Файл: Статистические методы анализа занятости и безработицы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По характеру воздействия регулирующие меры делятся на поощрительные, запретительные, ограничительные и защитные. К последним, в частности, могут относиться меры протекционистского характера, защищающие рынок труда от проникновения большего количества мигрантов, увеличивающих предложение рабочей силы и составляющих конкуренцию местному населению на рынке. По содержанию указанные меры подразделяются на экономические, включающие в себя организацию общественных работ, поддержку малого и среднего бизнеса путем вложения инвестиций; административные – направленные на снижение или увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение (увеличение) продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника (включая работу по совместительству или совмещение профессий); смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование, т. е. включающие в себя элементы финансовой, налоговой, таможенной политики; социально психологические, основанные на учете интересов личности и различных социальных групп населения.
Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства коммерческих организаций.
На сегодняшний день государственные методы регулирования рынка труда являются недостаточно эффективными, в силу того, что органы, занимающиеся регулированием занятости, не могут в законодательном порядке принудить предприятия различных форм собственности брать на работу направляемых им людей. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безработицу расходуются значительные средства налогоплательщиков. Сложность заключается ещё и в том, что в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие города с многомиллионным населением, а также в отдаленных регионах, нет единой базы учета и контроля за тем, где в настоящий момент работают граждане.
Такую ситуацию на рынке труда необходимо в корне переломить, иначе говорить о повышении эффективности российской экономики невозможно. Совершенствование рыночных отношений в нашей стране должно быть непосредственно связано с государственной политикой регулирования рынка труда. В российских условиях необходим переход от преимущественно пассивной политики государства на рынке труда, проводимой в настоящее время, к внедрению в жизнь элементов активной политики регулирования занятости.
Глава 2. Расчетная часть.
Задание 1.
Таблица 1
Для оценки возраста безработных в районе проведена 2%-ная механическая выборка, в результате которой получен следующий ряд распределения безработных по возрасту:
Возраст безработных, число полных исполнившихся лет | Число безработ-ных, чел, | Структура численности безработных, % | Средне значение интервала, | | | | | Сумма накоплен-ных частот, S |
15-19 | 16 | 4 | 17 | 272 | -21 | 441 | 7056 | 16 |
20-24 | 28 | 7 | 22 | 616 | -16 | 256 | 7168 | 44 |
25-29 | 40 | 10 | 27 | 1080 | -11 | 121 | 4840 | 84 |
30-34 | 76 | 19 | 32 | 2432 | -6 | 36 | 2736 | 160 |
35-39 | 72 | 18 | 37 | 2664 | -1 | 1 | 72 | 232 |
40-44 | 56 | 14 | 42 | 2352 | 4 | 16 | 896 | 288 |
45-49 | 48 | 12 | 47 | 2256 | 9 | 81 | 3888 | 336 |
50-54 | 40 | 10 | 52 | 2080 | 14 | 196 | 7840 | 376 |
55-59 | 12 | 3 | 57 | 684 | 19 | 361 | 4332 | 388 |
60-64 | 8 | 2 | 62 | 496 | 24 | 576 | 4608 | 396 |
65-69 | 4 | 1 | 67 | 268 | 29 | 841 | 3364 | 400 |
Всего: | 400 | 100 | 42 | 15200 | - | 2926 | 46800 | - |
Определите
-
Возрастную структуру численности безработных. -
Обобщающие показатели ряда распределения: среднюю, дисперсию, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации. Оцените однородность совокупности. -
Моду, медиану. -
Постройте графики ряда распределения и укажите на них среднюю, моду, медиану.
Решение:
I. Возрастная структура численности безработных.
Вычислим возрастную структуру следующим образом:
400 – 100%
16:400*100=4%
28:400*100=7%
40:400*100=10%
76:400*100=19%
72:400*100=18%
56:400*100=14%
48:400*100=12%
40:400*100=10%
12:400*100=3%
8:400*100=2%
4:400*100=1%
II. Обобщающие показатели ряда распределений.
1. Вычислим среднюю следующим образом:
лет
2. Дисперсия:
3. Среднеквадратическое отклонение:
=10,82
4. Коэффициент вариации:
III. Мода и медиана.
1. Мода:
=
Где:
– нижняя граница модального интервала;
i – модальный интервал;
частоты в модальном, предыдущем и следующим за модальным интервалах.
2. Медиана:
Рис 1. График ряда распределения.
Задание 2.
Таблица 2
Имеются следующие статистические данные по региону, тыс. чел.:
Показатели | Базисный период | Отчетный период |
Среднегодовая численность населения | 500 | 490 |
Численность экономически активного населения | 240 | 218 |
Занято в экономике региона - всего | 220 | 210 |
в том числе: | | |
- на предприятиях и организациях государственного сектора | 185 | 110 |
- в негосударственном секторе | 30 | 60 |
- в общественных организациях, фондах | 2,7 | 4 |
- на совместных предприятиях | 0,3 | 1,5 |
- на предприятиях и организациях со смешанной формой собственности | 9 | 36 |
Уровень безработных от численности экономически активного населения, % | 8,3 | 3,7 |
Определить за каждый период:
-
Численность безработных. -
Уровень экономической активности населения. -
Уровень занятости населения. -
Уровень безработицы. -
Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике. -
Структуру численности занятого населения по формам собственности, оформив результаты в таблице.
Постройте диаграммы.
Сделайте выводы.
Решение:
I. Численность безработных.
Численность безработных определим по формуле:
Безработица = экономически активное население – занятость.
А. = 240-220=20 тысяч человек.
Б. = 218-210=8 тысяч человек.
В отчетном году, по сравнению с базисным годом, численность безработных меньше на 12 тыс. чел. 20-8=12 тысяч человек.
II. Уровень экономической активности населения определим по формуле:
А.
Б.
Соответственно, уровень экономической активности населения в базисном периоде составлял 48%, а в отчетном 44,5%. Показатель отчетного периода ниже показателя базисного периода на 3,5%.
III. Уровень занятости населения определим по формуле:
А.
Б.
Уровень занятости населения в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом повысился на 4,6%
IV. Уровень безработицы определим по формуле:
А.