ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 7 (с элементами медленного чтения):
-
Прочтите приведённый ниже фрагмент книги «Состояние постмодерна» французского мыслителя Жана-Франсуа Лиотара. Выпишите ключевые слова и понятия, необходимые для понимания этого текста. Каково основное значение каждого из данных слов и понятий в контексте рассуждения Лиотара? Сформулируйте главную идею текста. Выпишите основные тезисы.
«Если мы хотим рассмотреть знание в наиболее развитом современном обществе, то вначале необходимо решить вопрос о существующем об этом обществе методологическом представлении. Упрощая до предела, можно сказать, что … это представление делилось, в принципе, между двумя моделями: общество образует функциональное целое; общество разделено надвое. Первую модель можно проиллюстрировать именем Толкотта Парсонса…; вторую – марксистским течением. … Это методологическое расхождение… берет начало в XIX веке. Идея о том, что общество составляет органическое целое, … уточняется с появлением функционализма и принимает другой оборот, когда Парсонс в 50-х годах приравнивает общество к саморегулирующейся системе…
У Парсонса принцип системы, если так можно выразиться, еще оптимистичен: он соответствует стабилизации экономического роста и обществам изобилия под эгидой умеренного welfare state. У современных немецких теоретиков системная теория технократична, и даже цинична, если не сказать безнадежна: равновесие между потребностями и ожиданиями индивидов или групп и функциями, которые обеспечивает эта система, является всего лишь дополнительной составляющей ее функционирования; истинная же конечная цель системы, – то для чего она сама как интеллектуальная машина запрограммировала себя, – заключается в оптимизации глобального отношения ее "входов" и "выходов" (inputs/outputs), т.е. эффективность…
… Марксизмом руководит другая модель общества. …Но невозможно скрыть, что социальная основа принципа разделения, классовой борьбы исчерпала себя и даже утратила всякую радикальность, что, в конечном счете, поставило модель под угрозу утраты теоретической основы и сведения ее к "утопии", или к "надежде", к выступлениям протеста за достоинство человека во имя человека или разума, или творчества, или еще
такой социальной категории, наделенной in extremis невозможными на сегодняшний день функциями критического порядка, как третий мир или студенческая молодежь.
Этот схематический (или упрощенный) экскурс имел своей единственной целью уточнить проблематику, в которой мы собираемся поместить вопрос о знании в развитых индустриальных обществах. …Согласиться с тем, что главная роль знания – быть необходимым элементом функционирования общества и действовать в зависимости от занимаемого ею места, можно только в случае, если мы согласимся считать общество большой машиной. И, наоборот, мы можем учитывать его критическую функцию и пытаться ориентировать его распространение в этом направлении, только если согласимся, что общество не является интегральным целым и что оно сохраняет приверженность принципу оспаривания.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна
Вопросы:
1.Что такое постмодерн?
состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, выражающую (не)формальную антитезу модернистскому искусству, а также массовую культуру современной эпохи.
2.Что есть общество по Парсонсу?
Парсонс в 50-х годах приравнивал общество к саморегулирующейся системе
3.Чем представляются методологические представления о системе общества?
Первую модель можно проиллюстрировать именем Толкотта Парсонса , который в 50-х годах приравнивает общество к саморегулирующейся системе …; вторую – марксистским течением.
4.Почему принцип системы, предложенный Парсонсом, нежели современными немецкими учеными ,более проникнут оптимизмом?
У Парсонса он соответствует стабилизации экономического роста и обществам изобилия под эгидой умеренного welfare state. У современных немецких теоретиков системная теория технократична, и даже цинична, если не сказать безнадежна.
5.Автор говорит о том, что системная теория современных немецких ученых «цинична и безнадежна». В чем заключается эта «безнадежность» и как ее можно минимизировать?
Таковой она является, потому что равновесие между потребностями и ожиданиями индивидов или групп и функциями, которые обеспечивает эта система, является всего лишь дополнительной составляющей ее функционирования.
Для минимизирования «безнадежности» людям нужно установить равновесие между своими ожиданиями и желаниями.
6.Как можно более полно раскрыть понятие эффективности в обществе?
Это оптимизация глобального отношения "входов" и "выходов" системы
7.Почему марксизм теряет свою актуальность?
Социальная основа принципа разделения, классовой борьбы исчерпала себя и даже утратила всякую радикальность
8. Если судить узко, какое предназначение носит знание на сегодняшний день?
Быть необходимым элементом функционирования общества и действовать в зависимости от занимаемого ею места
9. Почему общество нельзя назвать большой машиной?
Потому что человек – это не только элемент работы общества, не только шестерёнка этого механизма, но и личность, имеющая свою уникальность и особенность мышления, деятельности
10.Какой из принципов, данных в тексте, наиболее подходит системе современного общества?
У Парсонса, тк его принцип более лояльный и подходящий, соответствует критериям
11. Названием текста является «состояние постмодерна». Так каково же оно на нынешний момент – оптимистично или всё же нуждается в серьёзных коррективах?
Очевидно, что если бы состояние было хорошим, автором не рассматривался данный вопрос. В постмодерне на сегодняшний день есть явные недоработки, связанные с взаимосвязями в нашем обществе в век технологий.
12.Лиотар не является сильно современным автором, он написал свое произведение в 1979 году. Можно ли сказать, что его прогнозы по поводу состояния знаний на данный момент сбылись?
Да, можно. Сегодня можно наблюдать, как посредством СМИ идет программирование сознания людей для того, чтобы система была послушна и двигалась в нужном направлении. Положительная черта информационного взрыва заключается в том, что сегодня трудно представить себе функционирование системы без обширных банков данных и информационных сетей.
13.Идеология философии Жана-Франсуа Лиотара – какова её основа?
Традиции рационализма в философии поколеблены; вера в науку утрачивается; неразвита идеология
14. Почему в целом концепция Лиотара будет полезна лишь в узком кругу специалистов?
ибо рассматривается второстепенный вопрос в природе научного познания – его прагматика, не затрагивая его сущностные свойства – объективность, системность, рациональность, целостность, концептуальность и т. д.
15. К каким выводам приходит автор?
Ж. Лиотар видит доминирование прагматического использования знания, превращающегося в технонаучный аппарат, в увеличении атомизации общества, в утрате индивидуальности и интимности, в прогрессировании бесчувственности, в господствующей в современном мире несправедливости.