Файл: Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5 морально-этические проблемы помощи в наркологии и людям, живущим с вич/спиДом

5.1.Этические проблемы в наркологии


Проблемы медицинской этики и ее составной части деонтологии в сфере наркологии в России и Беларуси практически не разрабатывались. Главным образом потому, что в обществе и в профессиональной среде прямо или чаще завуалировано ставится под сомнение сам факт возможности существования медицинских этических принципов и норм в отношениях с больными наркологического профиля. Последним фактически отказывают в праве быть субъектами этических отношений. По-видимому потому, что для «алкоголиков», «наркоманов» и «токсикоманов» статус медицинского больного хотя формально и признается, но в действительности при этом предполагаются такие многочисленные оговорки и изъятия, которые ставят наркологических больных по сравнению с соматическими, неврологическими и даже психически больными в положение двойственное и противоречивое.

Представление о наркологических больных, как «ненастоящих», больных второго сорта распространено и в обывательской среде, и среди психиатров-наркологов. Этический нигилизм ведет к терапевтическому нигилизму, низкой эффективности лечения и накоплению наркологических проблем среди населения. В основе дискриминации лежит феномен, который можно определить как «общественная нарко-алкогольная анозогнозия» — явный или плохо скрытый отказ от признания алкоголизма и наркомании болезнями в прямом смысле этого слова. Наркологический больной уравнивается не с соматическим или психически больным, а с правонарушителем.

Этому способствуют как субъективно психологические факторы, например, действительно «дурной характер», «отталкивающий образ» или «плохое поведение» (часто даже антисоциальное и преступное) многих больных наркологического профиля, так и объективные, социально-политические факторы и прежде всего законодательные и другие нормативные акты, определяющие место и права этих больных в обществе. В период СССР нарушения основных деонтологических правил стали почти нормой для наркологов. Здесь и несоблюдение врачебной тайны, вплоть до полного пренебрежения ею, обман и предательство больного, заведомое причинение ему вреда как в социальном, так и в медицинском плане, угроза наказанием больного и многое другое. В сущности, нет такой этической нормы врачебной деятельности, которую не преступил бы врач-нарколог, уверенный в своем праве действовать в рамках своего понимания блага больного, по принципу «цель оправдывает средства» и вопреки собственным желаниям больного. Однако сейчас ситуация меняется, и интерес к этике практической психиатрии и наркологии растет. Происходящие в последнее время изменения в законодательстве характеризуются укреплением правового статуса гражданина в сфере оказания ему наркологической помощи, расширением объема его прав в этой области, увеличением возможностей по их защите. Шагом вперед в этом отношении явился Закон Республики Беларусь «О психиатрической помощи». Он предусматривает
обширный перечень прав психически больных, соблюдение которых гарантировано правом гражданина на обжалование действий по оказанию ему психиатрической помощи непосредственно в суде и прокуратуре. Больные алкоголизмом и наркоманиями (токсикоманиями) формально уравнены в правах с больными любого другого профиля.

Тем самым созданы необходимые условия для формирования этических отношений в практической наркологии, для усвоения наркологами общих современных принципов и норм биомедицинской этики и этики психиатрической. Однако следует иметь в виду, что от формального до фактического признания больными пациентов наркологической помощи может быть дистанция большого размера. Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что общими предпосылками развития этических отношений в наркологии являются:

1) признание за наркологическим больным подлинного статуса медицинского больного без всяких изъятий;

2) фактическое уравнивание в законных правах наркологического больного со всеми другими больными;

3) развитие частной наркологической помощи;

4) усвоение врачами психиатрами-наркологами принципов, норм и стандартов современной общемедицинской и психиатрической этики;

5) образование и активное функционирование массовых врачебных наркологических ассоциаций;

6) создание этических комитетов при учреждениях здравоохранения.

30.

