Файл: Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 367
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В случае, когда недуг можно лечить или предотвратить, основой действия врача-генетика также должно быть недопущения патернализма и принцип добровольности (пример: генетические консультирование супружеской пары, которой наследственность дает повод опасаться появления на свет больного ребенка). По результатам пренатальной диагностики в случае выявления тяжелых генетических дефектов только сами родители имеют право принять решение о судьбе еще не родившегося ребенка. Они могут выбрать между такими вариантами поведения как предохранение от беременности; сознательное согласие на риск с возможным прерыванием беременности, если ребенок наследует недуг; усыновление ребенка; оплодотворение донорскими гаметами.
В связи с планируемым введением так называемой «генетической карты» («генетического паспорта») для населения, может возникнуть еще одна непростая проблема. Раскрытие информации о генетических особенностях индивида может нанести ему вред в плане возможностей карьеры, обучения, трудоустройства, страхования, поскольку он становится как бы «прозрачным» для работодателей, страховых организаций и т.п. Иными словами, он может встретиться с генетической дискриминацией – дискриминацией отдельного человека или членов его семьи только на основе генетики этого человека. Этот вид дискриминации, так же как и расовая, этническая, половая, возрастная дискриминация серьезно нарушает права человека. Современная биоэтика утверждает: выход состоит в том, чтобы вся информация о геноме конкретного человека была строго конфиденциальной и являлась собственностью самого индивида. Генетическая дискриминация запрещается в ст. 11 Конвенции Совета Европы.
На уровне общества.
Во-первых, генетическая дискриминация, о которой говорилось выше, может принимать масштабы социального явления, превращаясь в расистские стереотипы, оправдывающие различное отношение к разным социальным группам.
Во-вторых, на уровне общества возникает необходимость в широкой пропаганде генетических знаний и улучшения биологического образования населения. Генетическое невежество в сочетании с властью рыночных механизмов могут приводить к негативным последствиям в масштабе общества в целом. Необходимо разрабатывать механизмы моральной и правовой регуляции деятельности медико-генетических служб, поскольку принцип «делай благо», которым руководствуются последние, может в определенных условиях вступать в конфликт с принципом «не навреди». Так, если какая-то технология приносит благо отдельному индивиду, то она должна на первый взгляд приносить благо всему обществу.
Однако на деле суммирование индивидуальных благ может привести к негативным результатам на уровне всего социума. Возьмем в качестве примера выбор пола будущего ребенка. Как известно, в некоторых странах, например, в Индии, Афганистане, Пакистане, рождение девочки воспринимается негативно. И если выбор пола ребенка на основе генетического обследования приобретет широкие масштабы, это приведет к тяжелым социально-демографическим последствиям: из-за диспропорции полов может прийти в упадок промышленность, сельское хозяйство, образование, культура и т.п. То есть массовый результат индивидуальных выборов может иметь неоднозначный популяционный эффект. В связи с этим Конвенция Совета Европы в ст. 14 запрещает осуществлять выбор пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда речь идет об избежании заболевания серьезной болезнью, сцепленной с полом.
Кроме того, здесь возникает социальная проблема справедливого доступа к методам генетической диагностики, профилактики и лечению наследственных заболеваний.
На уровне общефилософского понимания природы человека.
Успехи современной генной биологии ведут к преувеличению степени влияния генетических факторов на формирование поведения человека. Человек начинает рассматриваться только как «марионетка» своих генов, только как определенный набор генов. Такое убеждение называется генетическим редукционизмом. Это чрезвычайно упрощенный взгляд. Отдавая предпочтение наследственности, мы тем самым пренебрегаем всем тем, что, собственно говоря, и составляет нашу личность. Ведь быть человеком значит гораздо больше, чем только обладать определенным генетическим материалом. Наши личностные качества определяются не только наследственными факторами, но и окружающей средой, общением и собственными волевыми усилиями. Формирование личности недаром называют «вторым рождением» (первое – биологическое рождение); это самосозидание, «самостроительство», когда из материала, данного природой, наследственностью, человек творит себя сам.
Если исходить из точки зрения генетического редукционизма, то человек предстает как некий робот, абсолютно предопределенный со стороны своих генов. А значит, действия человека не могут быть рассмотрены как поступки, то есть как то, за что он несет ответственность; значит, невозможно вменить ему ни вину, ни заслугу: если, предположим, он совершает предосудительное действие, он не может быть признан виновным за него, т.к. причина кроется в его наследственности. Аналогичным образом, в нравственно – положительном действии нет его заслуги на том же основании.
Иными словами, главным следствием такой биологизации человека является отрицание свободы воли и ответственности, полная предопределенность со стороны наследственных факторов. Однако, признание свободы воли – это становой хребет нашей культуры, и оппозиции добра и зла, нравственно-положительного и нравственно-отрицательного являются неотъемлемой ее составляющей. Поэтому следует заметить, что подобные установки в крайнем своем выражении могут вести к размыванию оснований морали, права, культуры в целом.
