Файл: 1 Обзор (анализ) выбранного научного исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мотопомпы применяют для подачи воды из источника к горячему объекту. Они бывают переносные и прицепные и состоят из двигателя внутреннего сгорания, центробежного насоса и систем, обслуживающих двигатель и насос во время работы. Мощность двигателя переносной мотопомпы составляет 8,83 – 14,7 кВт, подача 600 – 800 л/мин, наибольшая высота всасывания 6 м, напор 600 кПа, а прицепной мотопомпы соответственно 36,8 – 51,5 кВт, 1200 – 1600 л/мин, 7 м и 800 кПа. Длина водяной струи при работе мотопомп может достигать 50 м.

Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров в подвижном составе и на объектах железнодорожного транспорта, к которым можно подать поезд, а также для оказания помощи при авариях, крушениях, наводнениях и других стихийных бедствиях. Эти поезда формируют в соответствии с утвержденным типовым табелем. В зависимости от тактико-технической характеристики их подразделяют на универсальные, I и II категорий.

Универсальный пожарный поезд состоит из пассажирского вагона для размещения личного состава дежурного караула, специального оборудования и инвентаря пассажирского вагона для размещения насосных установок, электростанции, пожарного инвентаря и запаса специальных средств пожаротушения; двух 60-тонных цистерн для запаса воды; крытого грузового вагона-гаража для размещения пожарного автомобиля и хранения запаса пенообразователя.

Пожарный поезд первой категории формируется из пассажирского вагона для размещения личного состава, насосных установок, электростанции. Противопожарного инвентаря и запаса средств пожаротушения, двух цистерн и вагона-гаража.

Пожарный поезд второй категории имеет пассажирский вагон для размещения личного состава и противопожарного оборудования и две цистерны с водой. Пожарные поезда дислоцируются, как правило, на крупных станциях, где имеется рабочий парк локомотивов. Под пожарные поезда могут подаваться только тепловозы (или паровозы). Содержаться эти поезда должны в состоянии постоянной готовности к следованию на перегон с максимальной скоростью.

Пожарные поезда в отличие от пожарных автомобилей и даже вертолетов более адаптированы к условиям железных дорог. Они могут прибыть в любую точку, где случилась беда, и доставить к месту пожара 150 тонн воды, несколько тонн пенообразователя, личный состав, необходимое оборудование для борьбы с огнем или последствиями аварии. Ситуаций, когда пожарные автомобили не могут подъехать к месту пожара или аварии предостаточно. Именно в этих случаях вся надежда остается на пожарные поезда, которые благодаря отработанной на железной дороге схеме доставки оперативно прибывают к месту бедствия.


Преимущество пожарных поездов заключается не только в том, что они способны доставить к месту пожара или аварии личный состав и оборудование. Запас рукавов на пожарном поезде достигает 2 км. Это позволяет ему «дотянуться» до пожара, который находится на значительном удалении от полосы отвода железной дороги. Кроме того, многие пожарные поезда оснащены установками «Пурга», которые позволяют струе воды или пены иметь дальность до 50 м.

Около 25% пожарных поездов по своим тактико-техническим характеристикам отнесены к категории специализированных, способных наряду с тушением пожаров выполнять широкий спектр работ по перекачке и нейтрализации опасных грузов. Эта функция, учитывая возрастающий объем перевозок опасных грузов и в особенности нефтепродуктов, является очень важной и позволяет существенно расширить область применения пожарных поездов.


4.8 Методика расчёта сил и средств для тушения пожаров
Расчёт требуемого количества сил и средств для тушения пожаров состоит в определении расхода огнегасительных веществ, количества технических средств и числа людей, необходимых для тушения пожара.

Расчет количества огнегасительных веществ. Требуемый расход огнегасительных веществ Qтр рассчитывают по площади пожара или по объёму помещения, где происходит пожар.

При расчёте по площади пожара расход определяют из выражения при прямоугольной форме площади пожара:

Qтр = 2h × Iтр (А + Б – 2h) (13)

где: h – расстояние, перекрываемое струёй воды, м (для ручных стволов h=5 м, для лафетных h=10 м);

А, Б – соответственно ширина и длина площади пожара, м;

Iтр – интенсивность подачи огнегасительного вещества на площади, л/(м2×с).

Требуемый расход высокократной пены для заполнения помещения находим по формуле:

Qтр = V × Kз / τн (14)

где: Кз – коэффициент запаса, определяющий разрушение и потери пены;

τн – нормативное время прекращения горения, мин.

При расчёте количества технических средств пожаротушения определяют потребное количество стволов пожарных автомобилей и техники различного назначения.

Количество стволов для подачи воды Nст определяют:

Nст = Qтр / Qст (15)

где: Qтр – требуемый расход огнегасительного вещества, л/с;

Qст – расход вещества одним стволом, л/с.

