Файл: Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Мораль, как предмет изучения этики проявляет себя в конкретных человеческих взаимоотношениях. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. В данном определении она сводится к определенным духовным качествам человека, а также к определенным внутренним нормам и принципам поведения. Но не охватывает все как мораль. Мораль, как правило, ориентирована на внешний оценивающий субъект (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и позицию к окружающей среде.
Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие – «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».
На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая – полагает, что они имеют различное содержание. Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства.
Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» - то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль – это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность – это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.
4.
Мораль занимает особое место в системе социальных норм, существующих в любом обществе. Слово «мораль» происходит от латинского «moralis»- нравственность. Мораль представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
Данные взгляды, представления и правила возникают как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.
Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценностей и достоинства человеческой личности. Повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. В странах с исторически низким уровнем правосознания и правовой культуры мораль нередко выполняет функции права, конкурируя с ним и препятствуя утверждению правопорядка.
Нормы морали и нормы права тесно взаимодействуют друг с другом, на основе этого поддерживается их единство.
Взаимодействие право и морали может состоять в таких основных формах:
- влияние морали на формирование права;
- влияние права на формирование нравственных норм;
- охрана правом моральных норм использование нравственных норм при применении права.
Влияние права и морали друг на друга может быть выражено следующим образом:
- мораль не должна требовать нарушения закона;
- право не должно закреплять в своих нормах аморальных поступков.
Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью. В качестве общей причины противоречий права и морали часто называют отставание законодательства от общественного развития. Влияние морали на право особенно ощутимо в тех случаях, когда моральные нормы и принципы приобретают юридическое значение, то есть, закрепляются в праве.
Главные общие черты права и морали состоят в следующем:
1. Право и мораль представляют собой разновидность социальных норм;
2. Служат для упорядочения общественной жизни;
3. Основываются на свободе индивида;
4. Право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;
5. Право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.
Отличие моральных норм от правовых норм можно классифицировать по нескольким критериям:
1) по происхождению:
а) нормы морали складываются в обществе на основании представления людей о добре и зле и приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества;
б) нормы права устанавливаются государством, и после вступления в законную силу, сразу же становятся обязательными для всех кому адресованы;
2) по форме выражения:
а) нормы морали не закреплены в специальных актах и содержатся в сознании людей;
б) правовые нормы получают выражение в официальных актах;
3) по способу обеспечения:
а) реализация норм морали обеспечивается внутренним убеждением и средствами общественного мнения;
б) реализация правовых норм обеспечивается не только внутренним убеждением и средствами общественного мнения, а также мерами государственного принуждения;
4) по степени детализации:
а) нормы морали наиболее обобщенные правила поведения;
б) правовые нормы существенно детализированы, в них закреплены четкие права участников общественных отношений.
5) по сфере действия:
а) нормы права регулируют те отношения, которые поддаются правовому регулированию;
б) нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку.
6) по структурной организации:
а) нормы права представляют систему норм;
б) нормы морали не являются системой.
Кроме этого, различие между правом и моралью заключается в том, что:
1. Для оценки поведения людей
, право использует различные критерии: правомерно или неправомерно, имеет или не имеет юридического значения, порождает определенные права, возлагает определенные обязанности. Иные критерии для оценки поведения людей содержатся в моральных нормах: моральное, аморальное, похвальное, постыдное и т.д.
2. Реализация правовых норм обеспечивается в необходимых случаях специальным государственным аппаратом; соблюдение же моральных норм контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания.
3. Индивидуальное представление о ряде моральных норм разнообразно и противоречиво. Если право отличается от правосознания, то в морали не существует четкой границы взглядов и норм. Тем не менее, существует общественная мораль, которая включает нормы и принципы, признанные обязательными в обществе на данном этапе его развития. Среди них наиболее важны нормы и принципы, выражающие социальные качества человека в его отношении к другим людям. Общечеловеческие нормы и принципы морали - это нравственные ценности.
4. Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Исторически сложилось так, что в любом обществе, где существуют право и мораль, правом регулируются отношения, связанные с организацией государства, с применением государственного принуждения, с охраной и регулированием собственности. Мораль тоже регулирует многие из этих отношений, но оценивает их с помощью иных категорий. Кроме того, мораль регулирует множество личных, бытовых и других отношений, мораль ближе всего связана с правом через правосознание.
Взаимодействие права и морали выражается в том, что:
- они поддерживают друг друга в деле упорядочения общественных отношений;
- их требования во многом совпадают;
- мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступлений;
- один и тот же поступок получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку;
Противоречия между правом и моралью заключается в том, что:
- право нечто разрешает, а мораль «запрещает»;
- право нечто запрещает, а мораль разрешает, одобряет;
- право порой содержит нормы «аморального» плана;