Файл: Охрана труда и техника безопасности в аптечных учреждениях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция
Тема: Охрана труда и техника безопасности в аптечных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить нормативную документацию по технике безопасности
2. Выявить аспекты безопасности эксплуатации здания аптеки
3. Проанализировать соблюдение техники безопасности работниками аптеки
Актуальность темы.
Существующие нормативные и распорядительные документы по охране труда и технике безопасности носят общий характер и касаются всех сфер трудовой деятельности. Однако указанные документы не учитывают специфических особенностей фармацевтической деятельности. В документах по ОТ и ТБ не рассмотрены и не учитываются проблемы организации рабочих мест, проведения в условиях аптечных организаций инструктажей по технике безопасности, в том числе пожарной безопасности, а также характерно не полное соответствие социального пакета и выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) условиям труда фармацевтических работников.
1. Охрана труда
Охрана труда - это система законодательных актов, социально - экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека.
Практическая деятельность в области охраны труда является важнейшей обязанностью директора (заведующего) аптеки. Именно на директора аптеки возлагается ответственность за охрану труда работников.
Обучение работников аптеки безопасным методам труда является одной из его обязанностей. Большое значение придается разработке инструкций по технике безопасности, которые вводятся в действие после согласования с профсоюзной организацией и утверждения руководителем.
Содержание инструкции должно быть последовательным и включать: вводную часть, общие и специальные требования (обязанности перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях, по окончанию работы) и заключение.
Во вводной части содержатся сведения об охране труда, указание о необходимости строгого выполнения инструкции работающими в данной должности.
Общие требования содержат перечень обязанностей работников, меры безопасности, приемы поведения при несчастных случаях, поломке оборудования и др.
2. Ответственность
Инструкции разрабатываются по должностям, в соответствии с выполняемой работой. Периодически инструкции пересматриваются. Невыполнение их рассматривается как нарушение дисциплины и виновные привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего распорядка. На директора аптеки возлагается обязанность за проведение инструктажа по технике безопасности.
Специальные требования:
1) Обязанности до начала работы. В этом разделе излагаются т требования к аптечным работникам по личной подготовке к трудовому процессу, ознакомлению с необходимой документацией.
2) Обязанности во время работы. Этот раздел отражает меры безопасности при выполнении конкретных работ. Обязанности по окончанию работы отражают требования безопасности при отключении приборов и аппаратуры, уборке рабочего места.
По характеру и времени проведения инструктаж подразделяют на: вводный, первичный, повторный. Вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу, со студентами-практикантами. Он содержит общие положения по охране труда, соблюдение которых исключает возможность воздействия на аптечных работников опасных и вредных факторов. Регистрация его ведется в соответствующем журнале по определенной форме.
Первичный инструктаж на рабочем месте - проводится с каждым вновь принятым в аптеку, переводимым с одного рабочего места на другое, студентами по практике. Посвящен он обучению безопасным приемам на конкретном рабочем месте. Повторный (периодический) инструктаж проводится не реже, чем раз в шесть месяцев со всеми работающими с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или группой работников однотипных должностей.
Регистрация осуществляется в соответствующем журнале. Каждый член трудового коллектива должен знать о мерах ответственности за нарушение правил безопасности и инструкций.
Дисциплинарная ответственность - заключается в дисциплинарном взыскании, применяется непосредственно при обнаружении проступка, но не позднее чем через месяц со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Административная ответственность выражается в наложении взыскания или штрафа на руководящих работников, на которых возложена обязанность по обеспечению выполнения правил безопасности КЗОТа.
Материальная ответственность - состоит в возмещении за ущерб здоровью потерпевшему.
Уголовная ответственность - при несчастном случае с людьми.
3. Нормативные документы
Сборник документов по охране труда для аптек предназначен для оказания помощи руководителям и инженерам (ответственным) по охране труда в организации охраны труда в организации.
Сборник документов составлен на основе штатного расписания и имеющегося оборудования ОАО «Фармация», г. Владивосток.
Сборник документов составлен на основе требований государственных нормативно - правовых актов и включает образцы документов и нормативные акты по охране труда, позволяющие организовать систему охраны труда на аптечных складах и в частной или государственной аптеке в полном объеме.
Образцы документов по охране труда включают:
Локальные акты: (Положения: по организации работы в области охраны труда; о персонале фирмы; о порядке обучения и проверки знаний охраны труда работников предприятия; о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников; Правила внутреннего трудового распорядка; План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда; Программа вводного инструктажа для управленческого персонала и рабочих; Программа первичного инструктажа на рабочем месте; Программа обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей подразделений и специалистов; Программа обучения по охране труда работников рабочих профессий; Учебный план обучения и проверки знаний по охране труда работников предприятия и другие).
Приказы по охране труда.
1) Инструкции по охране труда для персонала.
2) Инструкции по охране труда при обслуживании оборудования.
