Файл: История развития отечественной и зарубежной психологии групп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


История развития отечественной и зарубежной психологии групп



Научная школа и период

Представители

Основные идеи



Социоцентризм

Платон

Социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) — развит у философов, сердце (мужество) — у воинов и живот (телесные вожделения) — у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.



Эгоцентризм

Аристотель

Человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.



Теория «плохого» и «хорошего» человека.
«Реалистическое»
XVI-XVII в.

Н. Макиавелли

Т. Гоббс

Теория плохого и хорошего человека Макиавелли и Гоббса основана на предположении, что люди по своей природе эгоистичны и склонны к насилию. Они считали, что человек может достигать своих целей только путем использования силы и обмана. Однако, в отличие от Макиавелли, Гоббс утверждал, что необходимо сильное централизованное государство, чтобы предотвратить анархию и сохранить порядок в обществе.



Теория «плохого» и «хорошего» человека.
«Романтическое»
XVIII в.

И. Кант.

Д. Дидро

Кант считал, что человек может быть хорошим только тогда, когда он действует из уважения к нравственному закону. Он утверждал, что нравственные действия не могут быть основаны на эмоциях или желаниях, а должны быть обусловлены высшим нравственным принципом, который он называл «категорическим императивом». Дидро, в свою очередь, считал, что хороший человек должен быть свободен от предрассудков и действовать в соответствии с рациональным мышлением. Он подчеркивал важность образования и самосовершенствования для достижения нравственности. В целом, оба философа считали, что нравственность является ключом к хорошей жизни и счастью в обществе.



Доктрина утилитаризма
XVIII в.

И. Бентама

А. Смит

Доктрина утилитаризма Бентама и Смита основана на принципе максимизации благосостояния и минимизации страданий в обществе. Они считали, что целью общественной деятельности должно быть достижение максимальной суммы благосостояния для всех людей. Для этого необходимо учитывать интересы каждого индивидуума и максимально удовлетворять их без ущерба для других людей.



Методологии позитивизма
1830-1840 гг.

О. Конт

Методология позитивизма Конта — это философская теория, которая разделяет все знания на научные и ненаучные. Основными принципами позитивизма являются эмпирический подход к исследованию мира, отказ от метафизических объяснений, утверждение общественной природы человека и эволюционизм. Конт также выдвинул идею о том, что знания должны быть использованы для блага общества и развития прогресса.



Психология народов
п.п. ХХ в.


В.В. Шестопал

Л.С. Выготский

Одной из главных идей теории психологии народов является то, что культура и общество оказывают существенное влияние на психологические процессы и поведение людей. Также теория подчеркивает важность исследования культурных различий и их влияния на человеческое поведение.



Экспериментальная социальная психология
п.п. ХХ в.

В.М. Бехтерев

Основная идея теории экспериментальной социальной психологии Бехтерева заключается в том, что человеческое поведение в значительной степени определяется социальной средой, а не индивидуальными характеристиками личности. Он разработал методы экспериментального изучения социального поведения, которые позволяют выявить влияние социальной среды на поведение человека. Основными темами исследования в рамках теории были массовые коммуникации, социальное влияние, конформизм, агрессия и межгрупповые отношения.



Франкфуртская школа
1920-1930 гг.

Т. Адорно

М. Хоркхаймер

Эта школа психологии групп исследовала социальные проблемы, связанные с массовой культурой. Они утверждали, что массовая культура приводит к потере индивидуальности и автономности, что делает людей уязвимыми к манипуляции со стороны правящих элит.



Гештальтпсихология
1912-1930 гг.

М. Вертгеймер

К. Коффка

В. Кёлер

Гештальтпсихология сосредоточивалась на изучении способности людей видеть и переживать целостные объекты вместо отдельных элементов. Это позволяло лучше понять, как группы людей взаимодействуют и воспринимают окружающую среду.



Групповая динамика
1940-1977 гг.

К. Левин

Б. Такмен

М. Йенсен

Групповая динамика изучает, как люди взаимодействуют в группах, и как эти взаимодействия влияют на поведение и решения группы. Групповые процессы могут привести к неправильным решениям из-за социального давления и конформизма.



Социальная идентичность
1960-1970 гг.

А. Тэшфлем


Социальная идентичность исследует, как люди определяют себя в социальных группах, и какие последствия это имеет для их поведения. Они утверждают, что членство в группе может привести к преувеличению различий между группами и привести к дискриминации и конфликтам.



Теория социальной идентификации
1970-1980 гг.

Х. Тажфел

Д. Тёрнер

Основная идея теории социальной идентификации, заключается в том, что социальная идентичность формируется на основе членства в различных группах в обществе. Тёрнер и Тажфел утверждали, что люди стремятся к принадлежности к группам, которые они воспринимают как соответствующие своим ценностям и интересам. Они также подчеркивали важность взаимодействия между группами и процесса социальной мобильности для формирования идентичности.



