Файл: Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица (урок литературного чтения, 3 класс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа №21

с углубленным изучением отдельных предметов

Ворошиловского района г. Волгограда

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»

(урок литературного чтения, 3 класс)

Выполнила:

Насиковская Ольга Григорьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Волгоград, 2014г.
Цели:

  • Формировать умения выделять жанровые особенности басни.

  • Формировать умение сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали.

  • Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (словари).

  • Формировать умение высказывать свои мысли, строить доказательства, вести диалог.

Задачи урока:

  • закрепить представление о времени появления пословиц, басен и сказок;

  • соотнести время, когда работали самые известные баснописцы;

  • дать школьникам представление о том, как рождались бродячие басенные истории;

  • подчеркнуть, что басня отличается от сказки о животных наличием морали;

  • провести сравнительный анализ двух басен;

  • помочь детям прийти к выводу, что характеры героев подробнее разработаны в басне И. Крылова.

Ресурсы: учебник Н.А. Чуракова « Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, с.19 -21, М.Л. Каленчук «Русский язык», часть 2; слайдовая презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

( Учащиеся приветствуют учителя, гостей, подготавливают рабочие места)

II. Актуализация прежних знаний обучающихся.

- Как называется раздел, который мы изучаем? (Набираемся житейской мудрости).

( Слайд 1)

- Что мы изучаем в этом разделе? (Басни)

- Что такое, басня? (Басни - небольшое, чаще всего стихотворное произведение с нравоучительным содержанием)

- Из скольких частей состоит басня? Назовите их. (Основная часть басни и вывод). Как называется основная часть басни? (Повествование) Вывод? ( Моралью)

- А половицы появились из басен? (Нет. Пословицы – это остроумные народные выражения. У них нет авторов))


- А у басен, есть авторы? (У басен есть авторы.)

- Какие имена самых известных баснописцев вам известны? (Эзоп, Жан де Лафонтен, И. Крылов)

- Когда работали самые известные баснописцы? (Эзоп, древне – греческий баснописец, жил в 6 веке до нашей эры, 2500 лет назад; Лафонтен - французский баснописец – 350 лет назад; И.А. Крылов - русский писатель , баснописец – 200 лет назад)

1

  1. Постановка цели и задачи урока.


- Откройте учебник, посмотрите, с какими 2-мя баснями мы сегодня познакомимся. (Эзоп. «Ворон и лисица», И. Крылов. « Ворона и лисица».)

- Чему мы, научимся сегодня? (Сравнивать басни с одинаковым названием, но написанные в разное время)

  1. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

- Давайте прочитаем басню Эзопа Ворон и лисица. (Читает ученик)

- Прочитав басню, давайте ответим на вопросы. (Дети читают вопросы)

-Чему посвящена первая часть басни - её повествование: взаимоотношениям животных или людей? (Животных) А мораль, басни? (Мораль басни посвящается людям)

- А в сказках о животных тебе встречались уже сделанные выводы, относящиеся к людям? (В сказках нет выводов относящихся к людям)

- Теперь вы можете сказать, чем отличается БАСНЯ от сказки о животных? ( Басня отличается от сказки о животных наличием отдельно сформулированной морали, в которой говорится о поведении или взаимоотношениях людей)

-Давайте вернемся к тексту басни. Какого испытания не выдержал ворон? (Лести)

- Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? (Да)

- Кто, кому льстил? (Лисица льстила ворону)

- Кто, не выдержал лести? (Ворон)

- Кого, осуждает басня: глупого ворона или хитрую лисицу? (Басня осуждает глупого ворона)

- Докажи свою точку зрения используя мораль басни. (Ворон не выдержал испытания лестью, поддался угодливым восхвалениям лисицы. То, что басня осуждает именно глупого ворона, а не хитрую лисицу, видно из её морали: «Басня уместна против человека неразумного».

- А что, как правило, осуждается в ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказке: глупость или хитрость? (Глупость. Пример «Два жадных медвежонка»)

- Прочитайте пословицы.

- От чего они предостерегают? (Предостерегают глупого человека, способного поддаться лести, и, значит, их можно применить в качестве морали к басне «Ворон и лисица»



- Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести? (Тому, кто стал жертвой, вороне»)

- Применимы ли, эти пословицы в качестве морали к этой басне Эзопа? (Да)

2

  1. Этап физической разрядки.

