Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
РЕФЕРАТ по дисциплине «Цифровая экономика»
Тема: Анализ зарубежных подходов к формированию электронного правительства
Выполнил:
Пушкрев Сергей Геннадиевич
Студент 1 курса
Группы: ЗБМв-102
Москва
2022 г.
Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность электронного правительства 4
2. Анализ подхода к формированию электронного правительства в Германии 6
3. Анализ подхода к формированию электронного правительства в Великобритании, Корее, США 8
4. Сравнительный анализ зарубежных подходов к формированию электронного правительства с российскими подходами 10
5. Возможности применения зарубежных подходов к формированию электронного правительства в России 13
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
В условиях развития информационных технологий электронное правительство является необходимым элементом взаимодействия и обратной связи общества и государства. Электронное правительство, на сегодняшний день, во многих зарубежных государствах с развитыми политико-правовыми институтам представляет собой способ предоставления информации и оказания услуг, которые уполномочены оказывать государственные органы как частным, так и публичным субъектам
Актуальность темы данного реферата обусловлена тем, что в развитых зарубежных странах накоплен определенный опыт формирования национальных систем электронного правительства, уникально сочетающий особенности национальной культуры, приоритеты и наличные ресурсы той или иной страны. С переходом России к постиндустриальному информационному обществу, на государство были возложены новые обязанности, связанные с регулированием информации, информационных технологий, а также возможность их использования для повышения эффективности реализаций функции государства.
Переход к новому типу общества и изменения, обусловленные развитием информационно-коммуникационных технологий, затрагивают все три ветви государственной власти. В результате влияния новых факторов были созданы: электронный парламент как элемент осуществления законодательной власти, электронное правосудие – судебной. В сфере деятельности исполнительной власти возникла необходимость существования электронного правительства. Россия не является новатором в данной области и перенимает опыт других стран, достигших определенных успехов в функционировании электронного правительства, и только создает собственную концепцию. Исходя из этого, теоретическо-правовой анализ развития электронного правительства является необходимым и актуальным в указанных выше условиях.
Цель реферата – провести анализ зарубежных подходов к формированию электронного правительства. В соответствии с данной целью, были поставлены задачи:
-
Рассмотреть понятие и сущность электронного правительства; -
Анализ подхода к формированию электронного правительства в Германии, Корее, Великобритании и США; -
Провести сравнительный анализ зарубежных подходов к формированию электронного правительства с российскими подходами; -
Охарактеризовать возможности применения зарубежных подходов к формированию электронного правительства в России.
Данный реферат имеет следующую структуру: состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.
-
Понятие и сущность электронного правительства
Электронное правительство (англ. «e-Government») является способом предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу и различным органам государственной власти, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано за счет максимально возможного использования информационно-коммуникационных технологий. [6, с. 50]
Электронное правительство переводит взаимодействие общества и государства на новый уровень, поскольку заменяет собой посещение государственных организаций, звонки по телефону и отправку бумажных почтовых сообщений. Оно позволяет раскрыть процедуры и процессы принятия решений органов власти, а также ответственность конкретных лиц, что является элементом общественного контроля.
Развитие системы электронного правительства как части государственного управления, посредством внедрения информационных компьютерных технологий, является непременным требованием для вхождения любой страны в глобальное информационное общество. В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства, имеется лишь набор общих требований, выполнения которых позволяет создавать эффективные методы быстрого и простого взаимодействия заявителей с государственными органами. [3, с. 12]
Существуют следующие виды взаимодействия в системе электронного правительства: [10, с. 196]
-
Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen); -
Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business); -
Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government); -
Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).
Следует учесть, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия граждан и органов власти на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
Преимущества или социально-экономические эффекты от введения электронного правительства следующие: [1, с. 75]
-
эффективное и менее затратное администрирование; -
оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу; -
повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной; -
поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан; -
рост технологической осведомленности и квалификации граждан; -
повышение ответственности власти перед народом. -
снижение воздействия фактора географического местоположения.
По данным рейтинга электронного правительства ООН на сегодняшний день в практике реализации проектов электронного правительства в разных странах приоритет отдается развитию так называемой концепции «оne-stop, non-stop» (то есть единой системы, действующей в безостановочном режиме) – поэтапному построению правительственных информационных порталов, обеспечивающих широкий доступ граждан к госуслугам и информации, относящейся к сфере государственного управления.
