Файл: Срок получения основного общего образования 5 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:

Параметр сравнения

ФГОС ООО (2010)

ФГОС СОО (2022)

Требования к условиям реализации программ обучения

Срок получения основного общего образования – 5 лет.

Не предусмотрена вариативность сроков реализации образовательной программы.

Формулировки носят самый общий характер.

Не уделяется внимание дистанционному обучению.

Отсутствуют требования к способам обеспечения вариативности программ.

Среди предметных результатов нет элементов финансовой грамотности. Понятие «функциональная грамотность» отсутствует как таковое.

Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература»), «Второй иностранный язык» являются обязательными. Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», Информатика». В предметную область «Общественно-научные предметы входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География».

Единый уровень требований по предметам.

Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и более 6020 часов.

Предметные требования с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком.

Не предусмотрены возможности самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ и изучения ряда учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.


Детализированы требования к условиям реализации ООП.

Требованиям к условиям реализации программы среднего общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

Результатом выполнения требований к условиям реализации программы среднего общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течении всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории организации, так и за ее пределами (далее – электронная образовательная среда).

При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.

В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Предусмотрены возможности:

- формирования образовательной программы с включением вариативных учебных модулей;

- разработки и реализации программ различного уровня сложности и направленности;

- разработки и реализации индивидуальных учебных планов;

- самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ;

- вариативности сроков реализации образовательной программы;

- изучения учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.


Требования к структуре основной образовательной программы

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;

программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы.


Основная образовательная программа среднего общего образования включает:

  1. Общие положения (организационный раздел).

  2. Целевой раздел, содержащий:

2.1. Пояснительную записку;

    1. Планируемы результаты освоения обучающимися основной образовательной программы:

    2. Систему оценки результатов освоения основной образовательной программы;

  1. Содержательный раздел, который должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентирующие на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. В том числе:

    1. Программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской проектной деятельности;

    2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

    3. Рабочую программу воспитания;

    4. Программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

  1. Организационный раздел должен включать:

4.1. Учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

4.2. План внеурочной деятельности,

4.3. Календарный учебный график,

4.4. Календарный план воспитательной работы;

4.5. Систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Организация, осуществляющая образовательную деятельности по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам среднего общего образования, разрабатывает основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом основной образовательной программы среднего общего образования.

Требования к результатам обучения

Требования к личностным и метапредметным образовательным результатам не были систематизированы и конкретизированы.

Предметные результаты не были сформулированы с учетом системно-деятельностного подхода, не учитывали результаты процедур оценки качества образования, не определяли минимум содержания образования, не были систематизированы и конкретизированы.


Результаты обучения систематизированы, конкретизированы;

- задаются в деятельностной форме;

- представляются к результатам обучения и воспитания;

- взаимосвязаны.

Новый формат представления личностных результатов по областям воспитания:

Патриотическое воспитание (ООО-3, СОО-3);

Гражданское воспитание (ООО-8, СОО-7);

Эстетическое воспитание (ООО-3, СОО-4);

Воспитание ценности научного познания(ООО-3, СОО-3).

Физическое воспитание.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (ООО-8, СОО-3);

Трудовое воспитание (ООО-6, СОО-4);

Экологическое воспитание (ООО-5, СОО-5).

Новый формат представления метапредметных результатов – по трем направлениям.

Универсальные учебные познавательные действия

Базовые логические действия (ООО-6, СОО-6);

Базовые исследовательские действия (ООО-4, СОО-4);

Работа с информацией (ООО-5, СОО-5).

Универсальные учебные коммуникативные действия:

Общение (ООО-6. СОО-5);

Совместная деятельность (ООО-4, СОО-7).

Универсальные регулятивные действия.

Самоорганизация (ООО-2, СОО-7);

Самоконтроль (ООО-3, СОО-4);

Эмоциональный интеллект (СОО-5);

Принятие себя и других (СОО-4).

Предметные результаты:

-формируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений;

- определяют минимум содержания основного и среднего общего образования;

- систематизированы;

- конкретизированы.




Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)

Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»

Б)«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».

Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.


Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Литература, 10 класс

Образ Платона Каратаева в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Мотивационно-целевой этап.

Учитель использует технологию проблемного обучения. Организует условия, провоцирующие учебную деятельность путем постановки проблемных вопросов.

Актуализация опорных знаний. Фронтальная форма организации учебной деятельности с использованием эвристической беседы в вопросно-ответной форме, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия, плавно переводя учащихся к этапу изучения нового знания.

Используя исследовательский поисковый метод, задания по функциональной грамотности, организует фронтальную работу с элементами работы индивидуальной, ведёт эвристическую беседу, помогающую выстраивать логические цепочки.

Систематизация и обобщение знания. Проводя эвристическую беседу на уроке, учитель задаёт вопрос, -ставит мыслительную задачу.

Подобный формат работы в рамках системно-деятельностного подхода с проблемным характером учебных задач мотивирует учащихся к творческому овладению читательской грамотностью, развитию логических умений.


Базовые логические действия: выявляют и характеризуют существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений.

Строят ассоциативный ряд.

Работа с информацией: работают с текстом, осуществляют электронный поиск, с помощью учителя.

Путем анализа текста романа Л.Н. Толстого определяют такие абстрактные понятия как «душа», «смысл жизни», активно высказывают своё мнение, делают выводы и обобщения. В результате проблемного обучения развивают логические умения и приобретают навыки творческой работы.

Базовые исследовательские действия:

Аргументировать своё мнение, свою позицию.


Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах (беседа, обсуждение, сопоставление, исследовательская работа, работа с электронными носителями, работа со справочной литературой. Анализ текста. Построение ассоциативного ряда, словарная работа, работа с текстом, электронный поиск, изучение философских фрагментов в работе Платона и доказательство их актуальности. Сопоставление с идеями романа. Высказывание своего мнения, выводы и обобщения.


Совместная деятельность: - учатся вести эвристическую беседу, работать над проблемой самостоятельно, в парах, участвуя во фронтальном опросе;

-прислушиваются к мнению партнёра, стараются учесть его позицию, если считают её верной;

- учатся полно и точно выражать свои мысли;

- развивают межличностные отношения;

-взаимообучение.


Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Общение: высказывают идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание доброжелательного взаимодействия.


Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выбирают средства достижения целей. Обобщают, делают выводы. Взаимообучаются построению логической цепочки рассуждений. Анализируют истинность утверждений. Появляется понимание того, что усвоено и что необходимо усвоить. Учащиеся выдвигают версии, самостоятельно выполняют задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий (работа в паре).


Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Учебное занятие организовано в контексте системно-деятельностного подхода. Урок, безусловно, соответствует всем критериям результативности:

-цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

-осуществляется учёт личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов;

-используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие активность учащихся.

-Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

-Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит учащихся работать по правилу и творчески.

-Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

-Цель урока достигнута: образ Платона Каратаева рассмотрен с различных позиций, установлена логическая связь с другими образами произведения, с мировоззрением человека в целом, с пониманием цели и смысла жизни.

В ходе урока учитель не преподносил обучающимся готовых истин, а умело направлял их деятельность. При этом обучающиеся самостоятельно добывали знания, активно участвуя в эвристической беседе, выстраивая логические цепочки и раскрывая проблему.





Материалы к практической работе: ссылки на видеофрагменты современных уроков по различным предметам.