ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Частота контактирования. Наиболее частые контакты у подростка с мамой, подругой Катей и бабой Шурой (соседка), когда нет мамы. Совершенно отсутствует контакт с папой, который часто уезжает в командировки, чтобы заработать денег. Отец – дальнобойщик. Родная бабушка постольку – поскольку оказывает посильную помощь в хозяйстве, т. к. она очень старенькая. -
Эмоциональная окраска взаимоотношений. Наиболее ярко эмоционально окрашены отношения с мамой, подругой Катей и соседкой бабой Шурой. -
Вынужденность контактов. С родным отцом девочка – подросток не может найти общего языка и как следствие вынуждена устанавливать с ним контакт.
-
• Оказание конкретной материальной помощи. «Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть»
-
Симметричность взаимодействия. Социальные взаимодействия установлены на микроуровне.
Параметры социальной сети подростка:
Размер сети: Респондент нарисовала 9 лиц, это меньше 10, следует говорить о сужении социальной сети.
Плотность сети: В «ядро» данного респондента, т. е. людей, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения, входит 2 человека: подруга Катя и мама, которая иногда заменяется соседкой бабой Шурой. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки (5) деленное на число потенциально возможных связей (9). В результате получилось 5/ 9 = 0, 555. Этот показатель не приближается к единице, поэтому можно говорить о не плотной социальной сети.
Число родственников: в социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен, излишне опекаем.
Количество инструментальных поддержек: В поддержке этой девочки – подростка родители участвуют в недостаточной для этого периода мере. Ей приходиться справляться с домашними делами со своей сестрой, которой 5 лет и которой она отдает немного предпочтения. Людей, участвующих в обсуждении учебных и профессиональных проблем подросток не обозначила. «Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть»
Количество эмоциональных поддержек: Чаще принимает советы и прислушивается к соседке бабе Шуре, когда мамы нет дома.
Количество друзей: Подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения с подругой Катей, с которой она знакома более 9 лет и учится в одном классе. Мама также играет огромную роль в жизни подростка, но в силу того, что ее тоже часто нет дома, за советом подросток вынуждена обращаться к соседке б. Шуре.
Вывод:
В результате проведенного исследования социальных сетей подростка было выявлено, что социальная сеть ученицы ограничена и является не полной. Это подтверждают только 9 лиц, которых обозначила девочка. В окружении ребенка больше половины родственников, что говорит о несамостоятельности подростка, тем более в принятии им решения. Школьница утвердительно говорит, что она не нуждается в деньгах, потому что у них все есть. Очевидно, что в семье недостаточно крепкие и теплые отношения между всеми членами семьи. Нигде не упоминается брат и папа Ольги, а также очень редко родная бабушка. Семья сосредоточена на добывании денег, упуская важность взаимодействия между всеми членами семьи, особенно в подростковый период. Важными для себя людьми школьница выделяет свою маму, подругу, с которой проводит большую часть времени и соседку б. Шуру.
На схеме (рисунке) девочка – подросток для своего изображения взяла зеленый цвет. По методике М. Люшера зеленый цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем самоутверждения, либо посредством подтверждения, которого он ждет от других.
Выбор желтого цвета (родная бабушка) на первом месте свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья всегда ориентировано в будущее.
И, наконец, красный цвет на первом месте (мама) перед черным, характеризует безудержные переживания ребенка.
Папа, прорисованный черным цветом, по методике М. Люшера выражает идею "ничего". Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Если это вынужденный отъезд отца из семьи, тогда тоже необходимо вести разъяснительную беседу с детьми и говорить об огромной роли отца в их жизни, поскольку семья многодетная и нуждается в материальном обеспечении.
Таким образом, современное общество характеризуется неблагоприятными условиями социализации подростков, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам.Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.