ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:
Параметр сравнения | ФГОС ООО (2010) | ФГОС СОО (2022) |
Требования к условиям реализации программ обучения | Срок получения основного общего образования – 5 лет. Не предусмотрена вариативность сроков реализации образовательной программы. Формулировки носят самый общий характер. Не уделяется внимание дистанционному обучению. Отсутствуют требования к способам обеспечения вариативности программ. Среди предметных результатов нет элементов финансовой грамотности. Понятие «функциональная грамотность» отсутствует как таковое. Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература»), «Второй иностранный язык» являются обязательными. Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», Информатика». В предметную область «Общественно-научные предметы входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География». Единый уровень требований по предметам. Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и более 6020 часов. Предметные требования с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком. Не предусмотрены возможности самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ и изучения ряда учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. | Детализированы требования к условиям реализации ООП. Требованиям к условиям реализации программы среднего общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Результатом выполнения требований к условиям реализации программы среднего общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течении всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории организации, так и за ее пределами (далее – электронная образовательная среда). При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы. В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. Предусмотрены возможности: - формирования образовательной программы с включением вариативных учебных модулей; - разработки и реализации программ различного уровня сложности и направленности; - разработки и реализации индивидуальных учебных планов; - самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ; - вариативности сроков реализации образовательной программы; - изучения учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. |
Требования к структуре основной образовательной программы | Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы. | Основная образовательная программа среднего общего образования включает:
2.1. Пояснительную записку;
4.1. Учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; 4.2. План внеурочной деятельности, 4.3. Календарный учебный график, 4.4. Календарный план воспитательной работы; 4.5. Систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Организация, осуществляющая образовательную деятельности по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам среднего общего образования, разрабатывает основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом основной образовательной программы среднего общего образования. |
Требования к результатам обучения | Требования к личностным и метапредметным образовательным результатам не были систематизированы и конкретизированы. Предметные результаты не были сформулированы с учетом системно-деятельностного подхода, не учитывали результаты процедур оценки качества образования, не определяли минимум содержания образования, не были систематизированы и конкретизированы. | Результаты обучения систематизированы, конкретизированы; - задаются в деятельностной форме; - представляются к результатам обучения и воспитания; - взаимосвязаны. Новый формат представления личностных результатов по областям воспитания: Патриотическое воспитание (ООО-3, СОО-3); Гражданское воспитание (ООО-8, СОО-7); Эстетическое воспитание (ООО-3, СОО-4); Воспитание ценности научного познания(ООО-3, СОО-3). Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (ООО-8, СОО-3); Трудовое воспитание (ООО-6, СОО-4); Экологическое воспитание (ООО-5, СОО-5). Новый формат представления метапредметных результатов – по трем направлениям. Универсальные учебные познавательные действия Базовые логические действия (ООО-6, СОО-6); Базовые исследовательские действия (ООО-4, СОО-4); Работа с информацией (ООО-5, СОО-5). Универсальные учебные коммуникативные действия: Общение (ООО-6. СОО-5); Совместная деятельность (ООО-4, СОО-7). Универсальные регулятивные действия. Самоорганизация (ООО-2, СОО-7); Самоконтроль (ООО-3, СОО-4); Эмоциональный интеллект (СОО-5); Принятие себя и других (СОО-4). Предметные результаты: -формируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений; - определяют минимум содержания основного и среднего общего образования; - систематизированы; - конкретизированы. |
Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)
Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»
Б)«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».
Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Предмет, класс | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | |||||||
Литература, 10 класс | Образ Платона Каратаева в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" | Мотивационно-целевой этап. Учитель использует технологию проблемного обучения. Организует условия, провоцирующие учебную деятельность путем постановки проблемных вопросов. Актуализация опорных знаний. Фронтальная форма организации учебной деятельности с использованием эвристической беседы в вопросно-ответной форме, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия, плавно переводя учащихся к этапу изучения нового знания. Используя исследовательский поисковый метод, задания по функциональной грамотности, организует фронтальную работу с элементами работы индивидуальной, ведёт эвристическую беседу, помогающую выстраивать логические цепочки. Систематизация и обобщение знания. Проводя эвристическую беседу на уроке, учитель задаёт вопрос, -ставит мыслительную задачу. Подобный формат работы в рамках системно-деятельностного подхода с проблемным характером учебных задач мотивирует учащихся к творческому овладению читательской грамотностью, развитию логических умений. | Базовые логические действия: выявляют и характеризуют существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений. Строят ассоциативный ряд. Работа с информацией: работают с текстом, осуществляют электронный поиск, с помощью учителя. Путем анализа текста романа Л.Н. Толстого определяют такие абстрактные понятия как «душа», «смысл жизни», активно высказывают своё мнение, делают выводы и обобщения. В результате проблемного обучения развивают логические умения и приобретают навыки творческой работы. Базовые исследовательские действия: Аргументировать своё мнение, свою позицию. | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах (беседа, обсуждение, сопоставление, исследовательская работа, работа с электронными носителями, работа со справочной литературой. Анализ текста. Построение ассоциативного ряда, словарная работа, работа с текстом, электронный поиск, изучение философских фрагментов в работе Платона и доказательство их актуальности. Сопоставление с идеями романа. Высказывание своего мнения, выводы и обобщения. | Совместная деятельность: - учатся вести эвристическую беседу, работать над проблемой самостоятельно, в парах, участвуя во фронтальном опросе; -прислушиваются к мнению партнёра, стараются учесть его позицию, если считают её верной; - учатся полно и точно выражать свои мысли; - развивают межличностные отношения; -взаимообучение. | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах. Общение: высказывают идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание доброжелательного взаимодействия. | Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выбирают средства достижения целей. Обобщают, делают выводы. Взаимообучаются построению логической цепочки рассуждений. Анализируют истинность утверждений. Появляется понимание того, что усвоено и что необходимо усвоить. Учащиеся выдвигают версии, самостоятельно выполняют задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий (работа в паре). | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах. | Учебное занятие организовано в контексте системно-деятельностного подхода. Урок, безусловно, соответствует всем критериям результативности: -цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику; -осуществляется учёт личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов; -используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие активность учащихся. -Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. -Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит учащихся работать по правилу и творчески. -Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. -Цель урока достигнута: образ Платона Каратаева рассмотрен с различных позиций, установлена логическая связь с другими образами произведения, с мировоззрением человека в целом, с пониманием цели и смысла жизни. В ходе урока учитель не преподносил обучающимся готовых истин, а умело направлял их деятельность. При этом обучающиеся самостоятельно добывали знания, активно участвуя в эвристической беседе, выстраивая логические цепочки и раскрывая проблему. |
Материалы к практической работе: ссылки на видеофрагменты современных уроков по различным предметам.