Файл: Государство заемщик Предоставление средств государство кредитор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА В РФ
12.1. Понятие государственного и муниципального кредита Государственный и муниципальный кредит как правовая категория – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе
- привлечения государством временно свободных денежных средств иных лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности,
- а также в процессе предоставления государством денежных средств на тех же условиях. В первом случае государство (муниципальное образование) является заемщиком, такое правовое явление именуется государственный и муниципальный долг. Во втором случае оно является кредитором, предоставляя займы, в результате чего формируются государственные долговые требования. Публичная долговая деятельность - это один из самостоятельных видов финансовой деятельности государства и его территориальных образований. Государственный кредит Привлечение средств
(государство - заемщик) Предоставление средств государство - кредитор)
12.1. Понятие государственного и муниципального кредита Государственный и муниципальный кредит как правовая категория – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе
- привлечения государством временно свободных денежных средств иных лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности,
- а также в процессе предоставления государством денежных средств на тех же условиях. В первом случае государство (муниципальное образование) является заемщиком, такое правовое явление именуется государственный и муниципальный долг. Во втором случае оно является кредитором, предоставляя займы, в результате чего формируются государственные долговые требования. Публичная долговая деятельность - это один из самостоятельных видов финансовой деятельности государства и его территориальных образований. Государственный кредит Привлечение средств
(государство - заемщик) Предоставление средств государство - кредитор)
2
12.2. Понятие, значение и классификация государственного и муниципального долга Государственный (муниципальный) долг регулируется как нормами финансового права, таки нормами гражданского права, Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"
Гражданско-правовыми нормами регулируются правоотношения, возникающие между государством и физическими или юридическими лицами, в которых стороны находятся в равном положении по отношению друг к другу, а не в отношениях власти и подчинения. Одним из источников Значение государственных и муниципальных заимствований
1) финансирование дефицитов соответствующих бюджетов
(ненефтегазового дефицита федерального бюджета
2) погашение долговых обязательств
3) регулирование денежного обращения. Долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем имуществом, находящимся в собственности заемщика (РФ, субъекта РФ или муниципального образования, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Публично-правовые образования не отвечают по обязательствам друг друга. Предельный объем государственного долга РФ, субъекта Российской Федерации, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом решением) о соответствующем бюджете. Требования к его размеру установлены в ст. 107 БК. Верхний предел внутреннего и внешнего долга каждого публично- правового образования устанавливается законом (решение) о бюджете этого
3 образования на очередной финансовый год и плановый период (с соблюдением ограничений, установленных п.п. 2,3 ст. 107 БК). Однако в некоторых случаях Правительство РФ (Минфин РФ) вправе превысить верхний предел (п. 5 ст. 103 БК). Планируемые долговые обязательства конкретизируются в Программах государственных внешних заимствований, государственных внутренних заимствований, муниципальных заимствований, а также в программах государственных гарантий на очередной финансовый год. Такие Программы являются приложением к соответствующему закону (решению) о бюджете.
Поступления в бюджет средств от заимствований учитываются не в качестве доходов бюджета, а в источниках финансирования его дефицита. Погашение (возврат) основной суммы долга, учитывается не в расходах бюджета, а в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения их объема. Учет и регистрация долговых обязательств осуществляются в Государственной долговой книге РФ (ее ведет Минфин РФ, в государственной долговой книге субъекта РФ (ведет его финансовый орган, в муниципальной долговой книге муниципального образования. Классификация долговых обязательств
1. В зависимости от должника А) государственный долг РФ, Б) государственный долг субъекта РФ, В) муниципальный долг.
2. По сроку действия А) краткосрочные (менее 1 года, Б) среднесрочные от 1 года до 5 лет, В) долгосрочные (государственные обязательства - от 5 до 30 лет Впервые на срок 30 были выпущены и размещены на внешнем рынке еврооблигации
(евробонды) в 2012 г. на 7 млрд. долл. США.
, а муниципальные – от 5 до 10 лет включительно.
