Файл: Реферат по дисциплине Цифровая экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными проблемами развития электронного правительства в Германии явятся: отсутствие возможности получить значительное количество государственных услугу посредством электронного правительства (онлайн); в запросах государственных услуг не представляется возможным отразить объективные обстоятельства, поскольку техническая возможность для этого не реализована: обработка данных производится различными операторами данных, которые между собой не связаны, отсутствует единая система обработки данных при оказании государственных услуг. [2, с. 501]

Другой проблемой развития электронного правительства Германии является недостойная разработанность правовой основы. В немецкой правовой науке данная проблематика в крайней степени лишена существенной научной разработанности. Как отмечает некоторое немецкие ученые-юристы, интеграция информационных технологий в сферу государственного управления требует существенных изменений в рамочное законодательство в сфере государственного управления, это единственное и главное условие при котором возможно комплексное развитие e-Government. Однако, исходя из анализа государственной политики Германии относительно развития и регулирования общественных отношений в сфере информационных технологии, возможно предположить, что медленное развитие интеграции систем электронного правительства в сферу государственного управления является следствием консервативного подхода немецких властей относительно интеграции информационных технологий в сфере публичных отношений. [11, с. 85]

  • Анализ подхода к формированию электронного правительства в Великобритании, Корее, США

Одним из лидеров в сфере развития систем электронного правительства мире является Великобритания, что подтверждается различными независимыми рейтингами и оценками. Техническую основу элементов электронного правительства в Великобритании представляет единый правительственный портал GOV.UK. Веб-сайты всех государственных ведомств и многих других агентств и государственных органов были объединены в GOV.UK.

На сегодняшний день на данном портале представлены государственные услуги 23 правительственных департаментов и министерств, а также государственные услуги 413 других государственных учреждений и некоммерческих организаций с государственным участием. Портал GOV.UK предусматривает специальный раздел для реализации обратной связи с гражданами, в данном разделе граждане Великобритании имеют возможность обсудить различные вопросы относительно реализации государственных услуг, а также отразить свое мнение и видение относительно функционирования электронного правительства. Также в отдельных разделах данного информационного ресурса публикуются новости об уже вступивших в законную силу изменениях, иных изменениях, которые в той или иной степени затрагивают права граждан.


Также в рамках функционирования электронного правительства действует проект GOV.UKNotify, целью которого является отправка гражданам уведомлений о состоянии отдельных государственных услуг. Начиная с 2013 г. в Республике Корея начало свое развития информационная платформа «умное правительство». Ключевой особенностью формирования систем электронного правительства в Республике Корея является ориентированность на мобильные устройства. На сегодняшний день, практически у каждого жителя данной республики имеет смартфон, что позволяет максимально эффективно использовать возможности платформы «умного правительства». [4, с. 157]

Также в республике на сегодняшний день действуют различные порталы, которые реализуют как G2B (Government-to-Business), так и G2C (Government-to-Citizen) категории услуг. [9, с. 155]

Проведя анализ правовых основ функционирования и развития электронного правительства в Республике, Корея, можно сделать вывод о том, что системы электронного правительства в данной стране соответствуют общемировым тенденциям и каких-либо ключевых особенностей не имеют, кроме ориентированности на «мобильное правительство», однако вряд ли данное отличие можно назвать качественным.

В силу опережающих темпов развития информационных технологий в конце XX века, одним из пионеров развития концепции электронного правительства являются Соединенные Штаты. Начало развития платформ электронного правительство было положено после создания необходимой нормативной базы и большого количества изменений в действующее законодательство, а именно в Закон «О свободе информации» (The Freedom of Information Act). Этот и другие нормативные источники регламентируют различные аспекты функционирования отдельных государственных органов и учреждений, также закрепляют цели и задачи интеграции систем электронного правительств в процесс взаимодействия гражданина и государства. Одна из основных задач интеграции систем электронного правительства в США является минимизация финансовых издержек посредством сокращения расходов федерального бюджет на аппарат государства. Другой задачей является повышения качества оказываемых государством услуг как гражданам, так и представителям бизнеса. После внедрения и развития систем электронного правительства. Как отмечают представители экспертного и научного сообществ, использование e-Government позволило повысить прозрачность управленческих решений снизить отдельные коррупционные риски в некоторых сферах оказания государственных услуг. [5, с. 14]



В течение последних нескольких лет в США получила свое развитие практика, связанная с интеграцией технических решений, которые заключаются в предоставлении услуг, ориентированных на конечного пользователя, а также тех технических решений, которые используют технологии обработки больших объѐмов данных (Big Data). Внедрение инновационных технологий при развитии систем электронного правительства является результатам наличия высокого научного и технологического потенциала. Однако, не менее значимую роль при развитии систем электронного правительства в США имеет политика государства, целью которой является комплексное реформирование элементов государственного аппарата в сфере управления информационными потоками. Использование систем электронного правительство было интегрировано в саму модели государственного управления посредством внесения нормативных изменений в ведомственные акты. Также, по мнению ряда исследователей, одним из факторов эффективной интеграции электронного правительства в деятельность аппарата государства США является внедрение элементов персональной ответственности за уровень информатизации государственных органов. Так, на федеральном уровне была введена должность главного управляющего по информатике в составе Управления по электронному правительству и информационным технологиям. [6, с. 50]


