Файл: Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Рублева Светлана Олеговна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1793
Скачиваний: 73
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Наделение ненавистными характеристиками какого-либо объекта с последующим удалением того из жизни («Во всем виноват …»). Как ни странно, это может быть супруг, близкий человек, работа. Потом находится новый объект, который по ожиданиям должен вернуть былую молодость. Однако со временем выясняется, что от себя не убежишь. Таким образом часто возникают случайные любовные связи. -
Второй вариант – сохранение объекта, несмотря на явное ухудшение взаимоотношений. У женщин это тоже тесно связано с семейной жизнью. «У нас дети, мы столько прошли».
Стоит отметить, что женщинам свойственнее второй вариант.
Источник: Кризис среднего возраста у женщин — советы психолога (psychologist.tips)
Источник: https://lifemotivation.online/psychology/krizisy-vzroslosti/srednego-vozrasta/krizis-srednego-vozrasta-u-zhenshhin
-
Самая большая сложность в организации психологической поддержки – это нацелить человека на работу с самим собой. Достаточно часто наблюдается проекция кризиса на окружение, и в этом случае человек приходит на консультацию с запросом, совершенно неадекватным реальной ситуации. Например, он может попросить разобраться в его семейных проблемах, взаимоотношениях с начальником и т. п. Поэтому первое, что необходимо сделать, – это подойти к обсуждению собственных трудностей, т.е. помочь человеку признать наличие у него самого эмоциональных проблем. Можно использовать для этого прием, предложенный Н. Орешкиной.
Консультант рассказывает клиенту историю, которая представлена дальше в варианте для женщин и для мужчин, и просит его ответить, что показалось в ней интересным или близким.
«В некотором царстве, некотором государстве жила-была женщина. Жила она счастливо, все у нее было хорошо. Как вдруг... Однажды...
Все кругом ополчились на нее, судьба перестала быть к ней благосклонной. Она вдруг поняла, что потеряла саму себя. Все жутко надоело, стало казаться чужим. Будущее стало казаться серым, все в сером густом тумане, потому что перспектив нет и не видно. Начались проблемы с работой и на работе. Частая смена настроения: хочется то ругаться, то плакать. Смеешься почему-то редко. Мало что радует в жизни, да ничего и не хочется. Иногда кажется, что совсем не осталось сил и не знаешь, где их взять. Боишься не успеть чего-то в жизни, года уходят. Хочется все изменить, но не знаешь как. Но одновременно и боишься изменений: лучше пусть так, лишь бы хуже не было. Иногда хочется залезть под одеяло с головой и ничего не видеть и не слышать. Начала уже ощущать дуновение старости, в зеркало меньше хочется смотреться: морщины, седые волосы. Чувствуешь уменьшение жизненных сил».
Как правило, после изложения этой истории люди рассказывают о том, чем она им близка. Иногда говорят, что эта история списана прямо с них. И тогда с обсуждения этой истории начинается рассказ клиента уже о самом себе. Как легко заметить, психологическая поддержка здесь осуществляется в соответствии с логикой, описанной ранее применительно к кризису в молодости, – первым этапом является признание самим человеком факта вступления в трудную ситуацию. Соответственно следующим этапом может быть присвоение этой ситуации имени – «кризиса середины жизни». Для этого консультант может рассказать человеку о специфике и типичных проявлениях этого кризиса, о подведении итогов и корректировке своего дальнейшего пути. А главное, о необходимости смены внешней позиции на внутреннюю: переход от завоевания внешнего мира к завоеванию самого себя, от поисков пути во внешнем мире к поискам пути к самому себе. Естественно, этот рассказ должен сопровождаться примерами конкретных людей, которые не просто преодолели этот кризис, а вышли на новый уровень своего развития. Иногда человеку бывает достаточно узнать, что происходящее с ним абсолютно нормально и, более того, закономерно. И дальнейшую внутреннюю работу он может осуществить самостоятельно.
Но далеко не всегда рассказа о кризисе бывает достаточно. Некоторым требуется более длительная и глубокая поддержка. Как мы уже говорили, нередко человек страдает от того, что, как ему кажется, он ничего не достиг в жизни. А времени на новые достижения уже не осталось. Этому способствует и стремительное возрастание в нашей стране в последнее время ценностей внешнего благополучия и успеха. Помочь человеку подвести итоги прожитого, осознать то важное и ценное, что он уже осуществил, можно с помощью упражнения Дж. Рейнуотер «Похвальное слово самому себе», которое лучше проводить в группе, но возможно и индивидуально.
«В течение 10 мин с закрытыми глазами вспоминайте свою жизнь.
Начните с самых ранних детских воспоминаний.
Вспомните каждое ваше достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться.
Откажитесь от любых скромных и снижающих ваши достоинства замечаний (например, «В институте я был первым в группе Правда, в ней было всего десять человек». Отбросьте второе предложение и оставьте только первое').
Обратите особое внимание на те события, которые без вашего участия приняли бы совсем другой оборот (например, случай, когда вы выступили и защитили вашего товарища по работе или когда вы опоздали на назначенную встречу, потому что помогали потерявшемуся ребенку добраться до дома).
