Файл: Охрана труда и техника безопасности в аптечных учреждениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждое рабочее место в аптеке должно быть снабжено инструкцией по технике безопасности и охране труда. Инструкция подлежит согласованию с профсоюзной организацией предприятия (если есть) или советом трудового коллектива и действительна в течение 5 лет.

Проверка соблюдения требований техники безопасности и охраны труда работников аптек осуществляется инспекторами по охране труда комитетов здравоохранения (городов, областей и др. административных образований РФ).

Имеется Постановление Правительства РФ №78 от 28 января 2000 г. «О Федеральной инспекции труда», о Трудовой инспекции говорится и в новом «Трудовом кодексе РФ», но в опрошенных нами аптеках представители такой проверяющей инстанции пока не появлялись.

Безопасность эксплуатации здания аптеки и прилегающей к ней территории имеет несколько аспектов. Необходимость содержать в чистоте и порядке прилегающую к аптеке территорию регламентируется и противопожарными, и санитарными правилами, и местными органами власти. Уборка осуществляется (в Москве) либо по договору с соответствующей Дирекцией единого заказчика, либо своими силами. Инспектирует территорию обычно территориальный орган местной власти (в Москве - управа муниципального округа).

Надзор за эксплуатацией здания (помещения) аптеки осуществляется в обычном порядке органами (инспекциями) государственного технического надзора за нежилыми помещениями соответствующего города РФ.

Надзор за экологической безопасностью аптек выразился в появлении нового проверяющего органа - Экологической полиции. Пока, правда, не совсем понятно, на основании каких документов экологи имеют право предъявлять свои претензии к аптекам. Тем не менее, некоторую активность в Москве они уже проявляют. Проверялось, по опыту аптек, следующее: наличие договоров на утилизацию люминисцентных ламп; прохождение диспансерных осмотров персоналом (особенно флюорографии).

Если по первому пункту компетенция Экологической полиции не вызывает сомнений, то отношение этого органа к проблеме борьбы с распространением туберкулеза явно нуждается в разъяснении со стороны властей.

Противокриминальный аспект безопасности имеет различия для аптек в зависимости от имеющихся у них лицензий. Аптека обычно заключает договор на охрану с местным подразделением Вневедомственной охраны Министерства внутренних дел РФ. В случае отсутствия у аптеки лицензий на работу с сильнодействующими (сюда входят и психотропные), ядовитыми и, конечно, наркотическими веществами отношения аптеки с Вневедомственной охраной носят сугубо коммерческий, договорной характер. В принципе, аптека может осуществлять свою охрану и другими путями, например, заключив договор с частным охранным предприятием.


Но если аптека работает с ЛС, содержащими списочные сильнодействующие, ядовитые и, тем более, наркотические вещества, Вневедомственная охрана МВД является еще и контролирующим органом по соблюдению аптекой соответствующих нормативов безопасности. Она выдает заключения для получения аптекой соответствующих лицензий. Естественно, в таких условиях аптеке проще удовлетворить требованиям, работая по договору охраны именно с государственной организацией.

Такое совмещение функций, а также то, что в последние годы требования в области безопасности ужесточились, а их исполнение обходится гораздо дороже, и вынуждает аптеки к массовому отказу от продления лицензий на работу с подобными ЛС. Это может привести и уже приводит к ухудшению лекарственного обеспечения населения, когда выписанное врачом лекарство очень трудно найти.

Участие аптек в обеспечении безопасности граждан при вступление в действие мероприятий ГО и ЧС прежде всего подразумевает использование ресурсов имеющихся аптек по прямому назначению - для лекарственного обеспечения пострадавшего населения. Для этого имеются планы эвакуации аптек (как персонала, так и ЛС определенного списка) в соответствующие места и развертывания их там. Отдельные аптеки имеют мобилизационные задания.

Ответственными за эти мероприятия назначаются крупные головные (в Москве - окружные) аптеки в каждой местности. В такой аптеке, служащей своего рода опорным пунктом, имеется сотрудник, отвечающий за данную сферу деятельности, а также все необходимые документы по данной тематике.

Однако речь в данном случае идет о муниципальных и акционированных аптеках. Частные аптеки практически не учитываются в подобных планах.

Разумеется, руководитель аптеки не может лично заниматься всеми вопросами безопасности, изложенными в этой статье. Поэтому он обычно приказом назначает лиц, ответственных за тот или иной аспект безопасности, из числа сотрудников аптеки. Иногда в достаточно крупном аптечном предприятии проще принять на работу специального сотрудника (обычно из числа отставных военных), который и будет заниматься координацией большинства вопросов безопасности. Тем не менее, руководитель продолжает персонально отвечать за выполнение требований безопасности в своей аптеке.

Заключение

В условиях аптеки чрезвычайно важна техника безопасности и охрана труда. Для этого были разработаны документы (приказы, стандарты и т.д.). Основными являются следующие:



- инструкции по охране труда для персонала;

- инструкции по охране труда при обслуживании оборудования;

- акты, списки, ведомости и графики по охране труда;

- санитарные правила и нормы;

- правила безопасности;

- государственные стандарты.

Безопасность эксплуатации здания аптеки и прилегающей к ней территории имеет несколько аспектов. Необходимость содержать в чистоте и порядке прилегающую к аптеке территорию регламентируется и противопожарными, и санитарными правилами, и местными органами власти. Уборка осуществляется либо по договору с соответствующей Дирекцией единого заказчика, либо своими силами. Инспектирует территорию обычно территориальный орган местной власти.

Надзор за эксплуатацией здания (помещения) аптеки осуществляется в обычном порядке органами (инспекциями) государственного технического надзора за нежилыми помещениями соответствующего города РФ.

Надзор за экологической безопасностью аптек выразился в появлении нового проверяющего органа - Экологической полиции.

Проверка соблюдения требований техники безопасности и охраны труда работников аптек осуществляется инспекторами по охране труда комитетов здравоохранения. Имеется Постановление Правительства РФ №78 от 28 января 2000 г. «О Федеральной инспекции труда», о Трудовой инспекции говорится и в новом «Трудовом кодексе РФ», но в опрошенных нами аптеках представители такой проверяющей инстанции пока не появлялись.

По исследованиям в аптеке №123 мы проанализировали соблюдение техники безопасности работниками аптеки. Проверки предприятий и анализ материалов расследования несчастных случаев показывают, что свыше 70% нарушений требований охраны труда происходит по организационным причинам, причем из них около 50% вследствие некомпетентности руководителей и специалистов, недисциплинированности и незнания персоналом элементарных требований охраны труда и техники безопасности при проведении работ с повышенной опасностью.

Список литературы:

1. Кабакова, Т.И. Актуальные вопросы охраны труда и техники безопасности работников аптек / Т.И. Кабакова, И.С. Максимов // Аптека -2007: тез. докл. мед.-фармац. конгр. 23-26 окт. 2007 г. - М., 2007. - С. 38-39.

2. Максимов, И.С. Социологическое исследование фармацевтических работников по вопросам охраны труда и техники безопасности в аптеках / И.С. Максимов, Т.И. Кабакова // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. / Пятигорская ГФА. - Пятигорск, 2008. - Вып. 63. - С. 618-620.


3. Максимов, И.С. Анализ использования нормативной базы по охране труда и технике безопасности в аптечных учреждениях / И.С. Максимов, Т.И. Кабакова, Т.Г. Ковалева // Разработка, исследование и маркетинг новой