Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 753

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 23 ч 19 мин дежурный караул объектовой пожарной части выехал по тревоге. Неспокойным выдалось дежурство: вот уже третий раз за последний час караул выезжал на склад пиломатериалов по сигналам ПКИЛ-9 – электрической пожарной сигнализации, установленной на участке открытой (атмосферной) сушки. Дважды пожарные тщательным образом обследовали район выезда, но ничего не обнаружили. И все-таки ПКИЛ-9 срабатывала при нажатии одной из кнопок, установленных в различных точках склада.

К таким ложным вызовам караулы объектовой пожарной части привыкли. Только за год их бывает порядка трехсот. Но ложные вызовы не притупили бдительности пожарных, они прекрасно знают, что значит упустить пожар на лесоскладе, занимающем площадь 180 га, где только на участке атмосферной сушки размещались 194 тыс. м3 пиломатериалов, из которых 154 тыс. м3 – экспортные.

Поэтому, как только караул, миновав производственные корпуса, увидел над штабелями леса черный гриб дыма, начальник караула (РТП-1) сразу же запросил по рации третий номер вызова сил и средств. И как показали дальнейшие события, такое решение было своевременным и правильным.

Дежурный караул установил одну автоцистерну на водоисточник со стороны трамвайных путей (крытый пожарный водоем), другую - на пожарный гидрант со стороны реки. Однако сдержать распространение пожара не удалось. К тому же, как было позже выяснено, очагов пожара было три.

О скорости распространения огня по сухим пиломатериалам говорят такие данные: через 5 мин после прибытия караула площадь пожара составила 400 м2, а спустя 15 мин, когда прибыл начальник УГПС, увеличилась в 10 раз. И это, несмотря на активные и решительные действия подразделений, возглавляемые опытными специалистами пожаротушения. В очень короткое время (20 мин) они сумели задействовать передвижную насосную станцию (ПНС-110), рукавный автомобиль. От установленных на пожарные водоемы и гидранты 11 автоцистерн были поданы на тушение пожара 4 лафетных ствола, 8 стволов РС-70, 2 ствола РС-50 (вода подавалась со смачивателем). Однако всего этого было недостаточно для локализации пожара, быстрому развитию которого способствовало несколько факторов. Склад, расположенный на окраине города,- это десятки штабелей досок и бруса 12-метровой высоты, почти доведенных по влажности до товарной кондиции (18%). Пиломатериалы уложены для естественной воздушной просушки, доска от доски отделена пробелом в несколько сантиметров для свободного воздухообмена. Иными словами, каждый штабель - это идеально сложенный костер, в котором огонь распространяется со скоростью порядка 2,5 м/мин. Прибавьте к этому сильный ветер, мощные конвективные потоки – и картина станет ясной.


На рис. 6.2 дана расстановка сил и средств во время локализации пожара: 16 лафетных стволов, 28 стволов РС-70, 5 стволов РС-50. Их работу обеспечивали 47 единиц основной и специальной пожарной техники. Основными водоплавающими средствами были 6 катеров и судов морского пароходства, прибывших по тревоге столь же оперативно, как и подразделения гарнизона пожарной охраны. В целом с момента сообщения о пожаре до его локализации прошел 1 ч 31 мин. На помощь пожарным прибыли подразделения из других городов, а также рабочие, моряки, которые помогали прокладывать рукавные линии, (их общая длина составила 9 км) разбирать штабели. Все это свидетельствует о четко отработанном плане пожаротушения на складе, о хорошо отлаженном взаимодействии с другими службами. На схеме видно, что главный удар огненной стихии принял на себя боевой участок № 1. Именно в эту сторону дул ветер, а в тылу защитников БУ-1 практически был весь лесосклад. Обстановка на БУ-1 порой складывалась очень тревожной, даже был подготовлен второй запасной участок обороны. Стойко сражались с огнем на БУ-1 боевые расчеты, пламя сорокаметровой высоты бушевало над штабелями, излучало такую энергию, что струи из лафетных стволов не достигали цели, вода превращалась в пар. Поэтому главная задача на первом этапе боевых действий состояла в том, чтобы не дать огню перекинуться через 25-метровый разрыв на соседние группы штабелей. Но, несмотря на принятые меры, отдельные штабели за противопожарным разрывом воспламенялись.

