Файл: Б. М. Теплов о соотношении способности и успешности деятельности.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 468
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие о способности. Определение способностей по Б. М. Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности.
Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Основная классификация уровнен развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность.
Б.М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины "врождённый" и "наследственный"; "врождённый" - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, "наследственный" - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что "…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности". Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других, "Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б.М. Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека".
Характеристика общих способностей.
Понятие о способности. Определение способностей по Б.М. Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности.
Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Основная классификация уровнен развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность. Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности,полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?
Следует отметить, что слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Теоретические и практические способности.
Что касается теоретических и практических способностей, то Б.М. Теплов, как известно, считает, что они чаще всего не сочетаются друг с другом. Однако в плане профессиональной деятельности психолога "развести" эти способности практически невозможно. Например, научно-исследовательская деятельность психолога, как правило, предполагает решение задач теоретического и эмпирического исследования. В этом смысле от психолога требуются, с одной стороны, теоретические способности, с другой - практические. По сути, и те и другие выступают как две стороны единого научно-исследовательского процесса. Практическая (консультативная, коррекционная и т.п.) работа психолога требует необходимого уровня теоретической подготовки
, выбора теоретического основания, научных теоретических предпочтений, опираясь на которые психолог строит свою практическую работу. Теоретическими способностями психолога могут выступать способности к абстрактно-теоретическим размышлениям, интеллектуальные способности, прогностические, аналитический склад ума, способность перерабатывать, анализировать, обобщать, критически оценивать полученную информацию. Практические способности предполагают склонность к конкретным практическим действиям. Это способности, которые изучены мало и ограниченно. Больше всего исследованы музыкальные способности, но и они в основном связаны с выработкой двигательных навыков и умений. Однако такой подход, когда о практической деятельности говорят как о предполагающей лишь двигательные действия и операции, представляется ограниченным. Если взять деятельность психолога-практика, занимающегося психологическим консультированием, психологической коррекцией, психологической диагностикой, психологическим просвещением и другими видами прикладной деятельности, то оценка способностей, определяющих успешность такой деятельности, вряд ли будет уместной с применением критериев, валидных для массовых рабочих или музыкальных профессий.
К практическим способностям психолога на общем уровне можно отнести способность брать личную ответственность за свои действия и поступки, высокую работоспособность и др. В качестве практических могут выступать и приведенные выше межличностные способности. Практическими для психолога-преподавателя являются и педагогические способности, которые не исключают (но даже требуют) наличия и теоретических способностей, поскольку для преподавателя высшей школы необходимой является и научно-исследовательская деятельность.
Общие способности.
Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты.
Природа специальных способностей. Изучая конкретно - психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще.
2. Показатели и критерии развития способностей
Для классификации способностей применяются разные критерии. Так, можно выделить способности сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имагинативные, мыслительные и коммуникативные. В качестве иного критерия может выступать некая предметная область, соответственно чему способности можно квалифицировать как научные (математические, лингвистические, гуманитарные) , творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные. Как показатели способностей могут рассматриваться:
-
темп продвижения в овладении деятельностью; -
широта переноса формирующихся психических качеств; -
соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.
2.1 Индивидуальные различия по способностям
Основные факторы происхождения индивидуальных различий и становления индивидуальности. Индивидуальные различия у животных и человека как предмет дифференциальной психологии и психофизиологии. Основные факторы происхождения индивидуальных различий: наследственность и среда, врожденное и приобретенное.
Единство природного и социального в человеке: понятия "организм, "личность, "индивидуальность, их соотношение. Структура индивидуальности и личности с точки зрения дифференциальной психологии и психофизиологии. Подструктуры индивидуальности - мотивация, темперамент, способности, характер и связывающие их структурообразующие признаки: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения. Основные природные факторы, связанные с подструктурами индивидуальности. Личность и индивидуальность как "закрытые и "открытые системы. Направленность и ее виды. Категории деятельности, жизнедеятельности, поведения (Прил. 1).
3. Способности и задатки и развитие способностей
Задатки и генотип.
(греч. genos - род, рождение, происхождение + typos - отпечаток, образец, тип) , совокупность всех генов, присущих организму. Большинство генов может существовать в нескольких модификациях (аллелях) , а поскольку число генов составляет десятки тысяч, то практически все люди различаются по генотипам. Исключение представляют однояйцевые (монозиготные) близнецы, имеющие совершенно одинаковые генотипы. Далеко не все гены проявляют своё действие либо находятся между собой в сложных взаимосвязях и взаимодействиях. Совокупность внешних проявлений действия генов называют фенотипом.
Патологические гены, которые обусловливают наследственные болезни и аномалии развития разнородны. Одни из них - доминантные - проявляют своё действие при наличии на гомологичной хромосоме нормального гена. В этих случаях болезнь передаётся из поколения в поколение, и заболевают в среднем до 50% детей больного. Другие гены - рецессивные - проявляют своё действие лишь в тех случаях, когда ребёнок наследует патологический ген от каждого из клинически здоровых родителей. В таких семьях случаев аналогичного заболевания у других родственников, как правило, нет. Вероятность повторного рождения больного ребёнка в такой семье - 25%.
Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Задатки - это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.
Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не "требуют", чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.
Задатки могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные. К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, сердечно-сосудистой, желудочной. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств.