Файл: Контрольная работа по дисциплине теории и технологии взаимодействия участников образовательных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

(ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»)

Институт элитных программ и открытого образования

Кафедра дошкольного и специального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Теории и технологии взаимодействия участников

образовательных отношений


Выполнил:

студент Разгуляева А.С.

группа дИСОБ 21-2
Проверил:

преподаватель
Гурьянова И.В
Регистрационный № _________
Курс_______2____________

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Дата отправки контрольной работы на образовательный портал «___»________ 2023 г.
РЕЦЕНЗИЯ
Контрольная работа выполнена в __________________________________________________ объеме в соответствии с заданием.
Замечания: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
Оценка __________ Подпись преподавателя ____________ / _______________
Задание 1. Охарактеризуйте особенности взаимодействия педагогов и родителей в современной системе образования. Выделите типичные проблемы и трудности. Чем оно отличается от такого взаимодействия в советский период?

Какие формы работы позволят увеличить включенность родителей в школьное взаимодействие?

Сформулируйте принципы эффективного взаимодействия в системе «педагог – родитель»
Содержание, формы и методы работы с родителями

 

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.

Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);


3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.

Традиционные формы

1. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать;

  • ошибки и неудачи детей;

  • тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

  • собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

2.Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

3. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями

, знакомство с условиями жизни).

4. Открытые уроки

Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Нетрадиционные формы

  1. Родительские конференции (общешкольные, классные)

предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

4. Родительские вечера(проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.


5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.

Правила сотрудничества с родителями 

  • Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.

  • Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.

  • Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

  • Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.

  • Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.

  • Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.

  • Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.

  • Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.

  • Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.


Педагогам и родителям на заметку:

  • если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

  • если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

  • если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

  • если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

  • если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

  • если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

  • если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

  • если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

  • если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

  • если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.


Задание 2. Описать как влияют личностные особенности учителя на возникновение конфликтов с учащимися и их родителями. Привести примеры.

Педагоги с низкой самооценкой неадекватно воспринимают себя и окружающих, обладают чувством повышенной тревожности, что негативно сказывается на педагогическом процессе, проявляется в конфликтном поведении.

Степень адекватности самооценки педагога во многом определяет развитие эмоциональной напряженности в педагогической деятельности. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности, оказывает развивающее воздействие на их личность.

Позитивный характер педагогического имиджа способствует профилактике развития эмоционального напряжения у учителя и его учеников, содействует развитию у них таких личностных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе. (В связи с этим подготовку учителей необходимо организовать таким образом, чтобы стимулировать у них позитивное самовосприятие и самоотношение.)

Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью вызывают определенные поведенческие реакции, т.е. составляют поведенческий компонент профессионального самосознания. Удовлетворенность своей профессиональной деятельностью необходима учителю для успешного развития эмоциональной устойчивости, для поддержания необходимого эмоционального тонуса, чувствасобственного достоинства. Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает чрезмерного эмоционального напряжения при общении с учениками. Он с большей готовностью идет на контакт с детьми, оказывает позитивное воздействие на их личность.