Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В России наиболее заметным результатом развития информационных технологий, применяемых в исполнительной власти, стал Портал государственных услуг РФ как часть концепции электронного правительства. Однако необходимо отметить, что с начала действия Распоряжения Правительства РФ от 06.05.2008 года №632-р, в рамках формирования электронного правительства за прошедшие годы был пройден большой путь: был не только создан и усовершенствован портал оказания услуг, но и осуществлено техническое оснащение органов государственной власти, налажено межведомственное электронное сообщение и другое. Несмотря на различные наименования и некоторые концептуальные особенности представляется возможным соотнести все элементы электронного правительства в России, Германии и Италии, и разделить их на 4 условные группы: государственные услуги, идентификация, системы информации, взаимодействие госорганов. [9, с. 155]
Взаимодействие госорганов как отдельный элемент электронного правительства в исследуемой группе обозначен только в России. в Германии и Италии этот элемент инфраструктуры не был выделен из общей концепции электронного правительства и является стратегией развития деятельности самих госорганов, однако фигурирует в рамках докладов по выполнению планов. В Италии также существуют Экосистема интерфейса прикладного программирования, Цифровая инфраструктура и облако, организации дизайнеров и разработчиков, Цифровые платежи – они являются информационно-технологическим элементами и отражением программного обеспечения нового поколения На сегодняшний день, согласно индексу развития электронного правительства, опубликованного в 2020 году, Россия находится на – 36 месте, Германия на – 25, Италия на – 36. [6, с. 54]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России, Германии и Италии электронное правительство развивается приблизительно в одном темпе и по схожему сценарию, однако Россия и Италия склоны к создаю специальных платформ, в отличии от Германии, которая предпочитает интегрировать концепцию электронного правительства в уже существующею и действующую систему.
-
Возможности применения зарубежных подходов к формированию электронного правительства в России
На сегодняшний день, Российская Федерация следует мировым тенденциям развития e-Government посредством интеграции систем электронного правительства для оказания государственных услуг, однако, для комплексного развития данных систем необходимо развитие законодательной базы на федеральном уровне. В связи с этим, в контексте анализа зарубежного опыта развития электронного правительства, наиболее репрезентативным примером такого развития являются США в силу влияния федеративного устройства на формирование аппарата государства. [2, с. 501]
Эффективное использование e-Government в США является результатом формирования прежде всего правовой базы функционирования систем электронного правительства. Деятельность всех государственных учреждений и организаций на уровне федерального законодательства предусматривает основы функционирования и оказания государственных услуг посредством систем электронного правительства.
Данные практики могут оказать позитивное влияние на развитие e-Government в России, поскольку, учитывая технический потенциал развития систем электронного правительства, формирование более проработанной правовой базы на федеральном уровне может способствовать более глубокой интеграции систем электронного правительства в сферу взаимодействия гражданина и государства. [4, с. 158]
Таким образом, следует учитывать положительный зарубежный опыт популяризации э-правительства; для развития системы в России необходим (помимо всех прочих инфраструктурных условий) определенный уровень спроса, заинтересованности со стороны граждан6; индивид должен осознавать наличие потребности в повседневном использовании систем э-правительства, а также иметь и понимать свою материальную выгоду от использования электронных сервисов взаимодействия с представителями властных структур.
Заключение
В заключение данного реферата, представляется возможным сделать следующие выводы.
Развитие системы электронного правительства как части государственного управления, посредством внедрения информационных компьютерных технологий, является непременным требованием для вхождения любой страны в глобальное информационное общество. В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства, имеется лишь набор общих требований, выполнения которых позволяет создавать эффективные методы быстрого и простого взаимодействия заявителей с государственными органами.
Особое внимание в Германии уделяется использованию возможностей электронной демократии лицами с ограниченными физическими возможностями. Этому способствует принятие нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне земель. В частности, на земле Северный Рейн-Вестфалия было принято Положение по созданию доступной информационной техники в соответствии с законом о равноправии инвалидов земли Северный Рейн-Вестфалия. Одним из лидеров в сфере развития систем электронного правительства мире является Великобритания, что подтверждается различными независимыми рейтингами и оценками. Техническую основу элементов электронного правительства в Великобритании представляет единый правительственный портал GOV.UK. Ключевой особенностью развитие систем электронного правительства в Республике Корея является ориентированность на мобильные устройства. На сегодняшний день, практически у каждого жителя данной республики имеет смартфон, что позволяет максимально эффективно использовать возможности платформы «умного правительства».
В течение последних нескольких лет в США получила свое развитие практика, связанная с интеграцией технических решений, которые заключаются в предоставлении услуг, ориентированных на конечного пользователя, а также тех технических решений, которые используют технологии обработки больших объемов данных (Big Data). Внедрение инновационных технологий при развитии систем электронного правительства является результатам наличия высокого научного и технологического потенциала. Эффективное использование e-Government в США является результатом формирования прежде всего правовой базы функционирования систем электронного правительства. Деятельность всех государственных учреждений и организаций на уровне федерального законодательства предусматривает основы функционирования и оказания государственных услуг посредством систем электронного правительства. Данные практики могут оказать позитивное влияние на развитие e-Government в России, поскольку, учитывая технический потенциал развития систем электронного правительства, формирование более проработанной правовой базы на федеральном уровне может способствовать более глубокой интеграции систем электронного правительства в сферу взаимодействия гражданина и государства.
Список литературы
-
Арутюнян C.А. К вопросу об электронном правительстве в россии и зарубежных странах // StudNet. 2021. Т. 4. № 7. С. 75. -
Белов А.В. Отечественный и зарубежный опыт в построении электронного правительства // В сборнике: Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Барнаул, 2021. С. 500-502. -
Галкин А.Г., Еникеев А.А., Пастухов М.М. Электронное правительство: анализ зарубежных практик интеграции // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7. № 1. С. 11-15. -
Курдюк П.М., Упоров И.В., Архиреева А.С. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению избирательных прав жителей муниципального образования // Общество и право. 2019. № 3 (69). С. 156-159. -
Кулькаев Г.А., Мозалёва Н.И., Леонтьев Д.Н. Анализ отечественного и зарубежного опыта проектного управления в сфере реализации концепции электронного правительства // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 92. С. 7-23. -
Лавицкая М.И. Зарубежный опыт правовой регламентации функционирования электронного правительства // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 5. С. 50-54. -
Перевозчикова Л.А., Четверикова Н.А. Опыт внедрения порталов электронного правительства. предоставления электронных услуг в зарубежных странах // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 5. С. 203-210. -
Печникова Н.С., Охотников И.В., Сибирко И.В. Обзор состояния процесса цифровизации экономики: отечественная практика и зарубежный опыт // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4. № 5. С. 207-213. -
Сафиуллин Н.А., Куракова Ч.М. Зарубежный опыт развития электронного правительства // В сборнике: Развитие АПК и сельских территорий в условиях модернизации экономики. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.э.н., профессора Н.С. Каткова. Казань, 2020. С. 154-156. -
Фокина К.О. Зарубежный опыт внедрения электронного правительства // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 7-1 (63). С. 196-198. -
Черных Ю.В. Проблемы развития электронного правительства в России // Самоуправление. 2022. № 5 (133). С. 85-88.