Файл: Контрольная работа по дисциплине теории и технологии взаимодействия участников образовательных отношений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема Я - концепции учителя служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам.
В исследованиях Р. Каммингса у учителей, обладающих пониженной самооценкой, были выявлены установки, заключающие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность школьника пагубное влияние. Для характеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения:
1. Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят.
2. Используя любую возможность, создавать учащимся трудности, так как это не дает расслабляться.
3. Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи.
4. По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы.
5. Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах.
6. Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни.
7. Стремиться к установлению жесткой дисциплины.
8. Увеличивать степень наказания учащегося пропорционально его вине.
В.Я. Пилиповский утверждает, что чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю преподавания, основанному на постановке вопросов, требующих однозначного ответа, на изложении фактовс целью одного только запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к примитивным формам, чему способствует стремление учителя не допустить возникновения дискуссий, вариативных выборов и альтернатив в процессе обучения.
Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я - концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью, принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других. Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с большей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке.
Психологически здоровые учителя лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно. Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей. Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов.
В последние 20 лет интерес исследователей привлекают специфические симптомы постепенного эмоционального утомления и опустошения учителей - синдром «эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатром X. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики,чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.
Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания»- безразличие, равнодушие, душевная черствость.
Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» - тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.
Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»:
- чувства эмоционального истощения, изнеможения;
- развитие негативного отношения к учащимся;
- негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки;
- агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева);
- упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии;
- психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т.д.).
Напряженные факторы педагогической деятельности в меньшей степени оказывают негативное влияние, если субъектом приобретены необходимые профессиональные умения и навыки, при должном уровне развития профессионально значимых качеств личности.
Задание 3. Описать психотравмирующие последствия конфликтов в системе «ученик – ученик».
Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.
Выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении.
Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация, процесс социализации учащихся. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива.
Конфликты между учениками в школе возникают в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта.
Задание 4. Заполните таблицу
В левом столбце таблицы представлены действия участников конфликта, в правом столбце – возможные субъекты данных действий. Определите, при какой акцентуации характера субъект будет совершать данные действия (субъектов может быть несколько).
Действия в конфликте | Субъекты конфликтных действий |
Избегает конфликта, уходит от решения острых вопросов | Параноик. Сензитив. Эпилептоид. Конформный тип. |
Принижает оппонента, негативно его оценивает | Сензитив. Истероид. Эпилептоид. Конформный тип. |
Постоянно навязывает свою точку зрения, оказывает давление | Истероид. Эпилептоид. Шизоид. Астеноневротик. |
Не желает признавать свои ошибки или правоту оппонента | Эпилептоид. Сензитив. Истероид. Психастеник. |
Выражает свое мнение извиняющимся тоном | Эпилептоид. Сензитив. Гипертим. Психастеник. |
Часто подтасовывает факты | Истероид. Эпилептоид. Шизоид. Сензитив. |
Считает, что проиграет, если выразит несогласие | Конформный тип. Истероид. Гипертим. Параноик. |
Ищет слабое место в позиции оппонента | Истероид. Гипотим. Эпилептоид. Сензитив. |
Удивляется, почему другие его не понимают | Гипотим. Эпилептоид. Циклоид. Параноик. |
Считает, что отступление в конфликте ведет к «потере лица» | Гипертим. Истероид. Эпилептоид. Лабильный тип |
В конфликте не демонстрирует своих эмоций | Гипотим. Шизоид. Истероид. Астеноневротик. |
Использует тактику «затыкания» рта оппоненту | Конформный тип. Сензитив. Эпилептоид. Истероид. |
Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт | Эпилептоид. Сензитив. Психастеник. Параноик. |
Нападает на человека, а не на проблему | Эпилептоид. Истероид. Сензитив. Шизоид. |
Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта | Сензитив. Эпилептоид. Параноик. Астеноневротик. |
Использует тактику маскировки (голосом, манерами и т. п.) | Истероид. Эпилептоид. Шизоид. Гипотим. |
Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом | Параноик. Конформный тип. Эпилептоид. Психастеник. |
Создает дефицит времени для решения проблемы | Истероид. Астеноневротик. Эпилептоид. Лабильный тип |
Преуменьшает вклад оппонента в общее дело и преувеличивает свой | Истероид. Эпилептоид. Психастеник. Сензитив. |
Проявляет доброжелательное отношение к оппоненту | Психастеник. Эпилептоид. Конформный тип. Шизоид. |
Задание 5. Познакомьтесь с возможными конфликтогенами, представленными в правом столбце таблицы и с помощью фраз, вопросов преобразуйте конфликтоген в синтонные посылы – слова, действия (или бездействие), создающие благоприятный психологический микроклимат в ситуации общения субъектов педагогического процесса.
Конфликтоген | Преобразующие фразы (вопросы) |
Дурак! (и другие оскорбления) | Что Вы хотите? Как это можно исправить? |
Я прав, а ты (они) не прав | В чем, по Вашему, Ваша точка зрения отличается от их точки зрения? |
Я не буду... | Что могло бы помочь Вам сделать это? |
Все пропало | Как сделать это успешным? Как можно это улучшить? |
Он (она) безнадежен! | Что в их поведении нравится Вам? |
Я (они) должен/вынужден... | Можете ли Вы избрать такое действие? |
Слишком много/ мало | По сравнению с чем? |
Они всегда... | При каких обстоятельствах они не делают этого? |
Я не хочу... | Какого исхода Вы хотите? |
Я не могу... | Вы не можете? Или, быть может, Вы просто не видите как? |
Он (она) никогда не... | Что произойдет, если Вы увидите такую возможность? |
Это невозможно... | Если бы это было возможным, что потребовалось тогда? |
Я не с вами разговариваю | С кем же вы тогда разговариваете, если кроме меня вас никто не слушает? |
Это не ваше дело | И вам всего доброго |
Не умничайте | Ну, давайте, выражусь попроще |
Ваше лицо не обезображено интеллектом | Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения. |
Ваша ошибка заключается в том, что... | Что Вы хотите? Как это можно исправить? |
Вы умный человек, а говорите... | Это мое личное мнение |
Не нервничайте | Я спокоен как удав |
Я тебе третий раз говорю | Извините, был не прав, я исправлюсь |
Разве я Вам что-то обещал | Давайте вместе вспомним как это было |
Я Вам ничего не должен | А кто тогда ответит на мой вопрос? |
Думай, что говоришь | Я говорю то, что думаю |
Как я устала от Вас всех | Хорошо. Я понимаю тебя |
Кто ты такой...? | Такой же человек как и ты |
Делай сам! | Давай сделаем перерыв, подумаем, а потом примем решение |
Не разбрасывай вещи | Как ты считаешь, что я могу сделать, чтобы улучшить ситуацию? |
Не орите... | Давай обсудим это спокойно, когда оба будем готовы |