Файл: Охрана труда и техника безопасности в аптечных учреждениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Руководители аптек весьма положительно восприняли тот факт, что, например, к заявлению на получение самой простой лицензии «аптека готовых форм» (без производственного отдела) в Москве теперь надо приложить только 7 видов документов. При переоформлении же лицензии - всего 5 из них (плюс копию старой лицензии).

Принятый в конце 2002 г. Федеральный закон «О техническом регулировании» также имеет непосредственное отношение к теме этой статьи. Концепция новой системы технического регулирования (системы обязательных технических требований и стандартов в отношении продукции, услуг и производственных процессов), основы которой закладывает этот закон, основывается на идеологии ограничения и упорядочения вмешательства государства в деятельность экономических субъектов.

В соответствии с этим законом планируется разработать и принять порядка семи законодательных документов нового типа - общих технических регламентов. Эти документы в виде федеральных законов установят требования к безопасности, обязательные для соблюдения при всех видах деятельности. Из них наиболее актуальны для аптек будут регламенты, посвященные:

- безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий;

- пожарной безопасности;

- биологической безопасности;

- экологической безопасности.

Помимо общих регламентов, вопросы безопасности будут регулировать специальные технические регламенты, устанавливающие требования только к отдельным видам продукции и деятельности, создающим риск причинения вреда выше обычного (учтенного общими техническими регламентами).

Так как фармацевтическая деятельность относится именно к таким областям повышенного риска, будут свои регламенты и у фармотрасли. Многие нормы и правила должны быть здесь более жесткими, чем определенные для экономики в целом.

Но в любом случае никакие государственные органы не будут иметь права предъявлять отличающиеся, завышенные по сравнению с закрепленными в общих и специальных технических регламентах требования в сфере безопасности.

В регламентах также будут предусмотрены механизмы контроля за исполнением обязательных требований и уполномоченные на это органы. В этой сфере функции и полномочия государства должны быть тоже четко регламентированы и не могут превышаться ни ведомствами, ни местными органами власти. Новая концепция подразумевает принцип «один норматив - один контрольный орган», т.е. должно быть исключено дублирование или противоречивость требований проверяющих инстанций.


Разработчики закона «О техническом регулировании», действовавшие под эгидой Президента Российской Федерации, считают, что в дальнейшей разработке новой системы должны в первую очередь принять участие не госорганы, а субъекты экономики и общественность. Положения Закона дают им для этого все права. Именно это должно помочь избежать законодательного закрепления необоснованных норм и избыточного контроля уже в новой системе технического регулирования.

Будем надеяться, что новая система технического регулирования облегчит жизнь руководителям аптек, позволит сократить время «общения» со всевозможными инстанциями, четче планировать деятельность и развитие своего предприятия. Но для этого фармсообщество должно принять активное участие в разработке новых отраслевых документов.

И тогда новая система предоставит руководителям и специалистам аптек возможность полнее сосредоточиться на своей основной миссии - лекарственном обеспечении населения.

Требования к аптекам в сфере противопожарной безопасности не очень отличаются от применяемых к другим хозяйственным субъектам, имеющим торговые и складские помещения. Тем не менее, регламентируются они отраслевым документом «Правила пожарной безопасности для учреждений здравоохранения» ППБО 07-91, утвержденным Минздравом СССР 30 августа 1991 г.

Вот основное, что интересует при проверке аптеки контролирующие инстанции: наличие автоматической пожарной сигнализации, количество и своевременная перезарядка огнетушителей, вывешены ли на специальном стенде план эвакуации и правила по противопожарной безопасности, проводится ли регулярный инструктаж персонала по этим вопросам.

Но имеются еще специфические ведомственные документы, к примеру, приказы Минздрава России №203 от 27 мая 1999 г. «О мерах пожарной безопасности» и №318 от 5 ноября 1997 г. «Об утверждении «Инструкции о порядке хранения и обращения в фармацевтических (аптечных) организациях с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами».

Надзор за исполнением аптеками предписанных норм и правил противопожарной безопасности осуществляют соответствующие территориальные управления (в Москве - управления административных округов) Государственной противопожарной службы в составе МЧС РФ.



В сфере санитарной безопасности соответствующий режим в аптеке регламентируется «Инструкцией по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)», утвержденной приказом Минздрава №309 от 21 октября 1997 г.

Другим важнейшим документом является приказ Минздравмедпрома РФ №90 от 14 марта 1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

Проверяющей инстанцией являются территориальные органы Минздрава России. Санитарно-гигиенические обследования проводят соответствующие территориальные центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В сфере техники безопасности и охраны труда фармработников основополагающим (и настольным для руководителя аптеки) документом является, разумеется, «Трудовой кодекс Российской Федерации», принятый 30 декабря 2001 г., №197-ФЗ.

В отношении техники безопасности и охраны труда провизоров и фармацевтов регламентирующими документами являются также постановления Правительства РФ, а также документы Министерства труда и социального развития и Министерства здравоохранения РФ.

