Файл: Статистические методы анализа занятости и безработицы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В реальной экономической жизни безработица – это несоответствие предложения труда (объема рабочей силы) спросу на труд (наличным рабочим местам) по количеству или структуре.
Экономические последствия безработицы можно оценить с помощью закона Оукена, выражающего отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВВП: если фактический уровень безработицы превышает её естественный уровень на 1%, то отставание фактического объема ВВП составляет 2-2,5% по сравнению с потенциально возможным при полной занятости. Данный закон используется при подсчете потенциальных потерь, связанных с циклической безработицей (приложение 6).
Социальные последствия безработицы выражаются в усилении социальной и политической нестабильности, росте преступности, увеличении смертности, снижении качества и уровня жизни, обострении семейных проблем.
К безработным, как уже было сказано выше, согласно стандартам Международной Организации Труда, относят людей трудоспособного возраста, которые не имеют работы (доходного занятия); занимаются поиском работы и готовы приступить к работе немедленно.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия. В то же время, регистрация в службах занятости не является обязательным признаком.
Существует естественный уровень безработицы, определяемый как уровень безработицы, вызываемой естественными причинами, т. е. не связанный с кризисами производства. Полная занятость – это ситуация на рынке труда, когда количество безработных соответствует естественному уровню безработицы, что не означает 100%-ной занятости рабочей силы.
В России по данным Росстата, в 2016 году уровень безработицы составлял 5,5%, и варьировался от 1,8% в Москве до 30,2% в Республике Ингушетия8.
1.2 Виды безработицы и государственное регулирование рынка труда.
Различают следующие виды безработицы:
Фрикционная – связанная с поисками рабочего места в случае добровольного перехода работников с одного места работы на другое, а также с сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. То есть к фрикционной безработице относятся временно не работающие люди9.
Структурная – вызванная несоответствием структуры имеющейся рабочей силы. Включает людей с низкой квалификацией или тех работников, специальность которых не соответствует требованиям существующего рынка труда.
Естественная безработица включает структурную и фрикционную безработицу. Уровень естественной безработицы зависит от половозрастного состава рабочей силы, уровня заработной платы и её минимальной ставки, величины пособия по безработице и некоторых других факторов. Естественная безработица играет роль резерва рабочей силы, необходимого для роста национальной экономики.
Циклическая безработица отражает состояние экономической конъюнктуры в стране, превышение предложения рабочей силы над её спросом в период экономического развития. Уровень циклической безработицы равен разности уровней фактической и естественной безработицы.
В период экономического спада увеличивается уровень фактической безработицы, поскольку к фрикционной и структурной добавляется циклическая безработица. В период экономического подъема уровень безработицы может снизиться ниже естественного, так как увеличение объема производства требует дополнительных трудовых ресурсов. Снижается уровень фрикционной безработицы, так как люди быстрее находят работу. Часть невостребованной рабочей силы, составляющей структурную безработицу, становится нужна в связи с расширением объемов выпуска продукции.
Выделяют и другие типы безработицы, связанные с различными критериями: продолжительностью, концентрацией в определенных регионах, отраслях, возрастных или профессиональных группах. К ним можно отнести:
-
частичную безработицу – когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день (неделю) из-за отсутствия работы или простоев; -
скрытую безработицу – когда существует нерациональная, неэффективная занятость. Примером скрытой безработицы может служить занятость в СССР, когда по идеологическим причинам, часть населения была трудоустроена и получила заработную плату за абсолютно неэффективную, бесполезную деятельность в многочисленных организациях. -
застойную безработицу – концентрация безработных среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени. -
технологическую безработицу – связанную с вытеснением из производства живой рабочей силы под влиянием научно-технического процесса, в частности в связи с интенсивным экономическим ростом.
Безработица как социально-экономическое явление присуща любой стране с рыночной экономикой, однако масштабы её не так уж велики. Выше был приведен уровень безработицы в России, который составляет 5,5% рабочей силы. Это соответствует показателям уровня безработицы в ведущих экономически развитых странах. В 2018 г. в Норвегии уровень безработицы составлял 3,7%, в Германии – 3,6%, в Великобритании 4,2%, во Франции – 9,7%, с США – 4,3%, в Японии –2,6%
10. На динамику уровня безработицы помимо цикличности влияют социальная политика государства, демографические изменения в структуре населения, состояние внешней торговли, масштабы расходов на оборону, активность позиции профсоюзов и т.п.
