Файл: Технология изготовления тувинской детской обуви Бопук Последовательность выполнения творческого проекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Творческий проект

Технология изготовления тувинской детской обуви «Бопук»

Последовательность выполнения творческого проекта

1. Цели творческого проекта.

2. История возникновения

3. Выбор и обоснование проблемы

4. Выбор модели

5. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений

6. Конструирование и моделирование

7. Технологическая карта

8.Экономическое обоснование

11. Реклама

12. Литература

13. Приложение

Цель проекта:

образовательная: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по технология изготовления тувинской детской обуви «Бопук», ознакомить с новыми фактами по изучаемой теме;

развивающая: развивать мышление учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать); формировать умения учебного труда (запоминать, работать в нужном темпе); развивать самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий;

воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, умение работать индивидуально и в группе, самостоятельно распределять обязанности, сообща решать поставленную задачу, дисциплинированность, культуру общения, уверенность в своих силах.

История возникновения

Обувь шьется не отдельно на правую и левую ногу, а одинаковая, следовательно, ее можно одевать на любую ногу. Обувь шьют женщины, полностью проводя все операции пошива (заготовка материала, раскрой и т. д.).

Западные тувинцы носили обувь (идик) двух видов: кадыг идик и чымчак идик, причем мужская, женская и детская различалась лишь размером, а не кроем. Основными инструментами для ее изготовления служили нож, шилья и иглы разного размера; шили сухожильными нитями.

Кадыг идик (тув. кадыг – твердый) – кожаные сапоги с харак тернымзагнутым и заостренным мысом (думчук), твердой многослойной войлочно- кожаной подошвой. Кожу для сапог окрашивали в сиренево-коричневый цвет, используя для этого настой из коры сухой лиственницы. Голенище (хончу) выкраивали из двух сужающихся книзу кусков сыромятной кожи коровы, преимущественно со спинной ее части. Когда их сшивают, то обязательно делают три прокладки (оскыт), которые все вместе называются уш шолдан, таараан тиг. Головку (майык) кроили отдельно: выкраивают из двух частей, причем непременно из толстой кожи, а подошву (улдун) шили из плотной толстой кошмы в два слоя, но если она была тонкая – то в три, а иногда и четыре слоя, многократно ее прошивая, нередко даже до 20 раз.


К подошве снизу одним швом по краю подшивали толстую коровью кожу, одно- или двуслойную. Головку и сшивают с голенищем, изнутри обязательно нашивают запятник (чожай) из простеганного войлока. Носок (думчук) на кадыг идик всегда делается вздернутым кверху. Подошва слоеная, состоит из нескольких слоев простроченного войлока, края подошвы обшиваются белой материей, и к ней пришивается кожа. К головке кадыг идик пришивается рант (пуруг) из кожи, к которому прикрепляется подошва. Шьют кадыг идиг специальным швом (кадыг идик таараан тиг). Подклада кадыг идики не имели. Носили их зимой и летом.

Чымчак идик (чымчак – мягкий) имел мягкую кожаную подошву без загиба мыса и голенище с прямым или задним косым срезом вверху. Их делали из обработанной кожи домашней козы, а головку и подошву выкраивали из кожи с шеи или спинной части коровы.

В начале XX в. Для изготовления подошв и головок начали все чаще применять мягкую кожу – юфть (булгаар) фабричной выработки, которую приобретали у русских купцов. Мягкая повседневная обувь шилась из выделанной кожи. Голенище шилось из двух кусков, между ними делали одну прокладку. Головка обуви чымчак идик выкраивалась из целого куска кожи, а затем дополнительно пришивали запятник. Подошва ставилась мягкая, не толстая, и пришивали ее к кожаной прокладке (чатагай оскыт) так, чтобы она несколько выступала по краю в виде ранта.

Название частей обуви для обоих видов одинаково.

Летом для доения скота женщина одевала чымчак идик; когда она входила в юрту, то эту обувь снимала и одевала другую. В юрте женщина ходила в мягкой войлочной обуви тодарлыг кидис ук в виде чулка, которая была окантована по верхнему краю матерчатой обшивкой.

Кадыг идики тувинцы использовали в течение всего года, но только самые зажиточные скотоводы могли позволить постоянно носить добротные, в особенности праздничные, сапоги. Большинство аратов повседневно пользовались старыми, стоптанными, нередко рваными кадыг идиками, меняя их на сохраняющую приличный вид обувь лишь по праздникам либо отправляясь в гости, по делам к чиновникам. А на промысле, на пастьбе скота, на охоте западные тувинцы ходили в чымчак идиках, так как, если они намокали, то быстро высыхали на солнце или у костра. В восточной Туве чымчак идиками пользовались лишь охотники- скотоводы, а их таежные соседи – оленеводы такую обувь никогда не носили. Тоджинские скотоводы предпочитали в летнее время мягкие и легкие ровдужные сапоги хаш идик (хаш – выделанная тонкая кожа, ровдуга). Кроили хаш идики так же, как и чымчак идики, но с прямым верхним срезом голенища.



Тувинцы-скотоводы зимой носили в сапогах войлочные чулки ук свшитыми подошвами]. Верхнюю часть чулок нередко украшали орнаментальными вышивками, выполненными тамбурным шитьем. Верхняя декорированная часть чулка, обычно более длинного, чем сапог, возвышалась над голенищем и служила дополнительным украшением.

Иногда войлочные чулки, предназначенные для праздничных кадыг идиков, обшивали тканью и простегивали.

