Файл: Лев семенович выготский 18961934 Подготовила Арасланова Валерия, сдоб17025100.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ 1896-1934

Подготовила Арасланова Валерия, СДОб-1702-51-00


Психолог, внесший большой вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию.

Л.С. Выготский как личность


С детства обнаружил незаурядные способности, главным образом к предметам гуманитарного цикла.

В 1911 г. Поступил сразу в 6- ой класс мужской гимназии.

В 1913 - закончил ее с золотой медалью и поступил в МГУ на юридический факультет.

С 1914 - параллельно учится еще и на историко-философском факультете Университета им. Шанявского.

В начале 1920-х годов на базе местного педагогического техникума он занялся экспериментами в области психологии, для Всероссийской тематической конференции, собрал полученные результаты и опубликовал первый научный доклад.

«Выготский Лев Семенович сидел за столом спиной и работал, а у него «на голове» мы играли. Спинка стула использовалась для строительства домика куклы. С его стороны — никакого возмущения и раздражения, — это считалось вполне нормальным.»

Дочь Гита Львовна Выготская

— Его любили в семье, любили и уважали ученики. А как он сам к себе относился?

— Очень требовательно. Предельно скромный человек, сверхделикатный. Поэтому он в каждом готов был видеть человека, значащего больше, чем он сам. И это не было позой. Никогда. Он слушал своих учеников так, что если бы Вы вошли, то не поняли, кто учитель, а кто ученик. Отношение к людям у него было необыкновенное. У нас в институте дворник работал много лет. Однажды у меня с ним зашел разговор о Выготском Льве Семеновиче. Уборщицы говорили похожие вещи. Из Ярцево, где отдыхали летом, мы забрали в Москву сына хозяев, у которых снимали квартиру, а на следующий год дочь. Им в институты надо было поступать. И у отца как-то находилось время опекать молодых студентов.

Л.С. Выготский как личность

— А все-таки, как к себе он относился? Любил себя?


— Он никогда о себе не думал, не заботился о себе, легко и охотно поступался своими удобствами ради окружающих. Человек по 8–10 часов в день читает лекции на одном легком… Остальное время сидит, пишет. Ночью проснешься — мама, сестренка спят. На столе горит зеленая лампа — он работает. Фактически, он относился к себе по-варварски. Он своей значимости не понимал.

Л.С. Выготский как личность

— А как он относился к Вашей маме? Каким был мужем?

— Он очень любил маму. Очень гордился ей. У меня сохранилась такая записная книжечка, в которую он вносил записи в Лондоне… И на странице дня рождения мамы он так о ней пишет… Я была так взволнована, когда прочла слова, обращенные к ней… Он очень любил, когда она с ним ходила на конференции, заседания. Мама одно время работала в Институте дефектологии – в самом трудном, диагностическом отделении, и приводила трудных детей к нам домой, чтобы у них была передышка, когда родители их не брали. Мама работала, и папе это было приятно и интересно. Я вообще в семье не слышала ни одной ссоры, ни разу никто не повысил голос. Ни разу не помню, чтобы бабушку называли иначе, как «мамочка». Уже совсем взрослая я узнала от мамы такую историю. У нее было серебряное колечко, доставшееся ей когда-то от матери. Когда папа уезжал, он брал его с собой. Сначала просто как материальное напоминание о маме, но постепенно это кольцо стало талисманом. Всегда, расставаясь с мамой, он брал это кольцо с собой. И в день его похорон в крематории мама сняла с руки кольцо и надела на палец папе.

Л.С. Выготский как личность

Отрывки из интервью с Гитой Львовной Выготской

Л.С. Выготский как Ученый

Становление Льва Семеновича как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие.

Книга «История развития высших психических функций» (1930-1931, опубликована 1960).


В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934).

Дефектологический период

(1924-1927).

Л.С. Выготский как Ученый

Период гуманитарных интересов (1913-1917).

Психорефлексологический период (1917-1924).

Реактологический период (1924-1927).

Дефектологический период (1924-1927).

Инструментальная психология (1927-1931).

Последний период творчества (1931-1934).

Л.С. Выготский и коррекционная психология

Формальным началом работы Л.С. Выготского в области специальной психологии и специальной педагогики является его назначение в 1924 г. заведующим подотделом воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей в отделе социально-правовой охраны несовершеннолетних Главного управления социального воспитания Наркомпроса РСФСР.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций

Самое яркое выражение посмертной фальсификации наследия Выготского представлено в так называемой «культурно-исторической» теории Выготского. В незаконченной и неозаглавленной рукописи работы, опубликованной в искажённом виде в 1960 г. под названием «История развития высших психических функций» (название дано по первым словам фальсифицированного текста, работа над рукописью завершена не позднее 1930) и представленной как основная теоретическая работа этого автора, дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики, согласно которой необходимо различать низшие и высшие психологические функции и, соответственно, два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

«Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом. Возможно, что недалеко то время, когда педагогика будет стыдиться самого понятия "дефективный ребенок" как указания на какой-то неустранимый недостаток его природы. Говорящий глухой, трудящийся слепой - участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать своей неполноценности и не дадут для этого повода другим.»

Лев Семенович Выготский