Нужно также отметить, что официальные статистические данные не отражают истинного положения дел в сфере занятости. Несовершенны методы учета лиц, нуждающихся в трудоустройстве. Статистика не учитывает в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, многие работники, не имея официального места работы, находят для себя доходное занятие в теневой экономике, и не учитываются официальной статистикой. Сюда можно отнести торговлю в интернете, лиц, занятых во внутренней мелкорозничной торговле, репетиторстве, людей, осуществляющих незарегистрированную охранную деятельность, а также вовлеченных в криминальные виды бизнеса, такие как проституция, порнография, торговля и распространение наркотиков. Помимо этого существует много видов вполне легальной деятельности, но осуществляемой без уплаты налогов и регистрации. Это консультативные услуги, ремонт жилья, автомобилей, строительство дач и некоторые другие. Масштабы всей этой деятельности достаточно велики и обеспечивают регулярную или разовую занятость многих сотен тысяч людей, что должно скорректировать существующие официальные оценки безработицы в России и других странах мира.
Государство может воздействовать на уровень безработицы через регулирование рынка труда. Здесь выделяют четыре основных направления:
-
программы по увеличению занятости и числа рабочих мест; -
программы, направленные на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы; -
программы содействия найму рабочей силы; -
программы по социальному страхованию безработных (выделение правительственных средств на пособия по безработице)
Государство может проводить на рынке труда политику двух типов – пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика главным образом проводится на сегодняшний день в РФ.
Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономики. Её цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудиться, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность в борьбе за место на рынке труда. Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратиться за профессиональным консультированием и т. п. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером, как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, так и предпринимателя, являющегося потенциальным работодателем. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места путем государственного предпринимательства, устройства общественных работ, привлечения на государственную службу и т.д.
При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать половозрастную структуру занятых, незанятых и безработных граждан, средний возраст людей, составляющих трудовой потенциал данной отрасли, уровень их квалификации, доход семьи, получаемый от работы по найму, самостоятельной занятости, индивидуальной трудовой деятельности, а также развитие и эффективность трудовых институтов (организаций предпринимателей, трудящихся, профсоюзов). Важная задача государства – обеспечение защиты трудящихся и социального страхования.
Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов её регулирования.
Когда мы говорим о госрегулировании рынка труда, то имеем в виду мероприятия, оказывающие влияние на внешний рынок труда. Эти мероприятия являются совокупностью экономических, административных, организационных, законодательных и других мер воздействия на рынок труда. Основными целями государственного регулирования рынка труда является наиболее быстрое вовлечение безработных в процесс трудовой деятельности, предоставление рабочих мест каждому желающему и стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников. Основными направлениями этой деятельности являются социальная поддержка незанятых граждан, развитие гибкого рынка труда путем его правового обеспечения, а также трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров.
Рынок труда в России характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и большим отрывом от её реальной стоимости. Весьма существенны региональные различия в оплате труда, которые обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов и спецификой предприятия (стратегически важные объекты, убыточные предприятия, новые перспективные организации), так и климатическими условиями, наличием сырьевых запасов и другими факторами. Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны он избыточен по объему, а с другой стороны происходит перенакопление персонала на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников. Весьма важной проблемой выступает незаинтересованность работодателей в найме высококвалифицированной рабочей силы, предполагающей высокую оплату труда.
Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала, что вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, стратегию и тактику механизма регулирования российского рынка труда. В реальной экономике на формирование и динамику рынка труда воздействуют следующие факторы:
-
фактор, воздействующий на спрос рабочей силы, включает в себя состояние экономической конъюнктуры рынка и влияние научно-технического процесса. Ранее мы уже говорили о том, что развитие инновационной экономики одновременно с увеличением производительности труда, приводит к увеличению безработицы, особенно среди низкоквалифицированных профессий, т. е. превышению предложения над спросом рабочей силы; -
фактор, воздействующий на предложение рабочей силы, включает в себя демографические процессы, мотивационные личностные потребности, миграционные процессы (о которых упоминалось выше) и особенности трудовой экономической активности социально-демографических групп населения; -
фактор, воздействующий на формирование и функционирование рынка труда, включает в себя развитие инфраструктуры рынка труда (создание новых рабочих мест) и деятельность государственных органов по регулированию рынка труда.
Объектом воздействия государства являются отдельные группы населения, работников, предпринимателей, а также определенные элементы организации труда. Государство предоставляет им различные льготы, в том числе и налогового характера, устраивает общественные работы, тем самым стимулируя спрос на труд и частично решая проблему занятости, само создает предприятия и рабочие места (государственное предпринимательство) и т. д. В зависимости от особенностей объекта воздействия можно выделить меры общего воздействия и специальные меры11.
По направленности воздействия различают меры, увеличивающие (уменьшающие) как спрос, так и предложение на персонал, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени их взаимного соответствия.
По форме воздействия различают прямые и косвенные методы регулирования. К первой группе относят государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях различных организационно-правовых форм путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, тем предприятиям, которые сотрудничают с государственными службами занятости и принимают на работу людей, направляемых ими после обучения по какой-либо профессии. Ко второй группе – такие методы, как регулирование демографической ситуации, увеличение госзакупок, уменьшение налогового бремени, ускорение амортизации и другие, т. е. рычаги, стимулирующие деловую активность в период, когда экономика страны находится на спаде.