- Сравнение понятий «лесть» и «похвала» (

Игра «Похвали соседа по парте». (Дети встают, поворачиваются друг к другу и по очереди хвалят друг друга)

  1. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

- Чаще всего басни пишутся в стихах. Сегодня мы познакомимся ещё и с прекрасным миром басен И. А. Крылова. ( Слайд 2)

- А что рассказал о вороне и лисице И. А. Крылов вы узнаете сейчас. (Читает басню ученик)

- Встретились ли вам, незнакомые слова и выражения?

- Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значение.

Словарная работа:

Льстец– тот кто склонен к лести

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. (Ожегов)

Пленил – очаровать, увлечь.

Вещунья – предсказатель
- А теперь давайте составим «Словарь наоборот». Я буду читать выражения, а вы их замените выражениями из басни.

  • Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру.

  • Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.

  • Очень близко – близёхонько.

  • Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;

  • Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;

  • Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;

  • Трудно стало дышать - дыханье спёрло;

  • Каркнула очень громко - во всё горло;

  • Исчезла, скрылась - была такова;

- Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли назвать самой красивой птицей леса?

- А что говорит Лиса о ней? Зачитайте слова из текста. («Голубушка, как хороша!... И верно ангельский быть должен голосок!»)

- Кто слышал ворону? Какой у неё, голос? (Она каркает)

- Для чего Лиса так расхваливает Ворону? (Чтобы отнять сыр)

- Добилась ли Лиса поставленной цели?

- После того, что случилось, как, вы, можете охарактеризовать Ворону? (Доверчивая, глупая)

- А как охарактеризовать лисицу? (Хитрая, льстивая. неискренняя)

- Что бы вы, посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)
- Можно ли встретить такую ситуацию среди людей?

- Могли бы привести примеры?

3

- Характер Вороны и Лисицы мы знаем.
Давайте прочитаем басню вслух по цепочке несколько раз. Каждый читает свою часть. Как определить, какую часть читать каждому?

- Старайтесь читать выразительно: чтобы слушатели смогли представить нелепую глупую Ворону и изящную хитрую Лисицу.


  1. Сравнение басен Эзопа и Крылова.


- История, рассказанная Иваном Крыловым, - та же самая, что и в басне Эзопа?

- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени, и известны у разных народов? (Бродячие истории)

- В чем сходство и различие этих двух басен?

- Какая басня написана прозой, а какая – стихами?

- Какая басня помогает тебе лучше представить животных: их внешний вид и поведение?

- Какая басня тебе кажется более смешной и почему? ( В басне И. Крылова – героев легче представить (их поведение, манеру говорить) поэтому басня кажется более смешной)

- Найдите КОНТРАСТ в описании внешности и голоса Вороны из басни Крылова. (Контраст создается при сопоставлении ожидаемого «ангельского голоска» и того, что звучит в реальности, а также при сопоставлении внешности)

- Миша и Маша тоже познакомились с этими баснями, но Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша нашла её.

- Есть ли мораль в басне, в какой части текста она приводится?

  1. Формирование УУД

Работа с пословицами.

- Давайте вернемся к пословицам и найдем ту пословицу, которая больше всего отражает соединение басен. (Слайд 3)

  • Лестью и душу вынимают.

  • Ласкатель – тот же злодей.

  • Лесть без зубов, а с костьми съест.

  • Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

Работа с иллюстрацией к басне, художника Валентина Серова. (Слайд 4)

- Рассмотрите иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым. Это – рисунок карандашом.

- Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ.

- Сравни величины фигурок Вороны и Лисицы.

- Высоко ли сидит Ворона?

- Скажите, можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перышки» и какой у неё «носок»?

- Почему, художник, выбрал такую точку зрения? (Валентин Серов использует зрительный контраст - большой вороны и крошечной лисицы, поскольку совершенно ясно, что с такого расстояния лисица никак не может разглядеть внешности вороны)

4

  1. Обобщение усвоенного материала.


- С какими произведениями мы сегодня познакомились?

- Кто их авторы?

- Как называются такие истории? (Бродячие)

- Что высмеивают басни? ( Лесть, глупость, хвастовство, невежество)

- Чему учат басни? (Отличать истинные чувства от лживых) (Мудрости, доброте. дружбе, трудолюбию, честности)

  1. Рефлексия. (Слайд 5)

- Закончите предложения

  1. Я сегодня узнал(а)…

  2. Было интересно…

  3. Я понял (а), что…

  4. Я научился…

  5. Мне захотелось



  1. Домашнее задание

  1. Прочитать басни, ответить на поставленные вопросы.

  2. Выучить одну басню наизусть.( по выбору)

Урок закончен. Спасибо всем за хорошую работу.

5