Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 933

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
помощью мегафонов и звукоусилительных устройств на автомашинах, само­летах и вертолетах при наземном и авиационном патрулировании;

- изготовление и распространение наклеек на предметах массового потребления с соответствующими рисунками и тек­стами, содержащими призывы к сбережению лесов и предупреждению лес­ных пожаров;

- противопожарная пропаганда через световые газеты, агитационные авиа­рейсы, проведение телевизионных и редакционных встреч «За круглым столом», «Служба-01», «Русский лес и его охрана» и другие;

- организация при конторах лесхозов, лесничеств и других работающих в ле­сах предприятиях, учреждениях, организациях, в сельских клубах, школах, а также в местах массового отдыха трудящихся в лесу выставок и стендов о способах и средствах предупреждения лесных пожаров и борьбе с ними.

Противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа среди населения может производиться и в иных формах, обеспечивающих ее доходчивость до широких масс сельского и городского населения.

Лесхозы обязаны обеспечить постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, находящихся в их ведении.

Для осуществления контроля за соблюдением правил пожарной безопасно­сти в лесах и выполнением установленных противопожарных мероприятий лесхозы организовывают постоянное наблюдение в местах лесозаготовитель­ных и других работ в лесах, а также патрулирование лесов по дорогам и на уча­стках, наиболее посещаемых населением.

Патрулирование производится по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров, периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения. По мере роста комплексного показателя пожарной опасности по. условиям погоды патрулированием охватываются все yчacтки леса.

Патрулирующие обеспечиваются средствами транспорта (мотоцикл, мопед, велосипед, автомашина, мотолодка, катер, верховая лошадь и др.), имеют при себе ранцевые огнетушители, противопожарный инвентарь и средства радио­связи.

В период высокой пожарной опасности по условиям погоды (IV
класс и выше) рекомендуется создавать у дорог при въездах в лес контрольные посты с целью предупреждения водителей транспорта, а также граждан о соблюдении правил пожарной безопасности при нахождении в лесах.

В районах, где осуществляется авиационное патрулирование лесов, наряду с проводимой с борта самолетов или вертолетов противопожарной пропаган­дой с помощью звукоусилительных установок, должно также осуществляться наблюдение с воздуха за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах с передачей через звукоусилительную установку требований о прекращении нарушений.

При обнаружении нарушений правил пожарной безопасности в лесах рабо­тники лесной охраны принимают меры к прекращению нарушений, составля­ют протокол по установленной форме и передают его в лесничество или непо­средственно лесхозу для привлечения виновных к ответственности в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

При невыполнении предприятиями, организациями, учреждениями и дру­гими лесопользователями требований лесхозов о прекращении нарушений правил пожарной безопасности в лесах местные органы власти, по представлению лесхозов, могут приостанавливать работу в лесу на участках и объектах, где допущены нарушения до их устранения.

Предупреждение и ограничение распространения пожаров в лесах достига­ется проведением мероприятий по повышению пожароустойчивости лесов пу­тем регулирования их состава, санитарных рубок и очистки их от захламленно­сти, а также путем создания на территории лесного фонда системы противопо­жарных барьеров, ограничивающих распространение возможных пожаров, устройства сети дорог и водоемов, позволяющих быстрее обеспечить их лока­лизацию.

Особое внимание уделяется созданию системы противопожарных барье­ров, которые должны разделить пожароопасные хвойные лесные массивы на изолированные друг от друга блоки разной величины.

В зависимости от назначения, устраиваются лесохозяйственные и противо­пожарные лесные дороги. Лесохозяйственные дороги устраиваются в основ­ном в освоенных лесах с интенсивным ведением лесного хозяйства в участках, где эти дороги необходимы не только для борьбы с лесными пожарами, но

и для других нужд лесного хозяйства и будут широко использоваться. Устрой­ство таких дорог осуществляется в соответствии с типовыми проектами, рас­считанными на обеспечение свободного проезда всех видов автотранспорта для перевозки противопожарных грузов, оборудования, лесокультурного ин­вентаря, древесины и пр. Дороги противопожарного назначения устраиваются в дополнение к имеющейся сети лесных дорог, чтобы обеспечить проезд авто­транспорта к участкам, опасным в пожарном отношении, и к водоемам. Все лесные дороги строятся таким образом, чтобы они одновременно служили пре­градами распространению возможных низовых пожаров и опорными линиями при локализации действующих очагов.