Вмешательство в геном человека. Генная терапия и евгеника.
В настоящее время фантастическая литература, научно-популярные издания настойчиво выдвигают образы «улучшенных», усовершенствованных людей, выдающиеся качества которых достигнуты либо с помощью методов генной инженерии, либо посредством соединения с техническими системами; тела их, нашпигованы различными протезами, интеллект, записанный на жесткий диск – всемогущ и бессмертен и т.п.
Эти фантастические образы отражают определенные ожидания, своего рода эйфорию, которой охвачено общество, ожидающее «чуда» от развития новых биотехнологий. Однако, если обратиться к истории, эти идеи «усовершенствования» человечества существуют с давних пор, еще до возникновения генной инженерии; они получили свое отчетливое выражение в конце 19 века в виде комплекса идей так называемой «евгеники».
Этот термин ввел английский ученый Фрэнсис Гальтон, кузен Ч. Дарвина. Евгеника, по его мнению, это наука, которая « призвана разрабатывать методы социального контроля над наследственными факторами с целью улучшения или исправления врожденных качеств человеческой расы, как физических, так и интеллектуальных ». Необходимы целенаправленные меры, препятствующие «засорению» генофонда недоброкачественными генами, носителями которых являются наркоманы, алкоголики, психиатрические больные, преступники-рецидивисты и т.п. Без этих мер, по мнению сторонников евгеники, невозможно остановить генетическое вырождение населения.
Различают «негативную» и «позитивную» евгенику. Негативная евгеника направлена на минимизацию передачи по наследству дефектных генов. Позитивная евгеника нацелена на максимальную передачу по наследству генов, признающихся желательными. Последняя использует такие методы, как обеспечение преимуществ (например, материальных, финансовых) для воспроизводства наиболее одаренных в физическом или интеллектуальном плане людей, опираясь на добровольный выбор индивида. Для этих целей создан, например, Банк образцов спермы лауреатов Нобелевской премии в Соединенных Штатах Америки, в Калифорнии (так называемый Репозиторий гармонического выбора).
Если обратиться к истории, евгеническое движение наиболее сильно было в Германии, Англии и США, причем, оно было отнюдь не академическим. В США его участники добились того, что в первой трети 20 века в 24-х штатах были приняты законы, предусматривающие стерилизацию различных «неполноценных» групп населения. Движение приобретало откровенно расистский характер. В Южных штатах США были приняты законы, запрещающие межрасовые браки, причем человек считался «негром», даже если у него была всего
часть «негритянской крови». А в 1924 году евгеническое движение добилось введения жестких ограничений на иммиграцию в США представителей «низших рас» – выходцев из Восточной Европы и Средиземноморья. Целью закона была защита «чистой» англо-саксонской расы от «загрязнения». Все это делало евгенику объектом критики со стороны демократически настроенной общественности.
Окончательно скомпрометировала евгеническое движение практическая реализация евгенических принципов в фашистской Германии (при интеллектуальной поддержке некоторых ученых – генетиков). Были введены специальные понятия – «расовая гигиена», «генетическое здоровье нации», на которых основывалась нацистская расовая теория. Обязательным требованием для получения разрешения на вступление в брак было генетическое консультирование, широко применялась насильственная стерилизация неполноценных групп населения (более 350 тыс. случаев).
В связи с дискредитацией евгеники в 1939 году ведущие англо-американские биологи приняли декларацию о том, что главным фактором в улучшении человеческих популяций является улучшение окружающей среды (в биологическом смысле, включая питание). Под воздействием этих факторов евгенические идеи почти на четверть века исчезли из тематики академических дискуссий, но затем они вновь начинают возрождаться, связываясь уже с методами генной инженерии.
Некоторые ученые всерьез обсуждают вопрос о создании специальных рас людей для удобного практического использования – например, при исследовании космоса. Впрочем, и традиционные методы контроля над рождаемостью не сбрасываются со счетов, что проявляется, в частности, в государственной евгенической политике в Сингапуре. В плане позитивной евгеники там проводится компьютерный подбор пар, предоставляются поощрения и льготы, стимулирующие высокую рождаемость у образованных женщин, поскольку предполагается, что их потомство будет более одаренным.
В тоже время мероприятия негативной евгеники, носящие «добровольный» характер, нацелены на низкую рождаемость и стерилизацию женщин с низким уровнем образования. Женщинам детородного возраста этой категории с низким уровнем доходов государство предлагает безвозмездную ссуду для приобретения недорогой квартиры при соблюдении следующих условий: не более двух детей и согласие на стерилизацию. Хотя формально эти меры носят добровольный характер, на деле здесь присутствует скрытое экономическое принуждение, власти по сути дела манипулируют выбором женщин.