Основные из них: письмо Минздрава России №2510/5581-98-32 от 24 июня 1998 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» и Постановление Минтруда России №68 от 29 декабря 1997 г. «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».

Оборот лекарственных средств, которые могут реализовываться через аптеки и содержат наркотические и психотропные вещества, регламентируется более чем 30 документами. Среди них две международные конвенции - Единая конвенция «О наркотических средствах» 1961 г. с поправками от 1972 г. и Конвенция от 21 февраля 1971 г. «О психотропных веществах». Эти конвенции включают списки соответствующих веществ, оборот которых находится под международным контролем.

Фундаментом законодательства РФ в данной сфере являются три федеральных закона: «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г., «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. и «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г., а также «Основы законодательства об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.

Конкретизация требований и мер по отдельным аспектам оборота таких лекарственных средств осуществляется в постановлениях Правительства РФ. Таких постановлений по меньшей мере шесть. Среди последних по времени - два постановления, касающиеся лицензирования аптек, принятые в 2002 г. Это Постановление №135 от 11 февраля 2002 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление №454 от 21 июня 2002 г. «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».


Некоторые постановления Правительства РФ в этой сфере затрагивают аптеки лишь частично. По наиболее важным из них, которые необходимо знать и выполнять руководителю аптеки, изданы приказы Министерства здравоохранения РФ.

Постановление Правительства РФ №541 от 30 мая 1998 г. «Об утверждении положения о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» было подкреплено приказом Минздрава России №625 от 5 октября 1998 г.

Постановление Правительства РФ №577 от 28 июля 2000 г. «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью» в отношении аптек расшифровывается приказом Минздрава России №139 от 27 апреля 2001 г.

Непосредственно аптек, осуществляющих продажу наркотических и сильнодействующих веществ, касаются также следующие документы Минздрава:

- приказ №328 от 23 августа 1999 г. «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)»;

- приказ №330 от 12 ноября 1997 г. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств» (издан в развитие приказа Минздрава СССР №523 от 3 июля 1968 г. «О порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств»);

- инструкция «О системе фармацевтического контроля наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, используемых на территории Российской Федерации», утвержденная Минздравом России 10 июня 1997 г.

Допуск сотрудников аптек к работе с такими веществами регламентируют Постановление Правительства РФ №892 от 6 августа 1998 г. «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами» и приказ Минздрава России №397 от 5 ноября 1999 г. «О перечне должностей фармацевтических работников и учреждений (организаций) с правом отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам».

Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, оборот которых ограничен, утверждаются протоколами заседаний Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН), работающего в соответствии с перечисленными выше международными конвенциями и законами РФ. Изменение в действующие списки вносятся периодически принимаемыми «дополнениями», имеющими такую же юридическую силу, как и сами списки.


Аптекам, имеющим производственные отделы, необходимо также знать и исполнять соответствующие положения приказа Минздрава №308 от 21 октября 1997 г. «Об утверждении инструкции по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм».

Имеются также «Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств».

Оборот этилового спирта (синтетический этиловый спирт, в отличие от ферментативного, протоколом ПККН №2/71-99 от 14 апреля 1999 г. из списка сильнодействующих переведен в список ядовитых веществ) регулируется отдельными регламентирующими документами разного уровня, которых имеется не менее десятка.

Дополнительные требования к аптекам, отпускающим наркотические, психотропные и прочие сильнодействующие препараты, приводят не только к значительному ужесточению фармпорядка в аптеке, но и к дополнительным расходам на обеспечение соответствующего уровня безопасности. Возможно, для тех немногих аптек, которые сохраняют у себя отпуск этих лекарственных средств, требуется адресная государственная поддержка. В противном случае они оказываются в заведомо неравных условиях конкуренции на розничном фармацевтическом рынке.

4. Безопасность жизни работников аптечных предприятий

Различные аспекты понятия «безопасность» в отношении аптек можно сгруппировать по таким основным пунктам: противопожарная безопасность; санитарная безопасность; техника безопасности и охрана труда; безопасность эксплуатации зданий и прилегающих территорий; экологическая безопасность; противокриминальный аспект безопасности; а также безопасность оборота наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ и участие аптек в обеспечении безопасности граждан при вступление в действие мероприятий ГО и ЧС.

Среди требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации и ее субъектов к аптекам, особое место занимают те, что касаются безопасности граждан и государства. Эти требования - предмет постоянной «головной боли» руководителей аптек, а значит, заслуживают серьезного разговора в специализированной прессе.

Регламентация в сфере безопасности необходима, но сама система требований должна быть понятной, «прозрачной» и непротиворечивой. Система же контроля за соблюдением этих требований должна быть не только эффективной (с точки зрения государства), но и соответствовать уровню развития экономики, не создавать для муниципалитетов и бизнеса непреодолимых препятствий в развитии отечественной аптечной сети.