Для эффективного использования при борьбе с лесными пожарами средств водного пожаротушения проводится соответствующая подготовка естествен­ных водоисточников (речек, озер и т. п.) и строительство специальных искус­ственных водоемов. Подготовка естественных водоисточников для целей по­жаротушения заключаются в устройстве к ним подъездов, оборудовании специальных площадок для забора воды пожарными автоцистернами и мото­помпами, а в необходимых случаях также в углублении водоемов или создании запруд. Эффективный запас воды в лесных противопожарных водоемах должен быть в самый жаркий период лета не менее 100 м3.

Предусматривается также проведение организационно-технических меро­приятий, в основной состав которых входят:

- разработка и представление на утверждение органам власти мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготов­ке предприятий, учреждений и организаций, на которые возложена охрана лесов, к противопожарному сезону;

- разработка и представление на утверждение органам власти оперативных планов борьбы с лесными пожарами;

- проведение совещаний-семинаров государственной и ведомственной лес­ной охраны, а также организация подготовки руководителей тушения лес­ных пожаров из числа работников наземной и авиационной охраны лесов;

- устройство временных посадочных площадок для вертолетов и учет естест­венных площадок, пригодных для посадки вертолета;


- устройство пунктов приема донесений от авиации, пунктов сосредоточе­ния пожарного инвентаря;

- согласование с органами власти разрешений на проведение ранней весной и поздней осенью контролируемого выжигания напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожа­ров в районах, подверженных возникновению ранневесенних лесных и других пожаров;

- проведение за одну-две недели до установления класса пожарной опасно­сти по условиям погоды облетов территории с целью контроля подготовки лесного фонда к пожароопасному сезону и соблюдения организациями, предприятиями, лесопользователями и другими работающими или имею­щими в лесу свои объекты требований пожарной безопасности.

В состав противопожарной профилактики в лесах входит также регламента­ция работы лесопожарных служб, которые представлены в табл.2.1.
Таблица 2.1

Регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от класса пожарной опасности


Класс пожарной опасности

Регламентация работы лесопожарных служб

I класс

(комплексный показатель до 300) - пожарная опас­ность отсутствует

Проводится наземное патрулирование в местах огнеопасных работ в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах. Авиационное патрулирование не проводится. Могут проводится эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на их тушении, а также для контроля за соблюдением пра­вил пожарной безопасности в местах огнеопасных работ. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не проводится.

Наземные и авиационные пожарные команды, если они не заняты тушением ранее возникших лесных пожаров, занимаются тренировкой, подготовкой снаряжения и пожарной техники или выполняют другие работы.

II класс

(комплексный показатель от 301 до 1000) - малая по­жарная опасность

Проводится наземное патрулирование в участках, отнесенных к I и II классам пожарной опасности, а также в местах массового посещения и отдыха населения в лесах с 11 до 17 часов.

Авиационное патрулирование проводится через 1...2 дня, а при наличии пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов в полуденное время.

Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей самолетов и вертолетов осу­ществляется с 11 до 17 часов. Наземные и авиационные пожарные ко­манды, если они не заняты на тушении пожаров, находятся с 11 до 17 часов в местах дежурства и занимаются тренировкой, подготовкой тех­ники, снаряжения или другими работами.

III класс

(комплексный показатель от 1001 до 4000) - средняя пожарная опасность

Наземное патрулирование проводится с 10 до 19 часов на участ­ках, отнесенных к первым трем классам пожарной опасности и особенно усиливается в местах работ и в местах наиболее по­сещаемых населением. Авиационное патрулирование проводится 1...2 раза в течение дня в период с 10 до 17 часов. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах осуществляется с 10 до 19 часов, на пункте приема донесений - с 10 до 17 часов. Наземные и авиационные коман­ды, если они не заняты на тушении пожаров, в полном составе с 10 до 19 часов находятся на местах дежурства. Противопожарный инвентарь и средства транспорта, предназначенные для резервных команд и рабочих, привлекаемых из других предприятий, организаций, а также населения должны быть проверены и приведены в готовность к использованию.

Усиливается противопожарная пропаганда особенно в дни отдыха. По местным радиотрансляционным сетям и с помощью звукоусилитель­ных установок на самолетах и вертолетах авиационной охраны лесов периодически передаются напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу. Может запрещаться пребывание граждан в лесах или отдельных участках лесного фонда.

IV класс

(комплексный показатель от 4001 до 10 000...12 000) - высокая пожарная опасность

Наземное патрулирование проводится с 8 до 20 часов в местах ра­бот, нахождения складов и других объектов в лесу, а также в местах, посещаемых населением, независимо от класса пожарной опасности, к которому отнесены участки. Авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день по каждому маршруту.

Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах проводится в течение всего светлого времени, а на пунктах приема донесений от эки­пажей патрульных самолетов и вертолетов - с 9 до 20 часов. Наземные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в течение всего светлого времени дня должны находиться в местах дежурства в полной готовности к выезду на пожар. Пожарная техника и средства пожаротушения находятся в полной готовности к использованию. Авиационные команды, если они не находятся в полете или на тушении пожаров, должны дежурить при авиаотделениях в полной готовности к вылету.

Резервные пожарные команды лесхозов, лесопользователей и лесопожарные формирования из числа привлекаемых на тушение граж­дан, должны быть предупреждены и приведены в полную готовность. Закрепленные за ними противопожарный инвентарь и средства транс­порта должны быть проверены и находиться в местах работы команд или вблизи них. По ретрансляционным сетям должна проводиться двух или трехразовая передача напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу. Организуется передача таких напоминаний также в при­городных поездах и автобусах, на железнодорожных платформах и ав­тобусных остановках в лесных районах, вблизи городов и крупных насе­ленных пунктов. Систематически проводится передача указанных напо­минаний с самолетов и вертолетов при патрульных и специальных поле­тах. В конторах лесхозов организуется дежурство ответственных лиц в рабочие дни после окончания работы до 24 часов, а в выходные и празд­ничные дни с 9 до 24 часов. У дорог при въезде в лес по согласованию с местными органами МВД устанавливают щиты-сигналы, предупреждаю­щие об опасности пожаров в лесах. При прогнозировании длительного (более 5 дней) периода с отсутствием осадков отдельные группы (брига­ды) из наземных пожарных команд с пожарной техникой и средствами транспорта должны быть сосредоточены по возможности ближе к наиболее пожароопасным участкам. Запрещается посещение отдельных наиболее опасных участков леса

V класс

(комплексный показатель более 10 000... 12 000) - чрезвычайная опасность

Все внимание работников лесхозов и, в первую очередь, госу­дарственной лесной охраны должно быть сосредоточено только на охра­не лесов от пожаров.

Наземное патрулирование лесов проводится в течение всего свет­лого времени, а в наиболее опасных местах – круглосуточно. В помощь лесной охране и временным пожарным сторожам для патрулирования привлекаются рабочие и специалисты лесхозов, лесопользователи, доб­ровольные пожарные дружины и работники милиции. Авиационное пат­рулирование проводится не менее 3 раз в день по каждому маршруту, для чего при необходимости привлекается дополнительное количество самолетов и вертолетов.

Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений проводится, как и при IV классе пожарной опаснос­ти. Численность наземных команд увеличивается за счет привлечения в команды постоянных рабочих и специалистов лесхозов, лесопользовате­лей и других лесопожарных формирований, в соответствии с оператив­ными планами борьбы с лесными пожарами. Наземным командам до­полнительно придается техника с других работ (бульдозеры, тракторы с почвообрабатывающими орудиями, автотранспорт). Отдельные бригады, группы при сохранении основных сил и средств пожаротушения в мес­тах постоянного базирования сосредоточиваются по возможности бли­же к наиболее опасным участкам.

Команды, не занятые на тушении пожаров, должны находиться в местах сосредоточения круглосуточно в состоянии полной готовности к выезду на пожар.

Численность авиационных пожарных команд увеличивается за счет других подразделений авиационной охраны лесов в порядке манев­рирования. Команды, кроме находящихся в полете или на тушении по­жаров, должны находиться с 8 до 20 часов в авиаотделении в полной готовности к немедленному вылету. Готовность резервных пожарных команд лесхозов такая же, как и при IV классе пожарной опасности. Резервные пожарные команды, при необходимости, должны быть попол­нены за счет привлечения в их состав, согласно оперативным планам, рабочих и служащих предприятий и организаций, работающих в данном районе. Противопожарная пропаганда должна быть максимально усиле­на. Передачи напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу по местным ретрансляционным сетям проводятся через каждые 2...3 часа. В пригородных поездах, в автобусах, на железнодорожных платформах и автобусных остановках в лесных районах такие передачи проводятся систематически. Увеличивается продолжительность полетов самолетов и вертолетов для передачи указанных напоминаний с помощью звукоуси­лительных установок. Запрещается (ограничивается) въезд в лес средств транспорта, а также посещения леса населением. Закрываются имеющи­еся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты-сигналы, пре­дупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются контрольные посты из работников лесной охраны и милиции. На весь период чрезвычайной пожарной опасности организуется круглосуточное дежурство в конторах лесхозов, лесничеств и организациях, на которые возложена охрана лесов.


Таблица 2.2