.

Рис. 6.2. Расстановка сил и средств при тушении пожара на складе пиломатериалов на момент локализации.
В этой обстановке один из командиров отделений, надев теплоотражательный костюм в КИПе, ползком добрался до границы 25-метрового разрыва между штабелями, направил лафетный ствол на воспламенившийся штабель и сумел потушить его.

Соседнюю позицию на БУ-1 удерживал боевой расчет ПЧ-12, им удалось с помощью лафетного ствола ликвидировать горение нескольких штабелей за 25-метровым противопожарным разрывом.

В районе работы этих боевых расчетов находился подъемный кран, окруженный горящими штабелями пиломатериалов. Спасти его было невозможно, а вот упасть из-за деформации несущих конструкций под воздействием высокой температуры он мог в любую минуту.



Бдительность пожарных оказалась не лишней - кран упал именно туда, откуда были своевременно отведены пожарные с боевых позиций. БУ-2 сдерживал пожар «снизу», со стороны реки. Хотя ветер не дул в эту сторону, но локальные его порывы были непредсказуемы, а разрыв между горящими и негорящими штабелями пиломатериалов был менее 10м.

Смело боролось на этом участке отделение ПЧ-9, которое подавало один ствол на тушение основного очага пожара, другой на защиту штабелей.

Менее сложной была задача БУ-З (со стороны трамвайных путей). Но обстановка здесь порой обострялась. Так, при очередном порыве ветра вспыхнул установленный на водоем пожарный автомобиль. Все попытки спасти его оказались тщетными.

БУ-4 не имел определенной позиции. Его задача - патрулирование на пожарных автомобилях по территории склада пиломатериалов, тушить отдельные очаги, возникающие из-за выноса конвективным потоком горящих досок, бумаги, щепы. А таких очагов появлялось немало: так, от упавшей головешки загорелась кровля школы, находящейся в двух километрах от места пожара.

По выдвижным трехколенным лестницам, а где просто по торцевым выступам штабелей приходилось подниматься на 12-метровую высоту, поднимая за собой на веревке ствол РС-70 с подсоединенной наполненной водой рукавной линией. Так был ликвидирован этот сложный пожар.
Пожар на лесоскладе.

Пожары на лесоскладах всегда сложны. Обширная территория, загруженная лесоматериалами, пустоты в штабелях, создающие возможность распространения огня вглубь,- все это способствует быстрому развитию пожара. Казалось бы, вопрос ясен: противопожарная защита этих объектов должна всегда находиться на высоком уровне, а пожарные подразделения обязаны не жалеть времени и сил для отработки способов ликвидации пожаров. Однако в действительной бывает иначе. Подтверждением тому и служит пожар, происшедший в сентябре на лесоскладе целлюлозно-бумажного комбината (ЦКБ).

В 15 ч 45 мин крановщик кабельного крана заметил дым и пламя в середине рядов штабелей. Огонь распространялся от края штабеля в глубь ряда, о чем он сообщил сменному мастеру, который незамедлительно позвонил в объектовую пожарную часть.

Как установлено следствием, причиной пожара стал поджог. Бывший рабочий пилорамы, уволенный накануне за распитие спиртных напитков в рабочее время, пришел на объект и беспрепятственно осуществил задуманное.


Огонь стремительно набирал силу по сухой древесине, долго хранившейся в штабелях. Кроме того, и многие штабели не имели противопожарных разрывов.

До прибытия подразделений пожарной охраны обслуживающий персонал огонь не тушил. Во-первых, боевой расчет ДПД не был обучен действиям в случае возникновения пожара. Во-вторых, на объекте отсутствовали средства тушения — как первичные, так и специальные лафетные вышки, предусмотренные для тушения штабелей круглого леса.

К прибытию на место пожара в 15 ч 50 мин дежурного караула объектовой ПЧ площадь обоих очагов горения не превышала 50 м2. Начальник караула (РТП-1) по внешним признакам оценил обстановку, и отделению приказал поставить автоцистерну на гидрант и подать ствол РС-70 на тушение очага в 21-м ряду штабелей, а второе отделение подало ствол РС-50 без установки на водоисточник в очаг.

