Файл: Контрольная работа по дисциплине теории и технологии взаимодействия участников образовательных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблема Я - концепции учителя служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам.

В исследованиях Р. Каммингса у учителей, обладающих пониженной самооценкой, были выявлены установки, заключающие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность школьника пагубное влияние. Для характеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения:

1. Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят.

2. Используя любую возможность, создавать учащимся трудности, так как это не дает расслабляться.

3. Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи.

4. По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы.

5. Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах.

6. Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни.

7. Стремиться к установлению жесткой дисциплины.

8. Увеличивать степень наказания учащегося пропорционально его вине.

В.Я. Пилиповский утверждает, что чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю преподавания, основанному на постановке вопросов, требующих однозначного ответа, на изложении фактовс целью одного только запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к примитивным формам, чему способствует стремление учителя не допустить возникновения дискуссий, вариативных выборов и альтернатив в процессе обучения.

Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я - концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью, принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других. Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с большей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке.

Психологически здоровые учителя лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно. Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей. Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов.


В последние 20 лет интерес исследователей привлекают специфические симптомы постепенного эмоционального утомления и опустошения учителей - синдром «эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатром X. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики,чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.

Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания»- безразличие, равнодушие, душевная черствость.

Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» - тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.

Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»:

- чувства эмоционального истощения, изнеможения;

- развитие негативного отношения к учащимся;

- негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки;

- агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева);

- упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии;

- психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т.д.).

Напряженные факторы педагогической деятельности в меньшей степени оказывают негативное влияние, если субъектом приобретены необходимые профессиональные умения и навыки, при должном уровне развития профессионально значимых качеств личности.

Задание 3. Описать психотравмирующие последствия конфликтов в системе «ученик – ученик».
Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.



Выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении.

Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация, процесс социализации учащихся. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива.

Конфликты между учениками в школе возникают в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта.

Задание 4. Заполните таблицу

В левом столбце таблицы представлены действия участников конфликта, в правом столбце – возможные субъекты данных действий. Определите, при какой акцентуации характера субъект будет совершать данные действия (субъектов может быть несколько).


Действия в конфликте

Субъекты конфликтных действий

Избегает конфликта, уходит от решения острых вопросов

Параноик.

Сензитив.

Эпилептоид. Конформный тип.

Принижает оппонента, негативно его оценивает

Сензитив.

Истероид.

Эпилептоид. Конформный тип.

Постоянно навязывает свою точку зрения, оказывает давление

Истероид.

Эпилептоид.

Шизоид. Астеноневротик.

Не желает признавать свои ошибки или правоту оппонента

Эпилептоид.

Сензитив.

Истероид. Психастеник.

Выражает свое мнение извиняющимся тоном

Эпилептоид.

Сензитив.

Гипертим. Психастеник.

Часто подтасовывает факты

Истероид.

Эпилептоид.

Шизоид.

Сензитив.

Считает, что проиграет, если выразит несогласие

Конформный тип. Истероид.

Гипертим.

Параноик.

Ищет слабое место в позиции оппонента

Истероид.

Гипотим.

Эпилептоид.

Сензитив.

Удивляется, почему другие его не понимают

Гипотим.

Эпилептоид.

Циклоид.

Параноик.

Считает, что отступление в конфликте ведет к «потере лица»

Гипертим.

Истероид.

Эпилептоид. Лабильный тип

В конфликте не демонстрирует своих эмоций

Гипотим.

Шизоид.

Истероид. Астеноневротик.

Использует тактику «затыкания» рта оппоненту

Конформный тип. Сензитив.

Эпилептоид.

Истероид.

Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт

Эпилептоид.

Сензитив.

Психастеник. Параноик.

Нападает на человека, а не на проблему

Эпилептоид.

Истероид.

Сензитив.

Шизоид.

Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта

Сензитив.

Эпилептоид.

Параноик. Астеноневротик.

Использует тактику маскировки (голосом, манерами и т. п.)

Истероид.

Эпилептоид.

Шизоид.

Гипотим.

Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом

Параноик. Конформный тип. Эпилептоид. Психастеник.

Создает дефицит времени для решения проблемы

Истероид. Астеноневротик. Эпилептоид. Лабильный тип

Преуменьшает вклад оппонента в общее дело и преувеличивает свой

Истероид.

Эпилептоид. Психастеник. Сензитив.

Проявляет доброжелательное отношение к оппоненту

Психастеник. Эпилептоид. Конформный тип. Шизоид.



Задание 5. Познакомьтесь с возможными конфликтогенами, представленными в правом столбце таблицы и с помощью фраз, вопросов преобразуйте конфликтоген в синтонные посылы – слова, действия (или бездействие), создающие благоприятный психологический микроклимат в ситуации общения субъектов педагогического процесса.


Конфликтоген

Преобразующие фразы (вопросы)

Дурак! (и другие оскорбления)

Что Вы хотите? Как это можно исправить?

Я прав, а ты (они) не прав

В чем, по Вашему, Ваша точка зрения отличается от их точки зрения?

Я не буду...

Что могло бы помочь Вам сделать это?

Все пропало

Как сделать это успешным? Как можно это улучшить?

Он (она) безнадежен!

Что в их поведении нравится Вам?

Я (они) должен/вынужден...

Можете ли Вы избрать такое действие?

Слишком много/ мало

По сравнению с чем?

Они всегда...

При каких обстоятельствах они не делают этого?

Я не хочу...

Какого исхода Вы хотите?

Я не могу...

Вы не можете? Или, быть может, Вы просто не видите как?

Он (она) никогда не...

Что произойдет, если Вы увидите такую возможность?

Это невозможно...

Если бы это было возможным, что потребовалось тогда?

Я не с вами разговариваю

С кем же вы тогда разговариваете, если кроме меня вас никто не слушает?

Это не ваше дело

И вам всего доброго

Не умничайте

Ну, давайте, выражусь попроще


Ваше лицо не обезображено интеллектом

Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения.

Ваша ошибка заключается в том, что...

Что Вы хотите? Как это можно исправить?

Вы умный человек, а говорите...

Это мое личное мнение

Не нервничайте

Я спокоен как удав

Я тебе третий раз говорю

Извините, был не прав, я исправлюсь

Разве я Вам что-то обещал

Давайте вместе вспомним как это было

Я Вам ничего не должен

А кто тогда ответит на мой вопрос?

Думай, что говоришь

Я говорю то, что думаю

Как я устала от Вас всех

Хорошо. Я понимаю тебя

Кто ты такой...?

Такой же человек как и ты

Делай сам!

Давай сделаем перерыв, подумаем, а потом примем решение

Не разбрасывай вещи

Как ты считаешь, что я могу сделать, чтобы улучшить ситуацию?

Не орите...

Давай обсудим это спокойно, когда оба будем готовы