Файл: Образовательное частное учреждение высшего образования московская международная академия.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 458
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательное частное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет «Общей и клинической психологии»
студент(ка)___Шабунин Юрий Александрович_________________________
(ФИО)
форма обучения, __________очно-заочная, 1 курс________________________
направление________Психология_____________________________________
направленность______Практическая психология_________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине ________ «Общая психология»_________________________
на тему: _______«Вклад Ж. Пиаже в развитие психологической науки»__
Научный руководитель ____________________________________________
(ФИО преподавателя)
Оценка __________________________________________________________
(заполняется преподавателем)
Москва, 2023 г.
Вклад Ж. Пиаже в развитие психологической науки
Аннотация
Ключевые слова: Ж. Пиаже, когнитивная теория личности, стадии интеллектуального развития, эгоцентризм, познавательные процессы.
Курсовая работа посвящена исследованию Ж. Пиаже в развитие психологической науки.
Цель работы: проанализировать вклад Ж. Пиаже в развитие когнитивной психологии.
Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников. В первой главе представлены теоретические основы исследования вклада Ж. Пиаже в развитие психологической науки. Здесь изложены основные этапы жизненного пути Ж, Пиаже и особенности его теории когнитивного развития личности
Во второй главе определён вклад Ж. Пиаже в развитие когнитивной психологии, а также поддержка и критика его взглядов.
В заключении кратко подведены итоги проведённого исследования.
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы исследования вклада Ж. Пиаже в развитие психологической науки 7
1.1.Жан Пиаже: личность психолога и основные этапы жизненного пути 7
1.2.Когнитивная теория личности Ж. Пиаже: важнейшие понятия, принципы и подходы 8
1.3.Становление и развитие личности с позиции Ж. Пиаже 14
Глава 2. Исследование вклада Ж. Пиаже в развитие когнитивной психологии 22
2.1. Анализ развития важнейших когнитивных структур личности в различные возрастные периоды с позиции когнитивной психологии Ж. Пиаже 22
2.2.Поддержка и критика вклада Ж. Пиаже в развитие психологической науки 27
Заключение 29
Список используемых источников 31
Введение
Актуальность работы.
Жан Пиаже, выдающаяся фигура в психологии развития, был известен своими теориями, которые помогли создать понимание раннего развития. В области психологии психология развития сыграла решающую роль в понимании развития человеческого разума. Объединяя эволюционные открытия с современными исследованиями, психология развития направлена на изучение изменений в людях на различных этапах жизни. Психология развития направлена на удовлетворение меняющихся эмоциональных и социальных потребностей людей.
Исследование когнитивных структур личности в соответствии с теорией Ж. Пиаже позволяет выявить важные механизмы формирования ценных личностных качеств, установить основы конструктивного развития личности, создать условия для социализации учащихся на разных ступенях образовательного процесса. Исследования, посвящённые возрастной периодизации когнитивных свойств, показаны в многочисленных работах зарубежных педагогов, психологов, философов и социологов. Однако в психологии до сих пор нет единого мнения о факторах, приводящих к изменениям в когнитивной структуре личности при переходе от одного возрастного этапа к другому. В связи с этим тема данной курсовой работы является актуальной.
Цель работы: проанализировать вклад Ж. Пиаже в развитие когнитивной психологии.
В задачи работы входило:
-
Охарактеризовать основные этапы жизненного пути Ж. Пиаже -
Рассмотреть особенности когнитивной теории Ж, Пиаже -
Проанализировать основные этапы развития личности в соответствии с теорией Ж, Пиаже -
Определить особенности поддержки и критики вклада Ж. Пиаже в развитие психологической науки
Объект исследования – деятельность Ж. Пиаже
Предмет исследования – вклад Ж. Пиаже в развитие психологической науки
Теоретическая основа работы: содержание основывается на подходах Ж. Пиаже к когнитивному развитию и его работах «Речь и мышление ребёнка», «Генетический аспект языка и мышления», «Психология интеллекта».
Методы исследования:
-
Организационные методы исследования (сравнительный, лонгитюдный, комплексный метод); -
Методы обработки данных -
Интерпретационные методы
Структура работы.
Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Новизна работы состоит в том, что впервые в неё проанализировано положительное влияние теории Ж. Пиаже, а также проблемы её использования в практической деятельности психологов.
Глава 1. Теоретические основы исследования вклада Ж. Пиаже в развитие психологической науки
-
Жан Пиаже: личность психолога и основные этапы жизненного пути
Жан Пиаже - генетический эпистемолог и психолог, стоящий за систематическими исследованиями того, как дети приобретают знания. Он психолог развития, который ценит образование. Жан был пионером конструктивистской теории понимания и выступал за изучение развития как области исследования.
Пиаже родился у Ребекки Джексон и Артура Пиаже 9 августа 1886 года в Невшателе, Швейцария. Родители Жана значительно повлияли на его интересы и будущую карьеру. Его мать, Ребекка, воспитывала невротические наклонности Пиаже и поощряла его любовь к науке.
Артур, отец Пиаже, был профессором английского языка, который поощрял Жана уделять внимание учебе. Интересно, что в раннем подростковом возрасте Пиаже стал экспертом по изучению моллюсков.
Аналогичным образом, в подростковом возрасте Пиаже начал писать и публиковать научные статьи о воробьях-альбиносах. К тому времени, когда Пиаже учился в средней школе, читатели его публикаций считали его экспертом в зоологии, несмотря на его возраст. Сразу после окончания средней школы Пиаже поступил в университет, чтобы изучать зоологию.