Когнитивно-поведенческая психология
1960-1990 гг.

А. Бек

А. Бандура

Когнитивно-поведенческая психология — это широкая теория, она объединяет в себе концепции когнитивной и поведенческой психологии и нацелена на изучение взаимодействия между мышлением и поведением человека. Основная идея теории заключается в том, что мышление и поведение взаимодействуют между собой и влияют на восприятие окружающего мира и на поведение человека. Когнитивно-поведенческая теория активно используется в практике психотерапии, а также в области обучения и развития личности.



Теория социального влияния
1960-1970 гг.

С. Милграм

С. Аш

Суть теории в исследовании, как социальные факторы влияют на поведение людей в группах, включая явления, такие как социальное давление, социальное обучение и социальное сравнение.



Социальное сравнение
1950-1960 гг.

Л. Фестингер

Теория утверждает, что люди определяют свои личностные характеристики и оценивают свои достижения и успехи, сравнивая их с достижениями и успехами других людей. Люди склонны сравниваться с теми, кого они воспринимают как своих равных, и кто имеет схожие характеристики. При этом, сравнение может быть как вертикальным (сравнение с людьми, которые считаются выше или ниже по статусу), так и горизонтальным (сравнение с людьми, находящимися на том же уровне). Социальное сравнение может влиять на уровень самооценки, мотивацию и поведение человека.



Теория социальной обусловленности личности
1940-1950 гг.

Г. Оллпорт

Г. Салливан

Теория утверждает, что личность формируется под влиянием социальных факторов, таких как культура, общество, окружение и другие люди. Ключевые концепции теории включают идею самоидентификации, социального восприятия и социального влияния. Теория социальной обусловленности личности активно используется в современной психологии для объяснения многих социальных явлений и развития методов личностной коррекции.



Теория социального исключения
1980-1990 гг.

Э. Хьюз

Теория утверждает, что человек формирует свою личность и самооценку на основе того, как он воспринимается окружающим обществом. Если человек чувствует себя нежелательным, неудачником или исключенным из общества, то это может привести к снижению его самооценки и ухудшению психологического состояния. Теория социального исключения активно применяется в психологии для объяснения многих социальных явлений, таких как дискриминация, моббинг и социальная изоляция.



Теория социальной поддержки
1970-1980 гг.

Ш. Коэн

Б. Учино

Теория социальной поддержки — это теория, которая утверждает, что социальная поддержка может играть важную роль в психологическом и физическом здоровье человека. Социальная поддержка может помочь людям справиться с трудностями и стрессом, улучшить их здоровье и благополучие. Теория формировалась на основе исследований в области медицины, психологии и социологии, и активно применяется в практике психологической помощи и медицинской терапии. Согласно теории социальной поддержки, различные формы поддержки, такие как эмоциональная, информационная и материальная, могут помочь людям справиться с жизненными трудностями и повысить их качество жизни. Кроме того, теория социальной поддержки утверждает, что отсутствие социальной поддержки может привести к различным проблемам, таким как депрессия, тревога и физические заболевания.



Теория социального обмена
1950-1960 гг.

Д. Хоманс

П. Блау

Основная идея теории социального обмена заключается в том, что взаимодействие в обществе основывается на обмене ресурсами. Люди стремятся максимизировать выгоду от своих взаимодействий, и для этого они обмениваются ресурсами, такими как деньги, информация, время и поддержка. Теория социального обмена также подчеркивает важность равенства в отношениях и решения конфликтов на основе обмена ресурсами. Выделяют три ключевых концепции, которые играют важную роль в социальном обмене: взаимность, польза и справедливость.



Теория социального конфликта
1960-1970 гг.

К. Маркс

М. Вебер

Основная идея теории социального конфликта, заключается в том, что конфликты между различными группами людей в обществе возникают из-за борьбы за ресурсы и власть. Социальная структура общества может быть объяснена как продукт конфликта между различными группами, каждая из которых стремится к максимальному контролю над ресурсами. Конфликты могут привести к изменению социальной структуры и созданию новых групп, которые борются за ресурсы и власть.



Теория социальной интеграции
1950-1960 гг.

Э. Дюркгейм

Р. Мертон

Главная идея теории социальной интеграции, разработанной Дюркгеймом, заключается в том, что люди нуждаются в обществе для того, чтобы чувствовать себя частью целого. Он утверждал, что социальная интеграция, т.е. присоединение к обществу, является основой для формирования личности и обеспечивает стабильность в обществе. Для Дюркгейма социальная интеграция возможна благодаря общему сознанию и общественной морали, которые присутствуют в различных формах в обществе. Он считал, что важным условием социальной интеграции является соблюдение общепринятых норм и ценностей, которые позволяют людям чувствовать себя связанными друг с другом и с обществом в целом.