К найденному по формуле количеству стволов необходимо добавить стволы Nз, потребные для защиты смежно расположенных зданий и помещений, которым угрожает пожар:

Nз = Qз / Qст (16)

где: Qз – расход огнегасительного вещества для защиты смежно расположенных зданий помещений, л/с, определяемый по формуле:

Qp = Iз× Iтр (17)

где: Iз – линейный размер здания или помещения, подлежащего защите (по фронту или периметру), м;

Iтр – интенсивность расхода на защиту, л/(м×с).

Количество автомобилей Nа определяют в зависимости от потребности в стволах и рукавах:

Nа = Nст × Qст / Qн, (18)

где: Qн – расчётная подача насосов, л/с.


Расчёт числа людей необходимых для тушения пожара. При расчёте определяют численность личного состава пожарных подразделений, необходимого для работы со стволами вскрытия и разборки конструкций, а также производства других работ, связанных с тушением.

Требуемую численность личного состава Nлс определяют по формуле:

Nлс = ∑nлс × Nст + Овр / Плс × τд (19)

где: nлс – численность личного состава, необходимого для работы со стволом (пеногенератором).

Овр – общие размеры вскрытия и разборки конструкций, а также задымленных помещений, подлежащих разведке с проведением необходимых работ, м2, м3;

Плс – производительность труда личного состава, м2/мин, м3/мин;

τд – продолжительность вскрытия, разборки и разведки, мин.
4.9 Пожарная связь и сигнализация
Для извещения о пожаре на железнодорожном транспорте может быть использована любая связь, с том числе сигналы локомотивов – один длинный, два коротких звука. Преимущественно используется селекторная и станционная связь. Применение находят также полуавтоматические и автоматические средства сигнализации о пожаре. Системы электрической пожарной сигнализации (ЭПС), применяемые на транспорте, предназначенные для обнаружения пожара и сообщения о месте его возникновения. Каждая система состоит из извещателей, подающих (автоматическим или ручным включением) сигнал о пожаре, приёмной станции, получающей сигнал о пожаре от извещателей, и сети, соединяющей приемную станцию с извещателями.

Сеть ЭПС может быть кольцевой – когда извещатели последовательно соединены проводами с приемным аппаратом в одну линию, лучевой – когда они соединены с приемным аппаратом в несколько лучей по радиальной схеме.

Автоматические пожарные извещатели в зависимости от импульса срабатывания подразделяют на тепловые, дымовые, световые, комбинированные и ультразвуковые.

Тепловые извещатели (АТИМ) реагируют на повышение температуры окружающей среды выше установленного значения и применяются в защищаемых помещениях с невзрывобезопасной средой. Извещатели реагируют на температуру срабатывания 60, 80 и 100°С; время срабатывания 50 с, контролируемая площадь 15 – 30 м2.


Световые извещатели (СИ-1) реагируют на излучение открытого пламени. Принцип работы извещателя основан на свойстве горящих тел излучать инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Попадая на чувствительный элемент извещателя, эти лучи преобразуются в электрический ток, который усиливается электронной схемой и приводит в действие реле приемного аппарата. Такие извещатели применяют в закрытых помещениях с температурой воздуха от 10 до 40°С при относительной влажности до 80%. Контролируемая площадь составляет до 600 м2.
4.10 Техника безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ
Техника безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ:

  • для груза, предназначенного для подъёма, должны применяться стропы, соответствующие массе поднимаемого груза;

  • подъём и перемещение мелкоштучных грузов должны производится в специально предназначенной таре;

  • запрещается подъём железобетонных изделий массой более 500 кг, не имеющих маркировки и указания о фактической массе;

  • при подъёме груза следует предварительно приподнять на высоту не более 200 – 300 мм для проверки строповки и действия тормозов;

  • запрещается производить подъём, опускание и перемещение груза, при нахождении людей под грузом;

  • запрещается находиться возле груза при подъёме или опускании, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки;

  • запрещается опускать или поднимать груз на автомашины или полувагоны при нахождении людей в кузове автомашины или в полувагоне:

  • запрещается нахождение людей и производство каких-либо работ в зоне действия магнитных грейферных кранов;

  • запрещается подъём груза, находящегося в неустойчивом положении, или подвешенного за один рог двурогого крюка;

  • запрещается подъём и перемещение груза с находящимися на нем людьми;

  • запрещается подъём груза, засыпанного землёй или примершего к земле, заложенного или залитого бетоном;

  • запрещается перемещение груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов;

  • запрещается передвижение железнодорожных вагонов, платформ, вагонеток или тележек крюком без применения направляющих блоков;

  • запрещается освобождать с помощью грузоподъёмной машины защемленных грузов, стропов, канатов или цепей;

  • запрещается погрузка и выгрузка автомашин при нахождении людей в ее кабине или если кабина не имеет специальных защитных козырьков;

  • запрещается работа при выделенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах.