Файл: 1. Какие вопросы и проблемы являются предметом изучения Социальной и прикладной экологии Социальная экология научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе обществоприрода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Какие вопросы и проблемы являются предметом изучения «Социальной и прикладной экологии»? 

Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Предметом изучения социальной экологии является выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий для ее устойчивого развития. ... Объектом социальной экологии является система «общество-природа».

Социальная и прикладная экология изучает измененные человеком экосистемы (природно-антропогенные) или искусственно созданные объекты: агроценозы, поселения, города, производственные комплексы и т. д. Широко используются понятия, которые относятся к природным объектам, превосходящим ранг элементарных экосистем. Они зачастую выделяются в границах географических районов. К ним относят природные зоны (тундровая, лесная и др.) и их элементы (водоразделы, речные террасы и т. п.). Если в системе закономерно соединятся различные природные компоненты, ее рассматривают как ландшафт, или природно-территориальный комплекс (ПТК). Эти понятия – крупные экосистемы, выделяемые по установленным географическим критериям.

Объекты выделяют на основе потоков веществ и энергии.

Различают экосистемы четырех типов:

1) транзитные, в пределах которых превалирует однонаправленный поток вещества

2) элювиальные (выноса), вынос веществ из которых преобладает над привносом;

3) транзитные, привнос и вынос вещества и энергии в которых примерно сбалансированы. Это чаще всего склоны рельефа, текущие воды и т. п.;

4) аккумулятивные (накопительные), которые характеризуются преобладанием привноса вещества над его выносом. К системам этого типа относят пониженные элементы рельефа (внутренние водоемы, болота, моря, океаны). Системы, которые сочетают признакиразличных типов, выделяют как промежуточные (транзитно-аккумулятивные, элювиально-аккумулятивные и др.). Обычно выделяют биогеохимические провинции и водосборные бассейны. Биогеохимические провинции характеризуют химический состав и образующие их геологические породы (граниты, песчаники, известняки и т. п.) либо круговорот веществ. Выделяются, в частности, провинции с повышенным или недостаточным содержанием йода, кальция, меди, магния, серы, хлоридов, соды и т. п. Избыток токсических элементов или недостаток биофильных часто вызывают нарушение физиологических функций организмов, приводят к низкой продуктивности и болезням, таким как карликовый рост, рахит, зоб и др. Биогеохимические провинции обладают четкими границами, и им свойственны все особенности экосистем. Под водосборными бассейнами понимают территории, с которых воды стекают в определенные водоемы. Это системыс четкими границами, которые вводятся по характеру рельефа. В них факторами, обусловливающими процессы, являются вода и переносимые ею вещества.


В них экологические последствия деятельности человека изучаются через слежение за качеством воды в определенных частях водосборов.

2. Почему экологию относят к системным наукам? Назовите основные виды систем и присущие им связи. 

Экология как наука рассматривает системы, звенья и члены которых находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Обычно различают три вида систем:

−изолированные, которые не обмениваются с соседними ни веществом, ни энергией;

−закрытые, которые обмениваются с соседними энергией, но не веществом (например, космический корабль);

−открытые, которые обмениваются с соседними и веществом,

и энергией.

Практически все природные (экологические) системы относятся к типу открытых.

Существование систем немыслимо без связей. Последние делят на прямые и обратные.

 Прямой называют такую связь, при которой один элемент (А) действует на другой (В) без ответной реакции.

Примером такой связи может быть действие древесного яруса леса на случайно выросшее под его пологом травянистое растение или действие солнца на земные процессы.

При обратной связи элемент В отвечает на действие элемента А. Обратные связи бывают положительными и отрицательными. И те и другие играют существенную роль в экологических процессах и явлениях.

Положительная обратная связь ведёт к усилению процесса в одном направлении.

Пример её – заболачивание территории, например, после вырубки леса. Снятие лесного полога и уплотнение почвы обычно ведёт к накоплению воды на её поверхности. Это, в свою очередь, даёт возможность поселяться здесь растениям – влагонакопителям, например сфагновым мхам, содержание воды в которых в 25–30 раз превышает вес их тела. Процесс начинает действовать в одном направлении: увеличение увлажнения – обеднение кислородом – замедление разложения растительных остатков – накопление торфа – дальнейшее усиление заболачивания.

Отрицательная обратная связь действует таким образом, что в ответ на усиление действия элемента А увеличивается противоположная по направлению сила действия элемента В. Это наиболее распространённый и важный вид связей в природных системах. На них прежде всего базируется устойчивость и стабильность экосистем. Пример такой связи – взаимоотношения между хищником и его жертвой. Увеличение численности жертвы как кормового ресурса,

например полевых мышей для лис, создаёт условия для размножения и увеличения численности последних. Они, в свою очередь, начинают более интенсивно уничтожать жертву и снижают её численность. В целом численность хищника и жертвы синхронно колеблется в определённых границах.

Универсальное свойство экосистем – их эмерджентность (англ. эмердженс – возникновение, появление нового) – заключается в том, что свойства системы как целого не являются простой суммой свойств слагающих её частей или элементов. Например, одно дерево, как и редкий древостой, не составляет леса, поскольку не создаёт определённой среды (почвенной, гидрологической, метеорологической и т.д.) и свойственных лесу взаимосвязей различных звеньев, обусловливающих новое качество. Недоучёт эмерджентности может приводить к крупным просчётам при вмешательстве человека в жизнь экосистем или при конструировании систем для выполнения определённых целей. Например, сельскохозяйственные поля (агроценозы) имеют низкий коэффициент эмерджентности и поэтому характеризуются крайне низкой способностью саморегулирования и устойчивости.

Видный американский эколог Б. Коммонер сделал удачную попытку обобщить системность экологии как науки в виде четырёх законов. Эти законы в основе своей не новы, но впервые сформулированы в образной простой форме. Их соблюдение – обязательное условие любой экологически обусловленной деятельности человека в природе.

Первый закон Коммонера отражает по сути своей всеобщую связь процессов и явлений в природе и звучит так: «Всё связано со всем». Второй закон базируется на положении сохранения вещества и энергии: «Всё должно куда-то деваться». Какой бы ни была высокой труба завода, она не может выбрасывать отходы производства за пре-делы биосферы. В такой же мере загрязнители, попадающие в реки, в конечном счёте оказываются в морях и океанах и с продуктами возвращаются к человеку в виде своего рода «экологического бумеранга». Третий закон ориентируется на действия, согласующиеся с природными процессами, сотрудничество с природой, или коадаптацию (лат. ко – с, вместе; адаптацио – приспособление), вместо покорения человеком природы, подчинения её своим целям: «Природа знает лучше». Сущность четвёртого закона заключается в ориентации человека на о, что любое его действие в природе не остаётся бесследным, мнимая выгода часто оборачивается ущербом, а охрана природы и рациональное использование природных ресурсов немыслимы без определённых экономических затрат. Звучит этот закон так: «Ничто не даётся даром». Дешёвому природопользованию не должно быть места. Если не заплатим за него мы, то в многократном размере это должны будут сделать пришедшие нам на смену поколения.

3. Дайте определение понятий (терминов) экологии: «экосистема», «биоценоз», «сообщество», «популяция». К какому виду систем относится «экосистема» и почему? Какие для нее присущи связи? Приведите примеры.
Экосистема - совокупность взаимодействующих живых организмов и факторов среды, функционирующая как единое целое за счёт обмена веществом, энергией и информацией. Термин «экосистема» предложен английским ботаником А. Тенсли в 1935 г.
Биоценоз - совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории. Растительный компонент биоценоза называется фитоценозом, животный — зооценозом, микробный — микробоценозом. Ведущим компонентом в биоценозе является фитоценоз. Он определяет, каким будет зооценоз и микробоценоз.

Сообщество -представляет собой группа или объединение в популяции два или более различных видов занимающую ту же географическую зону, в то же время, также известная как биоценоз, биотические сообщества, биологическое сообщество, биоценоз, или жизнь сборка.

Популяция -совокупность особей одного вида, обладающая общим генофондом, способная к более-менее устойчивому самовоспроизводству (как половому, посредством панмиксии в идеальном случае, так и бесполому), относительно обособленная (географически или репродуктивно) от других групп, с представителями которых (при половой репродукции) потенциально возможен генетический обмен.

Экосистема - самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система.

Основной характеристикой экосистемы является наличие относительно замкнутых, стабильных в пространстве и времени потоков вещества и энергии между биотической и абиотической частями экосистемы.

Существуют определенные экосистемы, их можно различить по типу появления. Они чаще всего естественного происхождения, но бывают и искусственно созданные.

Естественная экосистема – созданная природой. К ней можно отнести леса, озера, моря и так далее. Искусственные экосистемы создает сам человек: различные огороды, сады, т. д.

Экосистемы бывают:

• Микросистемы – небольшие экологические системы вроде маленьких водоемов, луж, отдельно взятых деревьев и так далее.

• Мезоэкосистемы представляют собой экологические системы, охватывающие большие территории.


• Биомы (макроэкосистемы) – огромная экологическая система, а также совокупность экосистем, факторы которых аналогичны друг другу. Бывают обширные тропические леса, в которых располагаются миллионы животных, объекты неживой природы вроде озер.