ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 934
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис.6.4 Схема расстановки сил и средств при тушении пожара на складе Атакского леспромхоза.
Когда самолет с двенадцатью работниками пожарной охраны Омска подлетел к месту пожара (около 17 ч), огонь охватил складскую территорию примерно в 4 гектара. Облетели горящий лесосклад. чтобы увидеть общую картину пожара. Особую тревогу вызывал жилой поселок, расположенный с южной, подветренной стороны лесосклада. Именно сюда рвался огонь, тянулись густые шлейфы дыма. Самолет не мог приземлиться поблизости от места пожара, и пожарным пришлось километров 20 ехать на машине, потом пересекать реку на катере. Таким образом, группа приступила к организации тушения лишь в 18 ч. К этому времени на месте тушения пожара, наряду с силами в средствами о которых было уже сказано, находились еще и 6 речных судов, высланных диспетчером пароходства по сигналу капитанов кораблей, оказавшихся в районе горящего лесосклада. Это была существенная помощь. С учетом нашей воздушной разведки было выбраны главные направления борьбы с огнем, созданы три пока еще условных боевых участка.
Двое офицеров получили указание организовать защиту лесопильнотарного цеха и расположенных по соседству штабелей пиломатериалов (они на схеме обозначены лишь частично). Третий офицер с приданными ему 8 курсантами должен был не допустить распространения пожара на штабеля, указанные на схеме под номерами 18- 20 (18-й штабель уже начинал гореть). Одновременно было дано распоряжение готовить пирс для установки на реку насосной станции ПНС-110, которая через некоторое время должна была прибыть к месту пожара. Не могли использовать мощность местной насосной станции, так как она не была оборудована приспособлениями для подключения пожарных рукавов.
Отдав первые, самые необходимые распоряжения, РТП совместно с директором леспромхоза решил на машине объехать территорию склада и побывать в южном жилом массиве, куда ветер гнал огонь и дым. Обстановка была сложная. Фары машины не пробивали плотную стену дыма. Было ясно, что надо срочно эвакуировать жителей поселка.
В 18 ч 30 мин РТП создал оперативный штаб пожаротушения, куда вошли главный инженер объединения «Омсклес», директор леспромхоза, а также начальник отделения госпожнадзора Тарского РОВД. Были определены задачи трех боевых участков. Начальник БУ-1 получил задачу организовать защиту жилого массива с южной стороны лесосклада. Боевой участок БУ-2 было поручено возглавить начальнику отряда ППО. В его задачу входила организация тушения пожара в районе расположения штабелей леса №№ 16-20. Третий боевой участок с задачей организовать активное наступление со стороны лесопильно-тарного цеха на горящие штабеля № 1-5. Речные суда было решено установить близ северной оконечности лесосклада, проложив от них рукавные линии для подачи мощных водяных струй. Однако, сделать это было непросто, так как катера не могли подойти непосредственно к берегу. Пришлось использовать веревки, доски и т. п. Прокладка рукавных линий по территории лесосклада также представляла большие трудности из-за сплошных завалов отходами переработки древесины.
Одновременно с тушением производилась эвакуация жителей поселков. Для этой цели по распоряжению местных органов были выделены 12 грузовых автомашин.
Работа на пожаре велась в тесном взаимодействии с администрацией объекта. Инженерно-технические работники леспромхоза руководили группами рабочих но расчистке территории для прокладки рукавных линий, созданию разрывов между штабелями. На пожаре работали два трактора К-700 с бульдозерными навесками, бульдозер С-100, трелевочный трактор, челюстной погрузчик, автопогрузчик и автокран. Из работников объекта были сформированы посты безопасности, которые несли дозорную службу в поселке и таежном массиве. Питание личного состава было организовано в столовой леспромхоза.
По-настоящему активно бороться с пожаром мы смогли лишь по прибытии насосной станции ПНС-110 и рукавного автомобиля (21 ч 10 мин ), а также пожарного катера «Ракета» (21 ч 30 мин ). К этому времени пирс для насосной станции был готов, с помощью рабочих ЛПХ была проложена рукавная линия в район штабелей №№ 16, 17. Другая магистральная линия пролегла от «Ракеты» на боевой участок № 3. От обеих линий через гребенки, двойники и трехходовые разветвления были задействованы лафетный ствол и 12 стволов РС –70.
В 22 ч 28 июля пожар был локализован, а в 18 ч следующего дня ликвидирован. Следует отметить самоотверженную работу специалистов пожарной охраны и объекта.
