса повышенной нежности, то ревность вплоть до озлобленности. Утрата социальных связей.

Воспоминания и размышления о прошлом, помощь близким, уход в религию

В течение позднего возраста наблюдаются изменения личностных свойств. Они обусловлены возрастными особенностями пожилого человека. У стареющего человека постепенно слабеет деятельность всех органов чувств, пропадает живость, подвижность. Интенсивно-деятельные люди становятся более пассивными. Уменьшение жизненной энергии сказывается и на эмоциональности.

Самый тяжелый кризис - прекращение профессиональной деятельности, разрыв социальных связей, вдовство, одиночество.




Задание 3

Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов.

Методическое обеспечение: Приложение 3, источники в интернете.

Задание: Пользуясь приложением 3 прочитайте текст, определите:

1)   О каком возрастном этапе идет речь?

2)   Какой кризисный период описан?

3)   Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?

4)   Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса. 

«Фаррелл и Розенберг исследовали муж­чин во время определенного возрастного периода. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в этом возрасте, отра­жающих его мотивационную направленность.

Первый из них — путь трансцендентно-генеративного мужчины, большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для тако­го человека наступает время реализации своих воз­можностей и достижения новых целей.

Второй путь — это путь псевдоразвитого мужчины, внешне справляю­щегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.

Третий путь — мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его соб­ственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот период может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.

Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами.»

  1. Фаррелл и Розенберг исследовали муж­чин во время зрелости.



  1. Кризис среднего возраста или середины жизни.



  1. Кризис среднего возраста — это состояние, для которого характерна утрата смысла жизни, апатия, депрессия. Женщина меняется как личность. Ее прошлые установки и модели поведения больше не приносят удовлетворения. Происходит переоценка ценностей. На этот раз они пересматриваются с учетом жизненного опыта, новых знаний и, возможно, других взглядов на окружающий мир.

У женщин кризис среднего возраста чаще проявляется такими симптомами:


  • тревога;

  • раздражение;

  • перепады настроения;

  • конфликтность;

  • стремление жить (чувство поджимающих сроков);

  • чувство одиночества;

  • упадок жизненных сил;

  • пессимистичные взгляды на будущее;

  • ощущение бесперспективности;

  • неудовлетворенность своим образованием;

  • ощущение скудного выбора места работы;

  • убывание физических сил и привлекательности;

  • противоречие между планами, желаниями и реальностью.

Таким образом, можно выделить 4 группы признаков:

  • эмоциональные (от депрессии до негативизма);

  • когнитивные (мысли о разводе, поиск смысла жизни, переоценка взглядов);

  • поведенческие (конфликты, зависимости);

  • гормональные, или физиологические (снижение либидо, соматические болезни, климакс).

По категориям мужчины и женщины испытывают одинаковые признаки, но в зависимости от гендера их проявления несколько отличаются.

Модели кризисного поведения

У женщин в период кризиса средних лет отмечается 4 модели поведения.

  1. Сравнение потраченных сил с результатом. Характерно для тех, кто начал рано строить карьеру.

  2. Сожаления о нереализованном потенциале. Характерно для тех, кто забыл про карьеру и отдался семье.

  3. Перестройка жизни (новая профессия и увлечения, иногда новая любовь).

  4. Попытки продлить молодость или хотя бы средний возраст. Характерно для тех, кто рано вступил в брак или рано начал самостоятельную жизнь.

Причины кризиса

Причина кризиса – противоречие между планами и желаниями в значимых категориях жизни и реалиями (невозможность удовлетворить актуальную потребность). Значимыми категориями в среднем возрасте у женщин являются:

  • семья,

  • здоровье,

  • уверенность в себе,

  • духовная удовлетворенность,

  • любовь,

  • свобода,

  • индивидуальность,

  • развитие.

Соответственно ощущение дискомфорта в какой-либо из этих сфер или в нескольких может спровоцировать кризис. Например, осознание одиночества, духовной пустоты, личностного застоя, «заключения» на работе или в стенах дома.

Однако чаще всего, как отмечают исследователи, противоречия возникают в сфере здоровья, семьи, уверенности в себе, любви, духовной удовлетворенности и материального благополучия (независимости). Стоит отметить, что каждая категория тесно связана с другими. Например, неудачи в любви могут вызвать неуверенность в себе. Финансовое неблагополучие – проблемы со здоровьем.


Усугубить течение кризиса у женщин способны такие факторы как:

  • реальное одиночество;

  • безработица или временная работа;

  • реальная депрессия;

  • ожидание приближающейся менопаузы.

Профессиональный застой

Если женщина уходит в декрет или выходит из него, то может возникнуть такая проблема, как потеря профессиональной мотивации (особенно если профессия была подобрана неправильно). То есть женщина настолько привыкает к роли домохозяйки, что уже не хочет или не может работать.

Иногда ситуацию усугубляет отдельная специфика профессии или ритм жизни. Под этим я подразумеваю необходимость постоянного повышения квалификации, переквалификации и самообразования. То есть женщина среднего возраста, да еще и с декретом, буквально может оказаться «за бортом». Или ей будет быстро подобрана более молодая и амбициозная замена, пусть и с меньшим опытом, но открытая к новому обучению.

Однако, как отмечают статисты, женщины проще переживают кризис, связанный с профессиональной деятельностью:

  • во-первых, они реже мужчин понимают, что выбрали не свой путь;

  • во-вторых, от природы обладают широким профилем задатков, что позволяет найти себя в альтернативном виде деятельности.

Страх одиночества

У женщин кризис среднего возраста чаще базируется на осознании одиночества, то есть речь идет о замужестве и детях. Специфика состоит в том, что проблема не в поиске своей второй половинки, а в избегании от одиночества. Сюда относится мысль «мне 35, а ни котенка, ни ребенка, ни мужика». И начинаются попытки «запрыгнуть» абы куда, что часто заканчивается новыми переживаниями.

Семья

Повторное и позднее вступление в брак для женщин среднего возраста опасно не только самим кризисом бытовой жизни, но и проблемами идентичности. Как отмечал психотерапевт Эрик Эриксон, смена фамилии может вылиться в кризис идентичности, то есть самоопределения принадлежности.

Рождение ребенка (первого или второго и последующих) тоже может вылиться в разногласия. Между детьми или ребенком и мужем. В основе каждого непонимания – «дележка» внимания женщины.

Страх смерти

Для женщин (как и мужчин) популярен кризис на основе страха старости и смерти. Осознание того, что человек теперь не взрослеет, а стареет, не дает покоя. Если при этом еще не нравится что-то в себе, своей жизни, то возможны 2 варианта развития событий.