Этические проблемы трансплантации фетальных органов и тканей Как известно, в последние годы в мире, в том числе и в России, получила широкое распро- странение так называемая фетальная терапия (трансплантация). Речь идет о применении материалов эмбриона, полученных при аборте, с лечебной целью. Фетальная трансплантация — это пересадка органов и тканей от плодов, подвергшихся абортированию — как самопроизвольному, так и искусственному. Фетальный период подразделяется на дожизнеспособную и жизнеспособную стадии. Термин «дожизнеспособный» относится к зародышу, проявляющему некоторые признаки жизни, но не спо- собному выжить после отделения от матери, т.е. (до 20 недель и при массе 400 г.). ОНА ПЛАТНАЯ Проблемой биомедицинской этики является вопрос информированного согласия женщины, от которой получают фетальные ткани. Эмбриональные ткани, полученные в результате искусственного аборта, не должны быть использованы в медицинских целях, если заранее не

было получено согласие беременной женщины

Трансплантация от живого плода с точки зрения биоэтики является недопустимой. В то же время констатация факта его смерти очень сложна, так как ткани плода чрезвычайно устойчивы к гипоксии. Чтобы предотвратить преднамеренное производство плодов для целей трансплантации, необходима независимость принятия женщиной решения об аборте от намерения врачей использовать ткани плода для пересадки. Тем более недопустима предварительная договоренность между женщиной и будущим реципиентом. Еще одной проблемой, требующей решения, является статус плода.

ВОПРОС 64

Использование стволовых клеток в трансплантологии: этический и социальный аспекты.

Особое значение приобретает инженерия искусственных органов и тканей, использование стволовых клеток, Причина исключительного интереса к этой проблеме — появившаяся надежда на решение проблемы бесконфликтной трансплантации клеток и тканей и таким путем создание принципиально новой клинической практики. Эта можно считать крупной ветвью современной медицины. Создание новых клеточных технологий позволит обойтись без трансплантации органов, которые всегда находятся в дефиците. Клеточные технологии помогут впервые создать «запасные части» для человеческого организма. Область применения клеток или тканей, полученных из стволовых клеток, в клинической практике определены пока в общих чертах. Сегодня хорошо изучены три вида стволовых клеток: гемопоэтические, из которых происходят все виды клеток крови, мезенхимальные, дающие жизнь клеткам, из которых строится кость, хрящ, соединительная, жировая и другие ткани, и эмбриональные, обладающие способностью к бесконечной пролиферации и плюрипотентностью. Эффект от введения стволовых клеток в органы и ткани осуществляются в основном не за счет передифференцировки их в клетки соответствующей ткани, а благодаря выделению стволовыми клетками определенных химических соединений. Этот коктейль, включающий множество ростовых факторов и цитокинов, попадая в кровь больного, оказывает трофический эффект и фактически является катализатором, который способен нормализовать биохимические процессы в органах и тканях В любом случае важнейшим этическим условием работы с эмбрионами международные законы считают информированное добровольное согласие лиц, от которых получен первичный материал, и отсутствие финансовой заинтересованности сторон (недопустимость коммерциализации процедуры Основным этическим аргументом запрета использования бластоцист для получения эм- бриональных стволовых клеток является то, что им придается такой же моральный статус, как и человеческой личности, и такие же права и защита, как и живорожденным детям. Проблема пересадок стволовых клеток не кончается только этими этическими нарушениями. Не соблюдается также фундаментальный принцип этики «не навреди», поскольку широко применяются технологии, эффективность и безопасность которых окончательно не доказаны.
Едва ли во всех тех учреждениях, где ныне используются ВСК, есть условия для их объективной проверки на все вирусы, бактерии и токсичность. В результате их пересадка может оказаться смертельно опасной для пациента. Следовательно, лечение чужеродными стволовыми клетками может нанести вред реципиенту, т.е. нарушает этический принцип «не навреди»

31.

Принята 24ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Осло, Норвегия, август 1970, дополнена 35ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983.

1.Основополагающий моральный принцип врача - уважение к человеческойжизни с момента ее зачатия.

2.Обстоятельства, противопоставляющие интересы потенциальной матери интересам ее не родившегося ребенка, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать.

3.Неоднозначность выбора определяется разными религиозными и нравственными позициями, причем любое из решений требует уважения.

4.Определение отношения к этому вопросу и правил его решения в данном государстве или общине лежит вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе.

5.В тех странах, где медицинские аборты разрешены законом, компетентные специалисты могут делать их на легальном основании.

6.Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

7.Исполнение положений настоящей Декларации Генеральной Ассамблеи Всемирной Медицинской Ассоциации не является обязательным для тех ассоциаций-членов, которые не присоединятся к ней.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья


граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. от 2 февраля 2006 г.) выдержки

Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека


Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона

Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.

Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).

Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну.

Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.

Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 36. Искусственное прерывание беременности

Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности.

Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.