И не забудьте поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас были трудны (например, когда вы выступили против хулигана, хотя у вас и дрожали колени; или тот случай, когда вы, человек не очень способный к языкам, решили все-таки улучшить ваш французский со степени В до степени А и преуспели в этом)».
Использовалось это упражнение в работе с группой воспитателей детских садов и учителей средних школ. Было удивительно наблюдать изменения в педагогах, когда они осознавали, сколько детей прошло через их руки, сколько выпусков они сделали и т.д.
Ранее уже отмечалось, что типичными проявлениями кризиса являются депрессивные переживания: отсутствие радости от жизни в настоящем, страх перед будущим. Поэтому очень важно помочь человеку увидеть те существующие источники радости, которые он не замечает. Показать, что счастье – это состояние души, и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния. Здесь также можно в качестве отправной точки использовать упражнение «Уровень счастья», предложенное Дж. Рейнуотер.
Составьте список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности, – солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир.
Если работа по подведению итогов и нахождению источников радости, счастья в настоящем проведена достаточно тщательно, можно перейти к поиску новых возможностей, новых путей, предоставляемых кризисом. Здесь требуется большая тонкость консультанта в понимании индивидуальных особенностей клиента, поэтому трудно давать универсальные рекомендации.
Источник: 3. Кризис «середины жизни» и особенности психологической поддержки (studfile.net)
Задание 4
Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов по Эпигенетической теории Э.Эриксона.
Методическое обеспечение: Приложение 3.
Задание: Пользуясь приложением №3 во вкладке «Приложения к модулю 3», прочитайте текст, напишите краткий анализ Вашего жизненного пути, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; хронологические рамки; ведущая потребность; социальная ситуации развития; ведущий вид деятельности; психологические новообразования; кризисы возрастов.
Пример: 1. От рождения до 1 года. 2. Орально-сенсорная. 3. Могу ли я доверять миру? 4. Социальные условия: в полгода была отдана в ясли. Депривация от эмоционального общения со значимыми взрослыми. Неудовлетворенные потребности. Непоследовательность в удовлетворении потребностей: в яслях подходили только по времени; когда была дома подходили и пытались удовлетворить потребности (проявить заботу) по плачу ребенка младенца. 5. Базовое недоверие миру и своим силам. Таким образом, описать все кризисные этапы Вашего жизненного пути.
Этапы психосоциального развития по Эриксону
| Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
Стадия 1 (от рождения до 1 года) | Орально-сенсорная | Могу ли я доверять миру? | Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Кормление грудью по требованию. Контакт с матерью постоянный. Полная семья, забота со стороны взрослых. | Доверие |
Стадия 2 (от 2 до 3 лет) | Мышечно-анальная | Могу ли я уп-равлять собственным поведением? | Разумная дозволенность, поддержка. Родители которые понимают и принимают ребенка. | Автономия |
Стадия 3 (от 4 до 5 лет) | Локомоторно-генитальная | Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? | Поощрение активности, наличие возможностей. Посещение детского сада. Активное общение со сверстниками. Проявление лидерских и творческих качеств. Поддержка и одобрение со стороны значимых взрослых. | Инициатива |
Стадия 4 (6 до 11 лет) | Латентная | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | Плохое обучение, отсутствие руководства и поддержки. Переезд в другой район. Большую часть времени родители на работе. Я предоставлена сама себе. Проблемы с обучением и понимаем школьной программы. Большую часть времени проходит на улице и за просмотром телевизора. | Чувство неполноценности |
Стадия 5 (от 12 до 18 лет) | Отрочество и юность | Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? | Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания. Рождение младшего брата. Большую часть времени я провожу с ним. Готовка, уборка и присмотр за младшим братом становятся моей зоной ответственности. Учеба уходит на второй план. Выбор профессии, пугает. Непонимание кто я и для чего я. Отношения со сверстниками тоже сильно портятся. Я замыкаюсь в себе и прячусь от внешнего мира. Нежелание и страх будущей жизни. Ближе к шестнадцати годам сильный регресс и уход в детство. Поддержка со стороны мамы. Она начинает много времени проводить со мной, спокойно и дружелюбно воспринимает все мои перепады настроения. Помогает мне в решении социальных моментов. | Смешение ролей |
Стадия 6 (ранняя взрослость) | Молодость | Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? | Душевная теплота, понимание, доверие. Обретение большого количества друзей среди сверстников. Удачное поступление в колледж. Социализация. Поддержка мамы. Пробуждение лидерских качеств и амбиций (староста группы, прекрасные отношения с преподавателями) Появление друзей старше меня вне колледжа. Встреча с человеком, нацеленным на создание теплых и гармоничных отношений. Создание семьи, переезд в другой город. Выбор профессии. Путешествия, общение с разными людьми. | Близость |
Стадия 7 (взрослость) | Взрослость | Что я могу предложить будущим поколениям? | Целеустремленность, продуктивность. Рождение ребенка, семья, построение быта. Саморазвитие, эксперименты, новые увлечения. Проекты над которыми идет работа. Страх не успеть осуществить все задуманное. Желание полностью и максимально раскрыть свой потенциал. В профессии и семейных отношениях. Желание оставить свой след в истории. | Генеративность |