  • Сравнительный анализ зарубежных подходов к формированию электронного правительства с российскими подходами

В рамках данного реферата, представляется необходимым провести сравнение по таким критериям как ответственные органы государственной власти, нормативно-правые акты, инфраструктура. Ответственные за электронное правительство органы государственной власти в России, Германии и Италии достаточно сильно отличаются: [4, с. 158]

1. Российская Федерация – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

2. Федеративная Республика Германия – Федеральное Министерство внутренних дел, строительства и родины (Bundesministerium des Innern, für Bau und Heimat).

3. Итальянская Республика – Министерство (Министр) по технологическим инновациям и цифровизации (Ministro per l’innovazione tecnologica e la digitalizzazione); Департамент цифровой трансформации (Dipartimento per la Trasformazione Digitale); Агентство цифровой Италии (Agenzia per l'Italia Digitale).


В России и Италии данным вопросом занимаются специализированные органы государственной власти, которые можно отнести к «цифровой» категории. При этом в этом значительную роль играют специализированные субъекты: в России это операторы отдельных направлений, а Агентство цифровой Италии является техническим агентством, председательствующим в Совете, задачей которого является обеспечение достижения целей Итальянской цифровой повестки дня и содействие распространению использования информационных и коммуникационных технологий, благоприятствуя инновации и экономический рост. Они помогаю осуществить развитие инфраструктуры электронного правительства. [5, с. 19]

Нормативно-правовые акты регулирующие вопросы электронного правительства в России, Германии и Италии различаются по своему количеству, силе и направленности:

1. Российская Федерация – Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства Государственная программа «Информационное общество»; Концепция региональной информатизации; Концепция формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России; Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 839 «О федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» и внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия»; Акты Минкомсвязи; Акты Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления; Акты Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

2. Федеративная Республика Германия – Закон об электронном правительстве (E-Government-Gesetz) 2013; Закон о доступе в Интернете (Onlinezugangsgesetz); Отдельные акты органов исполнительной власти участвующих в развитии и деятельности электронного правительства

3. Итальянская Республика – Планы и стратегии развития («Piano nazionale Banda Ultra Larga» « Crescita Digitale»); Кодекс цифрового администрирования (Codice Amministrazione Digitale) 2005; Отдельные акты органов исполнительной власти участвующих в развитии и деятельности электронного правительства.


В России, в отличие от Германии и Италии, на данный момент отсутствует отдельный нормативно правовой акт положения, которого бы были полностью посвящены электронному правительству, нормативно регулирование осуществляется путем издания актов декларирующего характера, актов органов государственной власти направленных на выполнение конкретных задач и федеральных законов, направленных на интегрирование отдельных положений. [8, с. 210]

Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, не связан на прямую с электронным правительством, но его положения регулируют в том числе и элементы деятельности осуществляемых в рамках программ, отнесенных к инфраструктуре электронного правительства В Италии, не смотря на наличие объемного нормативно-правового акта, также, как и в России, правовое регулирование в достаточно большой части осуществляется актами органов власти по отдельным программам.

В Германии наиболее значимую роль играет именно законы, а также иные нормативно-правовые акты, по смежным вопросам, не относящимся на прямую к электронному правительству. Если с законом об электронном правительстве все достаточно понятно, то закон о доступе в Интернете обязывает федеральные, государственные и местные органы власти предлагать свои административные услуги в цифровом виде через административные порталы к концу 2022 года. Кроме того, на территории стран Европейского Союза действует Регламент ЕС № 910/2014 о цифровой идентификации – направлен на обеспечение нормативной базы 72 на уровне ЕС для трастовых услуг и средств электронной идентификации государств-членов. Конечно, по мимо названных нормативно-правовых актов, во всех странах существуют производные акты направленные, например, на финансовое обеспечение осуществления деятельности Инфраструктура электронного правительства (отдельные элементы системы электронного правительства) так же достаточно сильно отличаются в каждой стране:

1. Российская Федерация – Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ); Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА); Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ) [4].

2. Федеративная Республика Германия – Сервис De – Mail; ID-карты; Национальное долгосрочное хранилище (NaLa).

3. Итальянская Республика – Национальный регистр постоянного населения (Anagrafe Nazionale della Popolazione Residente); Публичная система цифровой идентичности (Sistema Pubblico di Identità Digitale); IO Project – Цифровое гражданство; Национальная платформа цифровых данных (Piattaforma Digitale Nazionale Dati); Электронная идентификационная карта (Carta di Identità Elettronica).