4
3. В зависимости от валюты обязательства А) внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ российских рублях. Но к нему отнесены и обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 6 БК); Б) внешний долг, выражаемый в иностранной валюте. Исключение заимствования у РФ в иностранной валюте, предоставление Российской Федерации гарантий в иностранной валюте субъектами РФ и муниципальными образованиями не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга (п. 2,3 ст. 140 БК).
12.3. Государственный долг Российской Федерации, его структура. Внешний и внутренний долг РФ Государственный долг РФ представляет собой
- долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми
В
ид
ы
го суда рс тв ен ног о и муниципального долга государственный долг РФ максимальный срок 30 лет) внутренний выражен в рублях) внешний в иностранной валюте) государственный долг субъекта РФ максимальный срок 30 лет) внутренний внешний муниципальный долг максимальный срок 10 лет)
только внутренний
5 организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ,
- долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Гарантия является способом обеспечения исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства. Например, завод (принципал) заключил кредитный договор (основное обязательство) с банком (бенефициаром), а в качестве обеспечения возврата кредита предоставил государственную гарантию РФ. В случае неисполнения заводом договора, государству (гаранту) за счет средств федерального бюджета придется выплачивать банку сумму кредита и проценты.
- долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК (ст. 97 БК). Так, казначейские обязательства СССР были переведены в целевые казначейские обязательства РФ, сертификаты Государственного сберегательного Банка СССР - в целевые сертификаты РФ
2
Структура государственного долга РФ – долговые обязательства РФ
1) по кредитам от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям 2
Ст.ст. 7,8 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации. международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц. К международным финансовым Целевой иностранный кредит (заимствование - форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов (ст. 6 БК). Это связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лица также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
6 организациям относятся Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Парижский клуб, Лондонский клуб 2) по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ например, облигациям, казначейским обязательствами др.
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ
4) государственным гарантиям РФ
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.
Например, задолженность России Парижскому клубу, перешедшая отбывшего СССР, составила наг млрд. амер. долл.
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются следующие обязательства, выраженные в валюте РФ
1) долг по государственным ценным бумагам РФ наг. это облигации федерального займа с постоянным доходом и с амотризацией долга (ОФЗ-ПД, ОФЗ-АД), Государственные сберегательные облигации с постоянной и фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС, ГСО-ФПС), облигации внутренних облигационных займов РФ (ОВОЗ), облигации государственного валютного займа (ОГВЗ) 1991 г. Итого Международный банк реконструкции и развития - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Международный валютный фонд - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 гс целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по экономическим вопросам ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. Парижский клуб стран кредиторов - неформальное международное межправительственное объединение, занимающееся урегулированием внешней задолженности государств. Клуб действует с 1956 г, объединяя государства-кредиторы Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Россия - член Парижского клуба с 1997 года. Лондонский клуб - неинституциализированное объединение коммерческих банков- кредиторов (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с "Дойче банком.
7 3546, 46 млрд. руб.).
Их владельцы – банки, финансовые организации, Пенсионный фонд, Внешэкономбанк, нерезиденты.
2) основной долг по кредитам, которые получены Российской Федерацией (те. сумма кредита без учета процентов за пользование им
3) основной долг по бюджетным кредитам, полученным РФ
4) объем обязательств по государственным гарантиям. В 2012 г. объем таких обязательств -1,2 трлн. руб.
5) объем иных долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК. К внутреннему долгу отнесены и гарантированные сбережения граждан, помещенные
- на вклады в Сберегательный банк РФ РСФСР до 20 июня 1991 г
- на вклады в организации государственного страхования РФ СССР РСФСР по договорным видам личного страхования до 1 января 1992 г
- в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР до 01.01.92 г.
8
З
а 10 лет сумма денежных средств, направляемых на компенсационные выплаты по дореформенным сбережениям граждан, выросла более чем враз с 12 млрд. руб. в
2001 году до 115 млрд. руб. в 2010 году. В 2011 году ив плановом периоде на такие выплаты планируется направлять по 50 млрд. руб. ежегодно.
8
Ст.ст. 1,2 Федерального закона от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации. Этим законом предполагается осуществить переоформление дореформенных сбережений граждан в государственные ценные бумаги и выпускаемые навесь объем гарантированных сбережений. Возникающий в результате государственный внутренний долг оценивается, по состоянию на начало 2011 г, в 25 трлн. руб.