Посредством этих порталов и интернет-коммуникаций создаются информационные связи между субъектами государственной власти федерального и регионального уровней, ускоряющие обмен экономической, правовой, статистической и прочей информацией «по вертикали». [8, с. 210]
Известно, что, помимо этого, в рамках государственных информационных порталов создается электронный рынок товаров и услуг в интересах обеспечения государственных структур дополнительными возможностями реализации их функций: заинтересованный бизнес привлекается к участию в тендерах на выполнение госзаказов и разнообразных социальных программ. [6, с. 51] Следующим этапом развития правительственных порталов за рубежом является их продвижение в сторону «электронной демократии», создания новых форм взаимоотношений, информационного обмена и обратной связи между гражданами и государством, населением и всеми ветвями власти, электоратом и депутатским корпусом, – вплоть до внедрения системы электронных выборов. К разряду наиболее выполнимых и востребованных сейчас функций правительственных порталов относится, безусловно, организация единого входа в весьма многочисленные и «распыленные» по ведомственным серверам информационные ресурсы различных органов власти и государственного управления, ориентированные на широкую аудиторию.
-
Анализ подхода к формированию электронного правительства в Германии
Федеративная Республика Германия является одной из передовых стран в Западной Европе, активно использующей в своей деятельности новейшие достижения и разработки в области построения системы ЭП. [7, с. 205]
Начало формирования ЭП было положено с принятием в 1997 году Закона «Об электронной подписи». В нем впервые были отражены основополагающие термины и определения в области использования электронных подписей. В дальнейшем вышеуказанный Закон был отменен в связи с принятием в 2001 году рамочного закона «Об электронной подписи», который закрепил различные их виды, а также требования к сертификации услуг и их поставщиков. Принятие Закона было обусловлено необходимостью введения электронной подписи, призванной заменить подпись от руки на бумаге, тем самым упростив и ускорив процесс подписания документов. В том же году был принят Закон «Об информационных и коммуникационных услугах», который устанавливал общие требования и условия оказания информационно-коммуникационных услуг, принципы обработки персональных данных, права и обязанности провайдеров и т.д. [8, с. 212]
В рамках немецкой инициативы BundOnline в 2005 году свыше 100 федеральных ведомств разместили около 440 услуг для граждан, бизнеса и государственных органов в Интернете. На реализацию проекта было потрачено около 650 млн. евро, что сделало его самым дорогостоящим в Европе. Несмотря на это, первая попытка запуска ЭП оказалась безрезультатной, что потребовало перезапуска программы правительства «e-Government 2.0» в 2006 году. Новая программа предусматривала выполнение следующих мероприятий: улучшение качества и количества предоставляемых онлайн-услуг; сокращение бюрократии путем оптимизации бизнес-процессов между деловым и общественным сектором и органами власти; создание электронного удостоверения личности для возможности пользования услугами ЭП и электронной коммерции; создание общедоступных гражданских порталов. На данный момент в области электронного доступа к услугам федеральных государственных учреждений и электронным ресурсам земель действует портал www.bund.de. На нем размещается информация о текущих тендерах, предложениях о работе или недвижимости в государственном секторе, а также новости о деятельности государственных органов. [9, с. 154]
Как правило, на любом уровне власти в Германии к ведомству можно обратиться лично, придя в соответствующий офис, по телефону, через веб-сайт или по электронной почте. Однако достаточно большое количество населения остается не включенным в новое информационное общество ввиду отсутствия выхода в Интернет либо проживания на удаленных территориях. В связи с необходимостью повышения доступности государственных услуг для населения были реализованы следующие мероприятия: введен в действие проект «Мобильное правительство», предоставляющий возможность платно заказать по номеру телефона выезд чиновника на дом; внедрена система стационарных фронт-офисов, представляющая собой коллективное предоставление ведомствами услуг, и система мобильных фронт-офисов, оборудованных на базе автобусов с несколькими рабочими местами, которые курсируют по расписанию и останавливаются в местах массового скопления людей.
Особое внимание в Германии уделяется использованию возможностей электронной демократии лицами с ограниченными физическими возможностями. Этому способствует принятие нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне земель. В частности, на земле Северный Рейн-Вестфалия было принято Положение по созданию доступной информационной техники в соответствии с законом о равноправии инвалидов земли Северный Рейн-Вестфалия. Данный акт обязывает государственные органы формировать пользовательский интерфейс, содержание информации и сайтов таким образом, чтобы информация была доступна для восприятия неограниченному кругу лиц, в том числе людям с ограниченными способностями [Таким образом, процесс построения ЭП в Германии является неотъемлемой составной частью политики страны и сопровождается принятием нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне земель. Все принимаемые нормативные правовые акты направлены на повышение эффективности, прозрачности, качества, доступности для населения электронных услуг государственного управления. На данный момент в стране созданы все условия для активного участия граждан в информационной жизни государства и становления электронного правительства