После пожара на территории лесосклада навели должный порядок. На опорном пункте г. Большеречье, в 100 км от леспромхоза, введена в боевой расчет передвижная насосная станция. Кроме того, на территории лесосклада установлена вторая стационарная насосная станция, на обеих из них смонтированы нужные рукавные головки, в нескольких местах оборудованы пирсы и спуски к реке, удобные для забора воды.
Пожар на лесоперевалочном комбинате.
В 16 часов 10 мин мастер тарного цеха лесоперевалочного комбината объединения «Красноярсклеспром» увидела дым поднимающейся над штабелями лесопиломатериалов в районе бревнотаски. Вместе с несколькими работниками она поспешила к месту происшествия. Оказалось, что горел один из штабелей шпал.
Рабочие побежали за огнетушителями, а она – в тарный цех, чтобы вызвать по телефону пожарную охрану. Но телефон оказался неисправным. Чтобы связаться с городом, нужно было попасть в контору третьего участка, что в пятистах метрах от тарного цеха. На все это ушло 19 минут.
В 16 часов 29 мин сообщение о пожаре поступило на ЦУС г. Красноярска. Согласно расписанию вызовов диспетчер объявил пожар № 2 и направил на комбинат 9 автоцистерн. По первому же сообщению о пожаре к месту вызова выехали начальник УГПС УВД с группой сотрудников управления и штаб пожаротушения. Еще в дороге,
увидев зарево над ЛПК, он подал «пожар № 3».
Первым в 16 часов 33 мин в борьбу с огнем вступил личный состав дежурного караула ППК деревообрабатывающего комбината. К этому времени огонь охватил полностью бревнотаску и два штабеля леса на площади 450 м2.
Начальник караула принял верное решение. Он поставил две АЦ на гидранты территории ДОКа, и через стену, разделяющую территорию ЛПК и ДОКа, были проложены магистральные рукавные линии с подачей на тушение двух стволов РС-70 (Рис. 6.5).
Рис. 6.5. Схема расставки сил и средств на момент локализации пожара.
Примерно в то же время начали боевое развертывание и другие прибывшие силы. Их главная задача состояла в том, чтобы не дать пожару развиться. К моменту прибытия на пожар начальника УГПС и штаба пожаротушения (16 часов 50 мин) в работе были шесть стволов РС-70, площадь пожара составляла 2500 м2. Огонь распространялся открыто по штабелям лесоматериалов со скоростью до 10 м/мин. Этому способствовала длительная сухая погода, хорошо просушившая штабели, а также сильный ветер с порывами до 22 м/сек. Нормативные 10-метровые разрывы между штабелями, имевшими отнюдь не нормативную высоту (15 и более метров) легко преодолевались огнем. В некоторых местах в противопожарных разрывах находились пакеты леса.
На пожаре создалась сложная обстановка: огонь угрожал примыкавшему к территории ЛПК поселку, ДОКу, лесоторговой базе. По приказу РТП был создан оперативный штаб пожаротушения, куда наряду с пожарными работниками вошли руководство района и представители администрации объекта.
Штаб организовал три боевых участка, которые должны были перекрыть основные пути распространения огня и обеспечить защиту деревообрабатывающего комбината, жилого района города и северный, подветренной части ЛПК, куда в основном шло распространение пожара.
В 17 часов 10 мин на тушение пожара было сосредоточено 13 АЦ, с опорного пункта тушения крупных пожаров прибыли насосная станция ПНС-110 и два рукавных автомобиля; работали 6 лафетных и 25 стволов РС-70 со свернутыми насадками.
Но пожар продолжал развиваться. По распоряжению РТП на комбинат были вызваны силы пожарной охраны из ближайших городов и районов, а также пожарные поезда, дислоцированные в южной части Красноярского края.
На помощь пожарным прибывала народнохозяйственная техника, рабочие лесоперевалочного комбината. Для тушения возникавших очагов пожара, вызванных головнями и другими частицами обгоревших штабелей, далеко разносимых конвективными потоками, использовались 42 поливочные автомашины. Четыре бензовоза подвозили к пожарной технике топливо.
Под руководством члена ДПД, инженера комбината была организована работа 8-ми автоподъемников, 2-х манипуляторов, 2-х бульдозеров. Благодаря работе этих механизмов удалось значительно увеличить разрывы между штабелями на основном направлении развития пожара, вывести в безопасное место около 5000 м3 шпал.