Конечно же, водой от емкости автоцистерны очаг подавить не удалось, тем более что другую автоцистерну (под руководством РТП-1) устанавливали на гидрант более 20 мин. В 15 ч 56 мин прибыло первое подкрепление – караул ПЧ-2 во главе с начальником части (РТП-2), который принял руководство пожаром на себя и объявил вызов сил и средств по высшему для гарнизона пожарной охраны номеру. Однако автоцистерны ПЧ-2 были установлены на неисправные гидранты (№23 и 24). Линии проложили, а воды дать не смогли.

И лишь спустя 30 мин после прибытия первого караула в работу были введены два ствола РС-50. Все это время огонь распространялся беспрепятственно.

Обстановка к 16 ч 02 мин, когда прибыла оперативная дежурная группа (РТП-3), была довольно сложной — площадь пожара составляла около 3000 м2. В работе были всего два маломощных ствола. Отдавая распоряжения прибывающим подразделениям, РТП-3 не представлял себе реальной картины пожара, не знал сложившейся обстановки, поэтому стволы вводились в работу не на решающих направлениях. Тем временем площадь пожара продолжала быстро расти и к 16 ч 13 мин, когда прибыл заместитель начальника УГПС (РТП-4), составила уже около 9000 м2. Оценив обстановку, РТП организовал оперативный штаб пожаротушения, в который вошли также руководители комбината и местной администрации. РТП-4 усилил группу тыла, придав начальнику тыла трех помощников.

В 16 ч 20 мин пожар был разбит на 5 боевых участков с задачами - защитить негорящие штабели с восточной и западной сторон, а также вести наступление на огонь со стороны гидролотка и с северного направления. Один из боевых участков был создан с целью организации патрулирования территории лесосклада.


К 17 ч на тушении пожара работали 5 лафетных и 18 стволов РС-70 общим расходом воды 280 л/с. Однако площадь пожара продолжала увеличиваться. Дело в том, что стволы работали неэффективно. Во-первых, подача некоторых из них осуществлялась по-прежнему не на решающих направлениях. Во-вторых, находились стволы далеко от огня. Все это и обусловило медленное наступление на горящие штабели леса. Вскоре пожар перешел на штабели, расположенные за противопожарными разрывами западной и восточной сторон. В зоне огня оказались рукавные линии и личный состав второго боевого участка. По приказу РТП была проведена передислокация сил и средств БУ-2, которые затем были пополнены новыми подразделениями и техникой (пожарный катер, передвижная насосная станция ПНС-110, дополнительные боевые расчеты).

К 17 ч 50 мин перестановка и сосредоточение сил на всех БУ были закончены. В это время на тушение пожара подавалось 62 водяных ствола с общим расходом воды 640 л/с.

В 19 ч 23 мин пожар был локализован на площади 80 000 м2 и ликвидирован на следующий день в 07 ч 23 мин. Всего на тушение израсходовано около 25 000 м3 воды (рис. 6.3).



Рис. 6.3. Схема расстановки сил и средств на момент локализации пожара на лесоскладе.
Огненный шторм.

Такого здесь не припомнят и старожилы. В природебедствие такого рода итакойсилы, чтопроизошло в Иркутской области - редкость. Огненный шторм — не даньпоэтической образности, а сухое иточное определение: как еще иначе назвать слияние ветра и огня, смерч, летящий со скоростью тридцать,порой сорок метров в секунду. И вот печальный итог: 966 семей остались без крова, сгорело 1123 дачи. Но потери были бы большими, если бы не четкая самоотверженная работа пожарных в эти сверхтрудные часы. Удар стихии обрушился на 8 городов и 37 населенных пунктов области, и везде пожарные работали на совесть. Наш рассказ о действиях Ангарского гарнизона пожарной охраны, где противостояние достигло наибольшего накала.

8.30. Начальник отряда ОВПО-7 проводил селекторное совещание с начальниками частей. В отряде восемнадцать подразделений. Гарнизон, крупный и в союзном масштабе, охраняет почти четвертьмиллионный город, объединение Ангарскнефтеоргсинтез