Файл: Б. М. Теплов о соотношении способности и успешности деятельности.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 469
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одной из положительных особенностей семейного воспитания является общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учится строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста. Воспитание в большой семье готовит человека к жизни, создавая миниатюрную модель социума.
Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.
Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.
Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.
Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.
Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.
Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.
В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.
Условия среды и развитие способностей.
Теория социальной обусловленности способностей рассматривает развитие способностей как совершающееся исключительно и безраздельно под воздействием социальной среды. По этой теории, человек рождается на свет без каких-либо задатков, которые в той или другой степени могли бы определять развитие его способностей. Последнее происходит под воздействием только социальных условий, среди которых главную роль играет воспитание. По этой теории, организуя воспитание и придавая ему тот или иной характер, можно у любого человека развить любые способности.
Эта теория на первый взгляд привлекает своей социальной направленностью. Однако для нее характерны следующие недостатки.
. Метафизический подход, характерный для биологической теории врожденных задатков, остается и в идеалистической теории развития способностей под влиянием среды. По этой теории, среда представляется чем-то неизменным, раз навсегда данным; существуют будто бы с их характерными особенностями интеллигентская, рабочая, крестьянская среды, причем каждая из них наделена постоянными и неизменными признаками.
Между тем социальная среда, которая окружает человека, не является неизменной, она сама развивается, качественно изменяясь в связи с поступательным развитием человеческого общества. Утверждение, что способности человека в своем развитии определяются какой-то неизменной средой, всегда отличающейся одними и теми же определенными особенностями, - утверждение метафизическое, научно не оправданное.
. Эта теория представляет человека, подвергающегося влиянию среды и воспитания, как существо пассивное, бездействующее: сам от себя человек ничего не может сделать для развития своих способностей; все они проистекают исключительно от воздействия среды, в которой он живет.
Между тем человек всегда проявляет себя в окружающей его социальной среде как активно действующее существо. Социальная среда может оказывать влияние на развитие способностей человека только через активную деятельность самого человека: только в том случае, если человек проявляет себя активно в социальной среде, в которой он живет, в зависимости от характера своей активности он и разовьет у себя соответствующие этой среде способности.
Попав в благоприятную для развития спортивных способностей среду, человек может развить у себя спортивные способности только в том случае, если будет заниматься спортом. Пассивное же пребывание в данной среде или деятельность, направленная вразрез с положительными сторонами среды, не может содействовать развитию желаемых способностей.
Мало того, в процессе активной деятельности, которая является необходимым условием для развития его способностей, человек сам изменяет окружающую его среду: например активно занимаясь спортом в добровольном спортивном обществе, человек тем самым содействует улучшению и развитию работы спортивного общества.
Среда может оказаться действенным агентом в развитии способностей человека только через активную деятельность самого человека в данной среде. Фактор среды проявляется в специально организованных целенаправленных процессах обучения и воспитания, а также в особенностях культуры. Известный советский психолог Я. Л. Коломенский, рассматривая проблему развития способностей, приводит такую воображаемую ситуацию: ``Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме единоголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал к хорошим педагогам''.
Однако в развитии способностей играет не менее важную роль ещё один фактор - фактор личной активности. Трудолюбие, интерес к деятельности, к которой у человека имеются лишь некоторые задатки, могут изменить структуру его способностей. Недостаточная заинтересованность деятельностью может, наоборот, привести к недоразвитию задатков к способности. Таким образом, личная активность по реализации задатков является важнейшим фактором формирования и развития способностей. Склонности - это первичный и наиболее ранний признак зарождающейся способности после задатков, которые не всегда можно определить однозначно.
Заключение
Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны.
Лучшим периодом развития способностей, раскрытия одаренности, таланта является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать.
Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.
Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на наш взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.
Таким образом, я решила поставленные перед собой задачи, раскрыли необходимое содержание темы.
Список использованных источников
1.Аверин В.А., Психология личности: Учебное пособие. - 2007г.
2.Андреева Г.М., Социальная психология. Аспект Пресс, 1999г.
.Петровский А.В., Введение в психологию. "Академии" 1996г.
.Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию. - 1996г.
.Дружинин В.Н., Психология и психодиагностика общих способностей. - 2005г.
.Лейтис Н.С., Умственные способности и возраст. - 1960г.
.Маклаков А.Г., Общая психология: Учебное пособие. 2001г.
.Богословский В.В. , Ковалева А.Г., Степанова А.А. - 1981г.
.Общая психология. - 1981г.
.Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психология. Словарь. - 1990г.
.Теплов Б.М., Проблемы индивидуальных различий.
.Немов Р.С., Психология. - 1990г.