Файл: Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Рублева Светлана Олеговна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1791
Скачиваний: 73
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология со специализацией по патопсихологии (2030)
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста
Выполнил:
слушатель Рублева Светлана Олеговна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Москва – 2022
Задание 1
Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.
Методическое обеспечение: Приложение 1.
Задание: Пользуясь приложением №1 во вкладке «Приложения к модулю 3», либо любым другим источником в интернете, сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы.
Самооценка | |
Подростки | Юноши |
Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива? | Ведущий вид деятельности учебная и профессиональная. Применительно к своему будущему. Каким я буду членом общества? Кем я стану? Какая у меня будет профессия? |
Противоречива. На основе суждений взрослых | Противоречива. На основе саморефлексии и самоанализа. |
На основе отдельных поступков | Юноши и девушки при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков. На основе всех своих поступков |
Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…) | Способны оценивать простые и более сложные отношения (честь, совесть, поступки других людей..) |
Задание 2
Цель: закрепить представления об особенности развития юношеского, зрелого возраста, также периода старения.
Методическое обеспечение: Приложение 2.
Задание: Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 3», охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».
Возрастной период | Хроноло-гические рамки | Ведущая потреб-ность | Социаль-ная ситуация развития | Ведущий вид деятель-ности | Психологические новообразования | Кризисы возрастов |
Молодость | студенческий возраст – 18-23/25 лет. | Молодость (юность, студенчество) отличается ярко выраженными социальными потребностями. Они проявляются и в политической активности (участие в выборах, в общественных движениях), и в общении с группами сверстников, и в поисках друга.. | Сверстник как субъект и объект отношений, Взрослый как старший соратник Человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные планы. Это прежде всего приобретение профессии, поступление в вуз или колледж. Ход дальнейшего развития личности во многом зависит от социально-профессионального положения. Молодым людям важно найти свое место в обществе, в жизни, в отношениях с новыми людьми. | профессиональная или учебно-профессиональная. Поиск друга как второго я. | Достижение интеллектуальной и профессиональной зрелости. В ходе интеллектуального развития и самопознания молодые люди создают смысловые системы, которые приводят в порядок жизненный опыт, организуют мышление и чувствование и определяют поведение. Такие системы усложняются и развиваются в течение всей жизни | период перестройки – кризис третьего курса, выражающийся в смене ценностных ориентаций, отношений и физиологических показате6лях уровня тревожности |
Ранняя взрослость | 23/25-33/35 лет | Начало трудовой профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей. | Это период реального осуществления жизненных планов и стратегий, когда мечты, идеалы и принципы становятся ориентиром в практической деятельности. | Трудовая деятельность, рождение ребенка, создание семьи | Личностный рост в период ранней взрослости связан с тем, что человек связывая свои установки и принципы с реальностью, развивается как профессионал и как член семьи. Интеллектуальное развитие отличается тем, что внимание и память/мышление определяют отбор информации и связь ее с жизненным опытом и достигают высоких уровней развития. Личностный рост происходит с установлением разнообразных новых взаимоотношений на работе и в семье. | Кризис перехода 30 лет, один из самых острых кризисов развития. Психологическое его содержание – переоценка пройденного пути и возможностей дальнейшего развития, потребность в ощутимых переменах |
Период зрелости | Период акме – 35-55 (60) лет. | Достижение общественно-значимых целей Подведение итогов своей деятельности | В социальном плане люди среднего возраста – это руководители, на них ответственность за судьбы других людей и даже всего общества. Они учат молодых и опекают старых. В зрелом возрасте человек достигает профессиональной карьеры и компетентности, достигает материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей. | Период характеризуется высшими достижениями (акме) зрелой жизни и осознанием близкого заката. Повышенная активность в реализации самого заветного | Личностное развитие в зрелом возрасте связано с профессиональными и семейными отношениями. Статус профессионала, эксперта, мастера повышает чувство собственного достоинства и чувство ответственности за свои решения. Развитие этих личностных качеств в сочетании с опытом и знаниями создает важнейшее новообразование зрелого возраста – мудрость. | Кризис середины жизни. В зрелом возрасте человек достигает профессиональной карьеры и компетентности, достигает материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей. Эти итоги могут переживаться как неутешительные. Опустошенное гнездо, эмансипация детей. |
Период старения | от 60 до 80; дряхлость от 80 лет | Передача другим накопленного опыта, потребность в уважении и общении | Доля будущего времени сокращается и увеличивается доля прошлого. Прошлое начинает господствовать над внутренним миром человека. В супружеских отношениях соответственно бывает то полоса повышенной нежности, то ревность вплоть до озлобленности. Утрата социальных связей. | Воспоминания и размышления о прошлом, помощь близким, уход в религию | В течение позднего возраста наблюдаются изменения личностных свойств. Они обусловлены возрастными особенностями пожилого человека. У стареющего человека постепенно слабеет деятельность всех органов чувств, пропадает живость, подвижность. Интенсивно-деятельные люди становятся более пассивными. Уменьшение жизненной энергии сказывается и на эмоциональности. | Самый тяжелый кризис - прекращение профессиональной деятельности, разрыв социальных связей, вдовство, одиночество. |
Задание 3
Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов.
Методическое обеспечение: Приложение 3, источники в интернете.
Задание: Пользуясь приложением 3 прочитайте текст, определите:
1) О каком возрастном этапе идет речь?
2) Какой кризисный период описан?
3) Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?
4) Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.
«Фаррелл и Розенберг исследовали мужчин во время определенного возрастного периода. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в этом возрасте, отражающих его мотивационную направленность.