8
Госдолг будет увеличиваться с 13,6% ВВП в 2011 году до 17,4% ВВП в 2013 г.
В объем государственного внешнего долга РФ включаются следующие обязательства (выраженные в иностранной валюте
1) долг по государственным ценным бумагам РФ
2) основной долг по кредитам, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии РФ
3) обязательства по государственным гарантиям РФ. Право осуществления заимствований от имени РФ принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Минфину РФ. Структура гос. внешнего долга РФ по состоянию на 01.04.2012 г.
9
Категория долга млн. долл. США Гос. внешний долг РФ (включая обязательства СССР, принятые Россией)
34 819,9 Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации
468,6 Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба
1326,3 Задолженность перед бывшими странами СЭВ
1019,6 Коммерческая задолженность бывшего СССР
56,7 Задолженность перед международными финансовыми организациями
2360,7 Задолженность по внешним облигационным займам
28 546,9 Официальный сайт Министерства финансов РФ. Электронный ресурс. http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/
0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500 Объем государственного внутреннего долга РФ в 2000 - 2012 годах, млрд. руб.
9 Задолженность по облигациям внутреннего гос. валютного займа (ОВГВЗ)
10 24,1 Государственные гарантии РФ в иностранной валюте
1017 Для сравнения, государственный долг США – ок. 15 трлн. долл. Объем госдолга в еврозоне составляет почтив США превысил 100% от ВВП страны, в Италии - 100%, в Японии - 226%, в Китае - 27% от ВВП, а в России - 11% ВВП.
12.4. Долг субъектов РФ и муниципальных образований Структура долга субъектов РФ. Долговые обязательства субъекта РФ в соответствии сост БК РФ могут существовать в виде обязательств, аналогичных федеральным долговым обязательствам (по государственным ценным бумагам субъекта РФ, бюджетных и иных кредитов и т.д.), за исключением пятого пункта (иные долговые обязательства, ранее отнесенные законодательством РФ на государственный долг. Виды долговых обязательств в зависимости от сроков аналогичны видам государственного долга РФ. По состоянию на март 2012 г. самый большой долг имеют Москва (233 млрд. руб, Московская обл. (121 млрд. руб, Татарстан (111 млрд. руб. Всего долги регионов составляют 1,38 трлн. руб.
11
Долг субъекта РФ может быть как внутренним, таки внешним. Право на осуществление внешних заимствований размере зависит от финансового благополучия субъекта РФ, а именно от объема получаемой им помощи из федерального бюджета (п. 1 ст. 104 БК). С учетом этих ограничений осуществить такие займы вправе только 6 субъектов РФ (по состоянию наг- Москва, Санкт-
Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Башкортостан). Структура муниципального долга отличается от государственного тем, что муниципальный долг не может формироваться за счет привлечения Были выпущены в х годах в порядке переоформления остатков средств на блокированных валютных счетах во Внешэкономбанке СССР. Российская газета. 2012. 26 апреля.
10 кредитов иностранных банков и международных финансовых организаций. Внешний долг не формируется. От термина долговые обязательства следует отличать термин государственные и муниципальные заимствования, под которым понимаются не все виды долговых обязательства только
- займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени публично-правового образования
- кредиты, привлекаемые от других бюджетов, кредитных организаций и иных кредиторов. Выпуск облигаций именуется термином эмиссия, а их продажа – размещение. Переход прав на ценные бумаги от одного участника рынка к другому именуется обращение ценных бумаг.
12.5. Управление государственными муниципальным долгом понятие и методы Управление государственными муниципальным долгом – это мероприятия по выплате доходов кредиторами погашение займов, а также порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств
12
Управление долгомосуществляет:
1. государственным долгом РФ - Правительство РФ либо Минфин РФ. Финансовое право Учебник / ОН. Горбуновоа, ЕЮ. Грачева и др Отв. ред. ЕЮ.
Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М Проспект, 2004. – С. 309.
1147,2 204,4 16,6 Объем госдолга всех субъектов РФ Объем долга муниципальных образований Объем госдолга субъектов РФ и муниципального долга, млрд. руб. внешний внутренний