Из рабочих ЛПК были организованы группы патрулирования. С помощью огнетушителей, ведер с водой и других подручных средств они потушили много мелких очагов пожара.
Добровольцы помогали пожарным и на боевых участках. Они прокладывали рукавные линии, работали подствольщиками, эвакуировали ценное имущество.
В сложной оперативной обстановке грамотно и инициативно работал начальник одного из боевых участков - заместитель начальника штатного штаба пожаротушения. Он организовал прокладку четырех магистральных линий с подачей 10-ти стволов РС-70 от насосной станции ПНС-110 и автоцистерн. Был момент, когда руководимая им группа оказалась отрезанной огнем, но позицию отстояла.
Многие пожарные работники, будучи свободными от несения службы, прибыли на ЛПК по личной инициативе. В их числе были курсовой командир учебного отряда ВПО, командир отделения ПЧ-10. Они разыскали участок, где сражался с огнем личный состав учебного отряда и вместе с товарищами в течение нескольких часов сдерживали пожар со стороны деревобрабатывающего комбината. Помимо цехов комбината удалось отстоять несколько штабелей с лесом, козловые краны.
Командир отделения с помощью спасательной веревки поднял ствол на горящий штабель высотой около 10 метров. Маневрируя стволом по всему штабелю, он сдерживал распространение огня. На нем тлела одежда, но командир отделения удерживал свой пост.
К часу ночи на пожаре работали 6 лафетных и более 40 стволов РС-70 со свернутыми насадками. Расход подачи воды составлял около 600 л/с.
Однако пожар был локализован лишь спустя четыре часа. Дело в том, что никак не удавалось остановить пожар в разрывах между штабелями. Здесь практически невозможно было находиться, хотя ствольщики и подствольщики работали в теплоотражательных костюмах. Постоянно существовала угроза перехода огня на соседние штабели.
Приходилось даже использовать частично горящие штабели как экран для защиты других штабелей. На каждый штабель – экран требовалось подавать стволы сверху с боков.
И все же Красноярский гарнизон, при активной поддержке рабочих ЛПК, сумел преградить дорогу огню, спасти тысячи кубометров ценной древесины, дорогостоящее оборудование.
Очевидно, что позднее сообщение о пожаре было одной из серьёзных причин его развития до крупных размеров. Этому способствовало и грубое нарушение норм складирования лесоматериалов.
ЛПК, расположенный на берегу реки Енисей, был оборудован сухотрубами диаметром 150 мм и пожарными стволами. Привод двух стационарных насосов осуществлялся от электросети комбината. В связи с тем, во время пожара электроэнергия была отключена, насосы не задействовались и пожарные краны не использовались. Рекомендация ясна: необходимо принять неотложные меры по переводу стационарных насосов на автономное электропитание или обеспечить их двигателями внутреннего сгорания, как вторым источником питания.
Тушение показало, что развившийся пожар на ЛПК трудно остановить без использования большого количества лафетных стволов. Руководители тушения не использовали всех возможностей, мало применяли имеющиеся переносные лафетные стволы.
Для разборки штабелей к месту пожара было доставлено требуемое количество техники на гусеничном ходу и тракторов «Кировец». Но очень скоро почти вся эта техника оказалась неспособной работать, т.к. на оси гусеницы намоталось много проволоки, которой лесоматериалы были связаны в пакет. Ночью водителям трудно было видеть проволоку. Прошло много времени пока с помощью привезенных газорезчиков удалось освободить машины.
Помимо трудностей, вызванных наматыванием проволоки на гусеницы и колеса вспомогательных механизмов, немало хлопот создавалось и при их передвижении по территории, где производилось тушение пожара.
При передвижении гусеничных тракторов и тракторов «Кировец» обычные рукавные мостки не выдерживали тяжести, ломались. Приходилось уже по ходу тушения делать настоящие мосты из толстых бревен, что, конечно же, отнимало время. Чтобы избежать этого в дальнейшем, следует заранее заготовить на всех ЛПК усиленные мостки, испытать их прочность и разместить так, чтобы при необходимости иметь возможность при помощи техники ЛПК быстро доставить их в нужное место.
В процессе тушения пожара дважды выходили из строя 150 - миллиметровые рукава передвижных насосных станций. При большом количестве работающих лафетных стволов, давления в 8 атм., не хватает требуемого количества воды. Но именно на это давление и рассчитаны названные выше рукава. Повышение давления выводит их из строя.