Тувинские скотоводы выстилали подошвенную часть обуви осенней сухой травой, реже – берестой. Оленеводы восточной Тувы поздней осенью и зимой пользовались камусовыми унтами бышкак идик (бышкак – шкурка с ног животного, камус) мехом наружу. Они состояли из голенища чода и подошвы. Подошвой служила кожа со спинной части лося или марала. Покрой бышкак идиков был несложен. Переднюю часть голенища шили из двух кусков камусов, каждый из которых имел прямоугольную форму, завершающуюся у нижнего конца боковым выступом, образующим при сшиве головку с полукруглым носиком.

Заднюю часть голенища шили из одного или нескольких прямоугольных кусков камуса. К одной паре такой обуви требовалось либо четыре камуса взрослого оленя, либо три – лося, либо шесть – косули. Лишь после того как голенище из камусов было сшито, его тщательно выделывали: смазывали кислым молоком, мяли в руках и в течение десяти дней коптили. Охотники удлиняли голенище, пришивая наколенники, которые защищали от холода и проникновения снега в обувь (их выкраивали из старой одежды). К верхнему краю хончу пришивали два ремешка тунгу, которыми привязывали их к поясу штанов. В период глубоких снегов поверх обычных меховых сапог, сшитых без хончу, надевали съемные наколенники огдешки (в Тодже – хууш), изготовленные из старой шубы.

Оленеводы весной и осенью пользовались чулками, сшитыми из косулей ровдуги. Зимой носили на каждой ноге по два меховых чулка разного размера из шкуры косули: внешний, длиной до колена надевали мехом наружу, короткий внутренний, длиной около 20 см – мехом внутрь. В обувь клали в качестве стелек жимолость.

Зимой одевали войлочный чулок для тепла. Войлочные чулки шили из шерсти. Верх чулка обшивали матерчатой полоской шириной в ушу улуг. Эту матерчатую обшивку украшали вышивкой, такой же, как и на воротниках тонов.

Для изготовления жестких и мягких сапог зимой шили войлочные чулки из овечьей шерсти. Верх чулка обшивали матерчатой полоской «хаш» шириной в «уш илиг» - три стежка. Эту матерчатую обшивку украшали вышивкой.


Такая обувь является красочным художественным произведением народного искусства. Загнутый к верху носок придает обуви особую красоту. С другой стороны, такой вид обуви носится дольше. Здесь эстетическая красота и техническая целесообразность совпадают. Это характеристика всех частей тувинского народного костюма.

Чымчак идик (мягкая обувь из выделанной кожи в виде чулка) шили из обработанной кожи козы, а подошву шили из толстой кожи спинного отдела коровы.

С начала ХХ века мягкую обувь шили из покупных кож у русских торговцев. Некоторые носили чымчак идик, как рабочая одежда. Для орнаментации использовали узоры геометрические, витые и плетеные, т.е. составленные по мотивам узоров «нить счастья» (олчей удазыны) и «рога архара» (кошкар мыйызы). Расцветка, изящество, сложность узора зависели от вкуса и мастерства сапожницы.

Первая обувь – бопук – чулок до колен, сшитых из войлока, шилась ребенку, когда он начинал ползать, затем ходить. Бопук имеет вид чулка, сшитого из одного или двух кусков войлока. Такой чулок малышу одевали с распашонкой «чучак» или с первым тоном без пояса. После бопука детям шили «биче идик». Их шили из выделанной кожи и из шкуры – с мехом внутрь. Кроят по стандарту обуви для взрослого, т.е. делают голенище, головку, подошву. Их изготовляли из некрашеной или крашеной цветной кожи.

Желанным детским атрибутом были звонкие медные бубенцы (до 10 штук), которые играли роль оберега. Они подвешивались к поясу вместе с другой любимой игрушкой до поры, когда ребенок достигал шестилетнего возраста. Мать, занятая хозяйственными заботами, могла определить, насколько дитя удалилось от юрты, слыша не только голосок ребенка, но и нежный звон бубенчиков, всегда знала, где ее малыш.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений

1. шкура овечий:

2. тесьма;

3. иголка;

4. нить;

5. ножницы;

6. тесьма;

Конструирование и моделирование

Если я еще буду шить изготовления тувинской детской обуви , то я возьму тесьма яркого цвета, тогда изделие получиться более красочное.



п\п



Последовательность

выполнения работы


Эскиз

Рабочие инструменты

1

Переводим выкройку

на кожу, вырезаем с

припуском 1 см.




Иголька, нить

2

Обрезаем припуски на швы, складываем обувь «Бопук». Детский обувь

«Бопук» украсить

тесьмами,



Иголка, нить

3

Стачиваем заднюю часть, оставляя отверстие, через

которое мы будем наворачивать наши тапочки. Снова обрезаем припуски.




Иголка, нить

4

К лицевой стороне

тапочки вышиваем

тувинским орнаментом.

Закрепляем и прячем

ниточки.

Пришили к тапочки.

Получили такую

прекрасную пару

тапочек, которые

будут греть наши ножки.




Иголка, нить тесьма.


Экономические обоснование



Наименование используемых материалов

Цена

Расход материалов

Затраты на материалы

1

Тесьма

20

5

100

2

Шкура овечий







300

3

Паетки

4-00

2

8

4

Нить

10

1

20

5

Труд







400

Общее 828 рублей.





Рекламный проект

Обувь рванная – дверь далеко,

Седло плохое – аал далеко (поговорки)

11. Список использованной литературы

1. Ховалыг, Р. Тувинская одежда (на тув. яз.) / Р. Ховалыг // Башкы. – 2006.

2. Лопсан, А. Технология раскроя и пошива национального халата на уроках обслуживающего труда

3. Мартай-оол Г. Технология изготовления детской обуви «Бопук».

4. Сиянбиль, М.О. Дошка – загадочный узел .Дувендей, Ш. Тувинская обувь, головной убор.

5.Потапов, Л.П. Очерки народного быта тувинцев.