Первый из них — путь трансцендентно-генеративного мужчины, большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для такого человека наступает время реализации своих возможностей и достижения новых целей.
Второй путь — это путь псевдоразвитого мужчины, внешне справляющегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.
Третий путь — мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот период может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.
Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами.»
-
Фаррелл и Розенберг исследовали мужчин во время зрелости.
-
Кризис среднего возраста или середины жизни.
-
Кризис среднего возраста — это состояние, для которого характерна утрата смысла жизни, апатия, депрессия. Женщина меняется как личность. Ее прошлые установки и модели поведения больше не приносят удовлетворения. Происходит переоценка ценностей. На этот раз они пересматриваются с учетом жизненного опыта, новых знаний и, возможно, других взглядов на окружающий мир.
У женщин кризис среднего возраста чаще проявляется такими симптомами:
-
тревога; -
раздражение; -
перепады настроения; -
конфликтность; -
стремление жить (чувство поджимающих сроков); -
чувство одиночества; -
упадок жизненных сил; -
пессимистичные взгляды на будущее; -
ощущение бесперспективности; -
неудовлетворенность своим образованием; -
ощущение скудного выбора места работы; -
убывание физических сил и привлекательности; -
противоречие между планами, желаниями и реальностью.
Таким образом, можно выделить 4 группы признаков:
-
эмоциональные (от депрессии до негативизма); -
когнитивные (мысли о разводе, поиск смысла жизни, переоценка взглядов); -
поведенческие (конфликты, зависимости); -
гормональные, или физиологические (снижение либидо, соматические болезни, климакс).
По категориям мужчины и женщины испытывают одинаковые признаки, но в зависимости от гендера их проявления несколько отличаются.
Модели кризисного поведения
У женщин в период кризиса средних лет отмечается 4 модели поведения.
-
Сравнение потраченных сил с результатом. Характерно для тех, кто начал рано строить карьеру. -
Сожаления о нереализованном потенциале. Характерно для тех, кто забыл про карьеру и отдался семье. -
Перестройка жизни (новая профессия и увлечения, иногда новая любовь). -
Попытки продлить молодость или хотя бы средний возраст. Характерно для тех, кто рано вступил в брак или рано начал самостоятельную жизнь.
Причины кризиса
Причина кризиса – противоречие между планами и желаниями в значимых категориях жизни и реалиями (невозможность удовлетворить актуальную потребность). Значимыми категориями в среднем возрасте у женщин являются:
-
семья, -
здоровье, -
уверенность в себе, -
духовная удовлетворенность, -
любовь, -
свобода, -
индивидуальность, -
развитие.
Соответственно ощущение дискомфорта в какой-либо из этих сфер или в нескольких может спровоцировать кризис. Например, осознание одиночества, духовной пустоты, личностного застоя, «заключения» на работе или в стенах дома.
Однако чаще всего, как отмечают исследователи, противоречия возникают в сфере здоровья, семьи, уверенности в себе, любви, духовной удовлетворенности и материального благополучия (независимости). Стоит отметить, что каждая категория тесно связана с другими. Например, неудачи в любви могут вызвать неуверенность в себе. Финансовое неблагополучие – проблемы со здоровьем.
Усугубить течение кризиса у женщин способны такие факторы как:
-
реальное одиночество; -
безработица или временная работа; -
реальная депрессия; -
ожидание приближающейся менопаузы.
Профессиональный застой
Если женщина уходит в декрет или выходит из него, то может возникнуть такая проблема, как потеря профессиональной мотивации (особенно если профессия была подобрана неправильно). То есть женщина настолько привыкает к роли домохозяйки, что уже не хочет или не может работать.
Иногда ситуацию усугубляет отдельная специфика профессии или ритм жизни. Под этим я подразумеваю необходимость постоянного повышения квалификации, переквалификации и самообразования. То есть женщина среднего возраста, да еще и с декретом, буквально может оказаться «за бортом». Или ей будет быстро подобрана более молодая и амбициозная замена, пусть и с меньшим опытом, но открытая к новому обучению.
Однако, как отмечают статисты, женщины проще переживают кризис, связанный с профессиональной деятельностью:
-
во-первых, они реже мужчин понимают, что выбрали не свой путь; -
во-вторых, от природы обладают широким профилем задатков, что позволяет найти себя в альтернативном виде деятельности.
Страх одиночества
У женщин кризис среднего возраста чаще базируется на осознании одиночества, то есть речь идет о замужестве и детях. Специфика состоит в том, что проблема не в поиске своей второй половинки, а в избегании от одиночества. Сюда относится мысль «мне 35, а ни котенка, ни ребенка, ни мужика». И начинаются попытки «запрыгнуть» абы куда, что часто заканчивается новыми переживаниями.
Семья
Повторное и позднее вступление в брак для женщин среднего возраста опасно не только самим кризисом бытовой жизни, но и проблемами идентичности. Как отмечал психотерапевт Эрик Эриксон, смена фамилии может вылиться в кризис идентичности, то есть самоопределения принадлежности.
Рождение ребенка (первого или второго и последующих) тоже может вылиться в разногласия. Между детьми или ребенком и мужем. В основе каждого непонимания – «дележка» внимания женщины.
Страх смерти
Для женщин (как и мужчин) популярен кризис на основе страха старости и смерти. Осознание того, что человек теперь не взрослеет, а стареет, не дает покоя. Если при этом еще не нравится что-то в себе, своей жизни, то возможны 2 варианта развития событий.