Файл: Природные сообщества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Природные сообщества.

Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.

Задачи:

- обучающие

создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:

  • объяснять сущность понятия «пищевая цепь»;

  • объяснять роль различных организмов в круговороте веществ, называть элементы круговорота веществ;

  • объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;

  • различать и характеризовать разные природные сообщества;

  • объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;

  • характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;

-развивающие

  • продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;

  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

-воспитательные

  • воспитание интереса к предмету;

  • воспитание культуры в организации учебного труда;

  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: ИД , презентация

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»). (Слайд 1)


Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.


Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие


  1. Терминологическая разминка (на стенах закреплены напечатанные на бумаге биологические понятия – приспособленность, среда обитания, факторы среды)

- Повернитесь в ту сторону, где прикреплён термин, о котором я говорю:

  • Адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни.

  • Часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.

  • Определенные условия и элементы среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы.

  1. Работа в группах по проверке и взаимопроверке качества усвоения знаний

1 группа (самостоятельно)

- Выберите из правого столбика приспособленность животного из левого столбика к суровым зимним условиям:

1.Медведь А). тёплый мех

2.Лягушка Б). перелёт в тёплые края

3.Ласточка В). спячка

4.Белка Г). оцепенение

5.Лиса Д). запасы на зиму
2 группа(самостоятельно)

- Составь рассказ о приспособленности живого организма к своей среде обитания, используя предложенные иллюстрации (палочник, божья коровка, черёмуха, деревья севера, клёст)

3). Фронтальная работа с остальной частью класса

- Объясни, как взаимосвязаны «цветок вишни - пчела», «рябина – свиристель», «клевер – шмель», «орех – белка».

- Предложи свой вариант ответа.

4) Оценка качества усвоения пройденного материала
5).Создание ситуации «затруднения»

Дополните пары «цветок вишни - пчела», «рябина – свиристель», «клевер – шмель», «орех – белка» из предложенного списока: сокол, муравей, почвенные бактерии, синица, почва, воздух.. Верно ли выполнили задание решим в конце урока (Слайд 2)



Учащиеся поворачиваются в нужную сторону, при ошибке - объясняют своё решение.

Выполняют задание в рабочей тетради.
Взаимопроверка, взаимооценка.


Индивидуально готовят рассказ, используя выбранную иллюстрацию.

Взаимопроверка, взаимооценка.

Прослушивание ответов, внесение уточнений, своих предложений.
Самооценка, взаимооценка
Пытаются найти взаимосвязи

Ф

И

Г

И

Г
Ф

Ф

Ф

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Познавательные:

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Познавательные: умение структурировать знания,

осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные :умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения


- Что их объединяет? Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше - луг, река. И громадной - вся наша планета Земля.

Как бы вы назвали живые организмы которые живут совместно, сообща на какой то природной территории? (природные сообщества) (Слайд 9)


Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения




Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Это и есть наша тема урока

- Что бы вы хотели узнать по данной теме. Сформулируйте цель урока, задачи. (Слайд 10)

Тема: Природные сообщества

Цель: познакомиться с природным сообществом

Задачи урока:

выяснить:

  • что значит «природное сообщество»;

  • из каких звеньев состоит природное сообщество;

  • почему организмы объединяются в сообщества;

  • к чему приводит совместная жизнь в природном сообществе.




Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.


Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

  1. Выяснение значения «Природное сообщество»,

используя имеющиеся информационные источники (учебник, энциклопедия, электронный учебник).

Природное сообщество – это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями.

Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания!!!!!!!!!!!!!!

  1. Работа в группах по изучению нового материала


Задание для группы №1

- Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему? Выясните, выполнив задания по маршрутному листу №1 (1 группа) (Слайд 11)
Маршрутный лист №1

Прочитайте статью учебника «Движение веществ в природе» параграфа 20 (стр.84-85). Составьте рассказ, используя вопросы маршрутного листа.

  1. Что общего между живой и неживой природой?

2. Как вещества из неживой природы поступают к животным?

3. Какова роль животных-падальщиков, плесневых грибов, почвенных бактерий в природном сообществе?
Задание для группы №2

- Главные связи, существующие в сообществах – это пищевые. Выясните, так ли это, используя задания маршрутного листа №2.
Маршрутный лист №2

Просмотрев фрагмент фильма, подготовьте объяснение, используя вопросы маршрутного листа.

1.Что такое цепь питания?

2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему.

3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения?

4. Расположите

(Слайд 12)

Задание для группы №3

- Живые организмы в природе питаются по-разному, следовательно, их можно условно разделить на какие то группы. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте данную гипотезу.
Маршрутный лист №3

Выясните функции групп организмов в природном сообществе, используя часть статьи учебника «Круговорот веществ в природе» параграфа 20 (стр.85).

  • Производители –

  • Потребители –

  • Разлагатели –

- Допролните термины к схеме, составленной группой №2

(Слайд13)
5. Докажите, что в природном сообществе происходит круговорот веществ, используя маршрутный лист №4

Процесс круговорота веществ в при­роде как движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов обратно в неживую природу. (Слайд 14)
- Дополните схему недостающим звеном круговорота веществ. Соедините части схемы стрелками.
6. Объясните устройство природного сообщества хвойный лес, используя книгу «Мир природы», маршрутный лист №5

- Какие растения встречаются в лесу?

- Назовите растительноядных животных.

- Назовите хищников.

- Что происходит с погибшими растениями и животными в лесу?

Физкультминутка

Работа с различными источниками информации

Оглашение определений.

Работа с информационным источникам по маршрутном листам.

Представление результатов своей работы

Г


Г


Г


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Что такое природное сообщество?

- Из каких звеньев оно состоит?

- Что такое цепь питания?

- Какова роль в природном сообществе условий среды? Производителей? Потребителей? Разлагателей?

- Какой процесс в природном сообществе обеспечивает движение веществ из неживой природы через живые организмы в неживую природу?

Ответьте на вопросы


Ф

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выберите правильные суждения (Слайд 16)

  1. Природным сообществом является и лес, и луг, и река, и поле.

  2. Производители – синица, волк, олень.

  3. Потребители – это берёза, капуста, ромашка.

  4. «Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые черви.

  5. Примером пищевой цепи является: сосна – белка – бактерии.

  6. Круговорот веществ в природе – это главное условие существования природного сообщества.

Проверьте правильность выполнения задания.

Ответы (1,4 ,5,6)




И

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение.

Используя рисунки, составьте цепи питания, состоящие не более чем из 3-4 звеньев. Определите, к какому природному сообществу принадлежит ваша цепь питания.




Г

Регулятивные: прогнозирование

Итог урока

Возвращаемся к заданию, которое вы не смогли выполнить в начале урока










Информация о домашнем задании

изучить текст § 20 учебника
и выполнить задания в конце параграфа.

(Слайд 18)










Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я …

- Мне трудно представить, что… (Слайд 19)

Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.