Его образование в области зоологии принесло ему степень доктора естественных наук в 1918 году. В тот же период Пиаже изучал психологию в Цюрихском университете. Он специализировался на психоанализе [2].
После изучения психоанализа Пиаже поступил в Парижский университет Сорбонна для изучения аномальной психологии.
В сотрудничестве с Теодором Симоном в лаборатории Альфреда Бине в Париже в 1920 году Жан проверил результаты стандартизированных рассуждений, ранее разработанных Симоном. В ходе своего анализа Пиаже проверил интеллект ребенка и то, как дети решают различные проблемы в зависимости от их возраста. В том же году Пиаже также проверил природу ошибок, и этот опыт побудил его больше изучать способность детей к обучению.
В рамках тестирования когнитивного развития у детей Пиаже дал детям возможность отстоять смысл в своих неправильных ответах. Изучая реакции детей, Пиаже обнаружил, что у детей безупречная сила разума. Он также понял, что, когда у детей нет соответствующего опыта в рассматриваемом предмете, они отвечают, основываясь на своем воображении.
Пиаже стал директором Института Ж.Ж. Руссо в Женеве в 1921 году. Впоследствии Пиаже работал профессором в Университете Невшателя с 1925 по 1929 год. Позже, в 1929 году, Пиаже перешел в Женевский университет, где возглавил факультет детской психологии [4].
Пиаже основал и стал директором Международного центра генетической эпистемологии в Женеве в 1951 году. Работая в этом центре, он много изучал социологию и экспериментальную психологию. Он также провел несколько эпистемологических экспериментов и научной мысли. На протяжении всей своей карьеры Пиаже писал монографии и книги о том, как детский разум развивался до взрослой жизни.
-
Когнитивная теория личности Ж. Пиаже: важнейшие понятия, принципы и подходы
Когнитивная теория личности исследует личностные черты с точки зрения наиболее важных психических процессов, которые представлены мышлением, восприятием, запоминанием и обучением. Слово "когнитивный" происходит от латинского глагола cognoscere – "знать". Психологи, рассматривающие личность с точки зрения когнитивной психологии, утверждают, что человек - это не машина, которая слепо и механически реагирует на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальности, проводить сравнения, принимать решения, решайте проблемы, стоящие перед ним ежеминутно [7].
Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любого человека сравнивают с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Основным понятием в этом направлении является "конструкт" (от английского construct – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи) [7, 8].
Психикой в когнитивной психологии называют свойство высокоорганизованной материи, которое обеспечивает отражение объективного мира в его взаимоотношениях и связях. Психика выполняет две наиболее важные функции:
1. Размышление
2. Положение [2].
Эти функции находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом.
Ментальное отражение - это не зеркальное отражение; это не инертное копирование информации из окружающего мира. В психике информация подвергается сложной обработке. Таким образом, эта функция заключается в активном отражении информации, поступающей из окружающей среды, в соответствии с потребностями человека, его эмоциями, особенностями мышления и органов чувств. Отражение - это субъективное представление объективного мира, и оно зависит от субъекта [11].
Ментальное отражение обладает следующими особенностями:
1. Способность достоверно отражать окружающую действительность, и эта надежность подтверждена на практике.
2. Формирование мысленных образов в процессе активной деятельности.
3. Обеспечение целесообразности деятельности и поведения.
4. Учет индивидуальных особенностей человека [2, 4].
Психическая регуляция контролирует поведение и активность.
Умственная активность зависит от работы коры головного мозга, где к настоящему времени отмечены следующие зоны:
1. Сенсорные (осуществляют обработку информации, поступающей от органов чувств).
2. Гностик (отвечает за восприятие).
3. Двигательный (управляет скелетными мышцами и, соответственно, всеми двигательными действиями человека).
4. Практический (развивает мелкую моторику и автоматизм в движениях).
5. Ассоциативные (обрабатывают информацию, участвуют в мыслительных процессах, связаны с памятью, вниманием, речью) [23].
Сознание с позиций когнитивной теории личности - это высший уровень психического отражения и регуляции, которым только обладает человек. Это совокупность постоянно меняющихся ментальных и сенсорных образов, которые формируются у человека в ходе его жизненного опыта. Наиболее важными параметрами сознания являются его активность, ориентация, рефлексия, мотивация, уровни ясности. Любой индивид обладает уникальным сознанием, которое обусловлено его физическими и психическими особенностями, а также жизненным опытом [9].
Когнитивная теория личности выделяет основные характеристики сознания:
1. Сознание - это совокупность знаний об окружающей действительности.
2. Различия между субъектом и объектом фиксируются в сознании.
3. Сознание обеспечивает целеполагание в жизни человека.
4. Сознание включено в определенные отношения [3].
В целом, сознание определяет действия человека, а также контроль над его поведением.
Наиболее важной ментальной категорией с точки зрения когнитивной психологии является мышление [9]. Человеческое мышление - это высший когнитивный процесс, который отличает его от животных. Способность мыслить, делать выводы, обобщать имеющийся опыт решения определенных жизненных задач определяет одну из важных способностей умственной деятельности человека – способность к обучению [6].
Благодаря способности к обучению человек усваивает определенные знания и использует их в своей жизни. Мышление - это форма творческого отражения действительности человеком, генерирующая результат, которого в данный момент не существует ни в самой реальности, ни в субъекте. В процессе мыслительной деятельности осуществляется целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. На основе мыслительной деятельности информация, получаемая человеком из окружающего мира, позволяет ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону объекта, развивать представления об объектах в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необъятные расстояния [2].