3) Акты, списки, ведомости и графики по охране труда.
4) Протоколы. Карты.
Журналы по охране труда (электронный вариант).
1) Образцы документов для организации пожарной безопасности на предприятии.
2) Образцы документов, необходимых для расследования несчастных случаев.
3) Образцы документов, необходимых при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
4) Образцы документов для организации экологической безопасности.
5) Бланки и удостоверения по охране труда.
В состав нормативных актов входят:
1) Законодательные акты Российской Федерации.
2) Постановления Правительства РФ.
3) Постановления Минтруда России.
4) Документы Фонда социального страхования.
5) Правила Ростехнадзора (Госгортехнадзора) и Госэнергонадзора России.
6) Правила и приказы Минздравсоцразвития (Минздрава) России.
7) Санитарные правила и нормы.
8) Правила безопасности.
9) Строительные правила и нормы.
10) Государственные стандарты.
11) Документы по бухгалтерии.
Государственное регулирование вопросов безопасности в аптечном деле осуществляется в настоящее время законодательными и подзаконными актами самого разного уровня. Здесь и федеральные законы, и законы некоторых субъектов РФ, и нормативные акты (приказы, инструкции, письма) соответствующих ведомств.
Особое место среди этих федеральных ведомств занимает Министерство здравоохранения РФ. Функции Минздрава России, прямо или косвенно касающиеся регламентации и контроля вопросов безопасности в аптечном деле, перечислены в «Положении о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства №284 от 29 апреля 2002 г.
В соответствии с Положением Минздрав России уполномочен разрабатывать и утверждать:
- государственные санитарно-эпидемиологические правила;
- правила отпуска лекарственных средств;
- квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам (согласованные с Минтруда России);
- порядок создания специальных комиссий по контролю за оборотом наркотических средств в аптечных организациях (согласованный с МВД РФ);
- порядок проведения медицинских осмотров, в том числе обязательных, работников отдельных профессий.
Кроме того, Минздрав осуществляет:
- экспертизу экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности производства ЛС;
- выдачу (в установленных законодательством случаях) заключений при лицензировании отдельных видов деятельности;
- лицензирование видов деятельности, входящих в компетенцию Минздрава;
- организационно-методическое руководство медико-санитарным обеспечением населения при чрезвычайных ситуациях.
За Минздравом России закреплены в числе других следующие контрольно-надзорные функции:
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- надзор за фармацевтической деятельностью;
- контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции.
Как видим, функции Минздрава России, имеющие отношение к регламентации вопросов безопасности в аптечном деле, весьма широки. Поэтому большинство подзаконных актов, которыми руководствуются аптеки в этой сфере, исходит именно из Министерства здравоохранения РФ.
Необходимо отметить, что требования к аптекам зависят от вида имеющихся у них лицензий на фармацевтическую деятельность. Если лицензия аптеки предусматривает работу с сильнодействующими и ядовитыми веществами (включенными соответственно в Список №1 и Список №2 Постоянного комитета по контролю наркотиков), к ней предъявляются повышенные требования в сфере безопасности. Если же аптека осуществляет отпуск лекарственных средств, отнесенных к наркотическим, эти требования еще выше. Далее мы покажем, какое огромное количество документов регламентирует оборот таких веществ.
Аптеки, сохранившие у себя производственные отделы, вынуждены следовать дополнительным требованиям к таким производствам.
На практике различия в требованиях государственных органов зависят еще и от формы собственности и времени создания аптечного предприятия. Муниципальные и бывшие муниципальные (акционерные с участием государства) аптеки испытывают к себе максимальное внимание различных проверяющих органов. Они по привычке сдают всю необходимую (и не очень) отчетность вышестоящим и контрольным органам, подвергаются регулярным проверкам, аккуратно ведут всю документацию.
Вновь создаваемые частные аптеки при этом несколько обделены «пристальным вниманием» государственных инстанций. Тем не менее, руководители таких аптек, обычно умудренные опытом, полученным при работе в муниципальной аптечной сети, предпочитают следовать нормативам, не дожидаясь проверки.
Что касается крупных частных аптечных сетей, их взаимоотношения с контролирующими органами строятся по законам крупного бизнеса. Впрочем, можно отметить, что, проектируя сеть аптек «с нуля», проще предусмотреть их соответствие всевозможным нормативам. А иногда еще проще зайти с другой стороны: принять участие в составлении того или иного норматива и тем оградить свой бизнес от неожиданностей.
Необходимо отметить, что в последние два года произошли (и продолжают происходить) серьезные подвижки в сторону снижения административного давления на розничный фармацевтический бизнес. Принятый 8 августа 2001 г. в рамках программы дебюрократизации экономики Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» хотя и сохранил фармдеятельность в списке подлежащих обязательному лицензированию, проложил дорогу к значительному упрощению самой процедуры.