Файл: Дипломная работа электропневматические контактора на электровозах постоянного тока новосибирск, 2023.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1292

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ НСО «НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМЕНИ Н.А. ЛУНИНА»

Выпускная квалификационная работа

(дипломная работа)


ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТОРА НА ЭЛЕКТРОВОЗАХ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Новосибирск, 2023

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

1 Назначение, технические данные электропневматических контакторов

5

1.1 Устройство электропневматических контакторов

11

1.2 Работа электропневматических контакторов

13

2 Требование к контакторам предъявляемые в эксплуатации

15

2.1 Основные причины неисправности контакторов

16

2.2 Способы предупреждения поломки электропневматических контакторов


17

2.3 Способы очистки, осмотра и контроля контакторов

18

2.4 Технология ремонта

20

3 Приспособление, оборудование и инструменты применяемые при ремонте


26

4 Экономическая часть

27

5 Требования охраны труда при выполнении ремонта электропневматических контакторов


33

6 Техника безопасности при ремонте

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

40

Приложения

41

Приложение А карта эскиза электропневматического контактора ПК-14

41

Приложение Б технологическая карта ремонта электропневматического контактора ПК-14


42



ВВЕДЕНИЕ



Рисунок 1- Общий вид электровоза постоянного тока ВЛ10

С появлением электрического тока, человек стал применять электропневматические контактора во многих сферах.

Железная дорога также использует его. На электровозах постоянного тока, для управления локомотива используют электропневматические контактора, о них и пойдет речь в моей дипломной работе.

При создании электровоза стали изготавливать современные электропневматические контактора которые имеют лучше характеристики отличие от других электропневматических контакторов и использовались эти контактора на электровозе постоянного тока.

Электровоз представляет собой локомотив с электрическими тяговыми двигателями, получающий питание (электрическую энергию) через токоприёмник от контактной сети.

Электровозы имеют различное электрооборудование в зависимости от системы электрической тяги (от рода тока - постоянного или переменного), от системы регулирования тяговых электродвигателей, их числа и единичной мощности, от наличия и вида электрического торможения и т. д.

Особые требования, предъявляемые к электровозу, определяются его назначение: грузовой; пассажирский; маневровый.

Целью моей дипломной работы заключается в детальном изучении назначении, конструкции и работы электропневматических контакторов на электровозе постоянного тока, а также описать технологический процесс ремонта, применяемый инструмент и оборудование, обращая особое внимание на соблюдение правил техники безопасности при ремонте и работе в цехах депо.

1 НАЗНАЧЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИХ КОНТАКТОРОВ

Электропневматические контактора предназначены для оперативной коммутации силовых цепей пуско-тормозных резисторов для тяговых электродвигателей.

В силовых цепях электровоза постоянного тока устанавливаются электропневматические контактора, которые выполняют роль линейных и реостатных контакторов.



Рисунок 1.1 - Расположение электропневматических контакторов в силовой схеме




Рисунок 1.2 - Виды электропневматических контакторов

Конструкция электропневматических контакторов всех типов аналогична.

Различаются они наличием системы дугогашения, дугогасительными камерами, блокировками и включающими вентилями.

Электропневматический контактор ПК-14 предназначен для ослабления поля в обмотке главных полюсов ТЭД электровоза. В отличие от остальных не имеет дугогасительной камеры, так как отключение контакторов происходит без нагрузки.



Рисунок 1.3 - Электропневматический контактор ПК-14

Таблица 1.1 - Технические характеристики ПК-14.

Наименование параметра

Значение

Номинальное напряжение силовой цепи

3000 В

Номинальное напряжение цепи управления ПК-14

350 В

Номинальный ток блокировочных контакторов

5 А

Разрыв контактов

24-24 мм

Провал контактов

10-12 мм

Начальное нажатие контактов

3,5-5 кгс

Конечное нажатие контактов

27 кгс

Нажатие блокировочных пальцев

1,5-2,5 кгс

Номинальное давление сжатого воздуха

5 кгс/см2

Наименьшее давление сжатого воздуха

6,75 кгс/см2

Испытание изоляции переменным током частотой 50 Гц




Силовой цепи

9500 В

Цепи управления

1500 В

Масса контактора

12,5-14,3 кг

Электропневматический контактор ПК-21 однополюсный, высоковольтный, постоянного тока, открытого исполнения с замыкающими контактами главной цепи, с замыкающими и размыкающими контактами вспомогательных цепей предназначен для оперативной коммутации силовых цепей пуско-тормозных резисторов для тяговых электродвигателей.




Рисунок 1.4 - Электропневматический контактор ПК-21

Таблица 1.2 - Технические характеристики ПК-21

Наименование параметра

Значение

Номинальное напряжение главной цепи

3000 В

Максимальное напряжение главной цепи

4000 В

Номинальный ток главной цепи

500 А

Отключаемый номинальный ток , при напряжении 3000 В, не менее

500 А

Предельный включаемый ток при максимальном напряжении, не более

6000 А

Предельный отключаемый ток при максимальном напряжении, не более

500 А

Критический отключаемый ток при максимальном напряжении, не менее

20 А

Номинальный ток вспомогательной цепи

5 А

Номинальное напряжение вспомогательной цепи

110 В

Раствор главных контактов

24-27 мм

Провал главных контактов

10-12 мм

Начальное усилие нажатия главных контактов, не менее

2,9 кгс

Конечное усилие нажатия главных контактов, не менее

23 кгс

Усилие нажатия контактов вспомогательной цепи

1,0-2,5 кгс

Электропневматический контактор ПК-32 предназначен для работы в коммутируемые силовые цепи тяговых двигателей электровоза.



Рисунок 1.5 - Электропневматический контактор ПК-32

Контактор устанавливается в блоках аппаратов внутри высоковольтной камеры электровоза.
Таблица 1.3 - Технические характеристики ПК-32

Наименование параметра

Значение

Номинальное напряжение главной цепи

3000 В

Максимальное напряжение главной цепи

4000 В

Номинальный ток главной цепи

630 А

Раствор главных контактов

24-27 мм

Начальное усилие нажатия главных контактов, не менее

2,9 кгс

Конечное усилие нажатия главных контактов, не менее

23 кгс

Номинальный ток вспомогательной цепи

10 А

Номинальное напряжение вспомогательной цепи

110 В

Максимальное напряжение вспомогательной цепи

138 А

Номинальное давление сжатого воздуха в пневмоприводе

5 кг/см2

Сопротивление постоянному току катушки

электромагнитного вентиля

810 Ом

Сопротивление изоляции в нормальных климатических условиях, не менее

- главной цепи

- вспомогательной цепи

- цепи управления



150 МОм

10 МОм

10 МОм

Масса, не более

22,5 кг



1.1 Устройство электропневматических контакторов



Рисунок 1.6 - Электропневматический контактор ПК-14

Таблица №1.4 - Устройство электропневматического контактора ПК-14

1 Шток

2 Тяга

3 Кронштейн подвижного контакта

4 Контактный рычаг

5 Притирающая пружина

6 Держатель подвижного контакта

7 7 7 Гибкий шунт

8 Подвижной контакт

9 Неподвижный контакт

10 Кронштейн неподвижного контакта

13 Изоляционная стойка

16 Пневматический цилиндр

17 Тяга

18 Электромагнитный вентиль

19 Кронштейн с держателем

20 Блокировочные контакты

21 Изоляционная колодка






Рисунок 1.7 - Электропневматический контактор ПК-21, ПК- 32

Таблица №1.5 Устройство электропневматических контакторов ПК-21 и ПК-32

1 Пневмопривод

2 Изоляционная стойка

3 Тяга

4 Кронштейн подвижного контакта

5 Поворотный рычаг

6 Кронштейн неподвижного контакта

7 Дугогасительная катушка

8 Дугогасительный рог

9 Неподвижный контакт

10 Дугогасительная камера

11 Дугогасительный рог

12 Подвижный контакт

13 Включающий вентиль

14 Блок-контакты

15 Шток

16 Выключающая пружина

17 Поршень




1.2 Работа электропневматических контакторов