Файл: Философия появилась как результат осознания человеком самого себя. Желаешь познать себя философствуй это утверждение справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Философия появилась как результат осознания человеком самого себя. «Желаешь познать себя – философствуй» – это утверждение справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Термин «философия» был предложен греческим математиком и философом Пифагором. В переводе на русский язык означает любовь (филео) к мудрости (софия), любомудрие, под которым понимается особое состояние человеческого духа, его особая направленность как на мир, так и на человека. Философия возникла одновременно в трех регионах древнего мира: в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад – в 7-6 вв. до н. э. – вместе с появлением первых наук (медицины, математики, астрономии) появилась научная философия. Ее возникновение было связано с тремя основными предпосылками: появлением мифологии, зарождением религии и накоплением научных знаний о мире и человеке. Причина того, что наибольшее развитие философия получила именно в этих регионах, кроется в общеисторических закономерностях роста экономики и культуры, которые сделали наибольшие успехи именно в этих регионах из-за благоприятных географических условий. Благодаря экономическому развитию общество смогло взять на себя расходы по содержанию новой группы людей – философов. Зарождение философии происходило на фоне роста всей духовной жизни, литературы, науки, возникновения первых религий. Затем возникла необходимость философского осмысления всех накопленных знаний. Наибольшего развития философия достигла в Древней Греции. Это объясняется воздействием некоторых дополнительных предпосылок, которые особенно благоприятствовали развитию философской мысли именно в Греции. Одной из основных причин этого феномена является отсутствие влиятельной касты жрецов, которые обычно сковывали духовную деятельность граждан. В Древней Греции дополнительным благоприятным условием развития философской мысли было возникновение здесь зачатков демократии и общественных условий, духа конкуренции (соревновательности) в художественном творчестве, спорте, теоретической мысли, свободной состязательной деятельности. Ранняя греческая философия зародилась не в центральной ее части, а на окраинах, на островах Малой Азии и островах Средиземноморья, расположенных на перекрестках торговых путей, связывающих Грецию со странами Востока. Именно здесь сформировались первые греческие города-государства Милет и Эфес, в которых мудрецы получили возможность соединить свои знания с богатствами восточной философии и культуры. В части древнегреческих городов утвердились истинно демократические порядки, ставшие на многие века образцом и эталоном для европейской цивилизации. По этой причине именно греческая философия явилась подлинной колыбелью всей европейской и мировой философии и культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости – корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология. Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого – смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвался на поверхность из образного мышления. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это – точка перехода от мифологии к философии. В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии). Говоря о том, что изучает философия, необходимо понимать, что зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов. Но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних индийцев и китайцев. Именно древнегреческая философия стала самостоятельным культурным образованием наряду с искусством и религией. Именно в Греции появились философы-профессионалы. Философия стала систематическим рациональным мышлением на основе идей. Таким образом, предметом философии является отношение человека к миру. Предмет философии исторически менялся в процессе развития человеческой цивилизации и самого человека, его знаний, интересов и значения самой философии в системе общего знания. Например, в древности философия воспринималась как «наука всех наук», в эпоху Средневековья – как «служанка богословия», в Новое время – как «царица наук». Современное понимание предмета философии отличается от того, которое существовало ранее. В качестве предмета философии в настоящее время выступают:  природа, глобальные проблемы;  сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль и др.;  отношение мышления к бытию;  вопросы общественной жизни людей, правового, политического устройства общества и пр. Вопрос 2. Мировоззрение. Соотношение «материального» и «идеального» в философии Мировоззрение – это система взглядов и ценностей человека, оно присуще всем людям, независимо от воспитания, образования, условий и образа жизни. Мировоззрение отдельных людей отличается, т. к. каждый человек – индивидуальность, но в нем всегда присутствует та или иная степень общности, определяемая идентичностью человеческой культуры, образования, принадлежностью к определенной социальной группе, профессии, коллективу. В процессе исторического развития мышление человека прошло ряд стадий, прежде чем научилось зрело проникать в сущность познаваемых вещей. Согласно этому, мировоззрение человека, прежде чем подняться до зрелых философских форм, прошло ряд других форм, выразившихся в мифологии и религии. Как мы уже выяснили ранее, мифология является наиболее ранней формой мировоззрения. Образное мышление возникает в период первобытнообщинного строя в качестве первой формы духовной культуры человечества, для которой характерно нерасчлененное образное восприятие действительности, в процессе которого вырабатывались первейшие представления о природе и обществе, о нормах отношений между людьми, о человеческих ценностях. Ведущую роль в жизни людей играл опыт, который фиксируется в мифах –
представлениях о характере, структуре и свойствах действительности. Особенностью мифологического мировоззрения является общинный, а не индивидуальный характер человеческого сознания, т. е. через мифы у древнейших людей формируется главенство коллективных (общинных) интересов. Из мифологии постепенно выделяется религия как новая форма мировоззрения. Религия дала возможность новой формы освоения действительности, она заключается в объяснении устройства мира и составляющих его вещей путем удвоения действительности на мир видимый, земной и мир потусторонний, который составляют бестелесные души. Для религии характерна большая абстрактность мышления по сравнению с мифологией, большая сложность построения отвлеченных систем, объясняющих устройство мира. Таким образом, с появлением религии человек переходит от образного мышления и словесному (понятийному), т. е. уже стремится описать образы словами. Философское мировоззрение – это, прежде всего, замена общественных взглядов и отношений, основанных на тысячелетних устоях, нормах, вере, выработанных опытом поколений, на знание о подлинной сущности вещей и процессов, протекающих в мире. Процесс, приведший к возникновению философского мировоззрения и мышления, – это распад древних родоплеменных отношений и складывание государственности в странах Востока и Запада. Носителем философского мировоззрения является не коллектив, а отдельный человек, стремящийся осмыслить реальность. Оно стремится проникнуть в сущность вещей и процессов, отразить не внешние, а их внутренние стороны. Философия явилась первой теоретической формой мышления и мировоззрения. Теоретическое мышление, в отличие от образного, основывается на понятиях. Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и сущностные связи между ними через фиксацию общих и специфических признаков. Философия стала предшественницей различных наук и явилась обобщенным взглядом на мир в целом и место человека в нем; это учение об общих принципах бытия и сознания; это наука об общих законах развития природы, общества и мышления. В философии на протяжении всей ее истории в центре внимания находятся несколько важных (главных) вопросов, вокруг которых и ведутся все философские споры. Базовым вопросом, с которого и начинаются все философские размышления, является: «Как соотносится мышление и материя?», который, в свою очередь, разделяется на два относительно самостоятельных: «Что первично – мышление или сознание?» и «Как соотносится познающее мышление к миру вне нас?». Принято считать, что эти философские вопросы выражают важнейшие для человека проблемы: «Как соотносится душа и тело?», «Есть ли жизнь после смерти» и «Возможно ли совпадение целей и результатов человеческой деятельности?». В зависимости от ответов на эти вопросы происходит деление философов на материалистов и идеалистов. Уже Платон делил философов подобным образом. Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа, и все остальное она рассматривает через «призму» природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества, то это – объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это – субъективный идеализм. Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления, и на их основе объясняют всё остальное. Материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру. Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, – высшее через низшее. Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают реальное как слепок-продукт идеального. И те и другие по-своему правы. Материалисты ставят на первое место познавательную способность человека (ведь в познании реальное мы переводим в идеальный план; идеальное, полученное в процессе познания, лишь повторяет реальное, соответствует ему, разделяет то, что разделено в объекте и соединяет то, что соединено в объекте; в познании мы приспосабливаемся к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться в нем). Идеалисты же абсолютизируют управляюще-преобразующую способность человека (в управляюще-преобразовательной деятельности мы переводим идеальное в реальный план; реальное, полученное в результате такой деятельности, лишь повторяет идеальное, соответствует ему; в управляюще-преобразовательной деятельности мы приспосабливаем мир к своим потребностям, пытаемся подчинить его себе, господствовать над ним, очеловечить, одухотворить его). В качестве примеров как различаются взгляды материалистов и идеалистов можно привести высказывания известных философов. Вот мнение Гегеля: «... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы» – пример идеализма. Прямо противоположного мнения придерживался биолог Р. Майер. «Природа в ее простой истине, – писал он, – является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа» – пример материализма.



Античная философия – совокупность философских учений, которые развивались в древнегреческом обществе с к. VII в. до н. э. и в древнеримском обществе, начиная со II в. до н. э. до VI в. н. э. Антропологический материализм – совокупность философских учений, основанных на односторонней трактовке человека как существа природного, не имеющего качественного отличия от животных. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Архэ – термин в досократовской древнегреческой философии, означавший первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Гуманизм – тип мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, свободы человека и его права на счастье. Естественная религия – свободное религиозно-философское течение, основанное на отождествлении религии с моралью и критике авторитета откровения и догм. Естественное право – учение о праве, обусловленном природой человеческого разума и вследствие чего независимом от государства. Иррационализм – течение в философии, ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании действительности, утверждающие нерациональный, алогичный характер бытия. Космоцентризм – система философских взглядов, в которой космос (как философское понятие) занимает центральное место. Креационизм – творение мира Богом из ничего. Бог – абсолютное начало, Остальной мир – его творение. Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды материального движения. Натурфилософия – область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала. Наукоцентризм – основная черта философии Нового времени, характеризующаяся ориентированием на естественные науки, в частности математику и механику. Откровение – единственный способ познания сверхъестественного – вера. Бог открывает человеку свою волю, истины бытия. Позитивизм – философия конкретно научного знания, отрицающая познавательную и практическую ценность традиционной философской тематики, особенно проблем онтологии. Провиденциализм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Бог управляет миром, история исполнения божественного предначертания. Теоцентризм – основная черта философии Средневековья, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является не природа и не человек, а Бог. Философия Нового времени – период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII вв., характеризующийся ориентированием на науку, научную методологию и экспериментально-математическое мировоззрение. Философия эпохи Возрождения – совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XV-XVI вв., которые объединяла антицерковная направленность, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал. Философия эпохи Просвещения – интеллектуальное движение, возникшее и развивающееся в странах Европы (частично в России и Португалии) в XVIII в., основанное на рационализме и свободомыслии. Экзистенциализм – иррационалистическое направление, в основе которого находится проблема уникальности человеческого существования.


Вопрос 1. Философия Древнего Востока Философия Древнего Востока представляет собой комплекс религиознофилософских систем Вавилона, Индии, Египта и Китая. Именно здесь зародились первые мировоззренческие идеи, в которых самым тесным образом переплелись религия, научные знания и мифология. Самые первые философские течения зародились в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. В этих древних государствах на рубеже IV-III тыс. до н. э. уже возникла полноценная письменность, которая способствовала появлению у людей зачатков метафизической мысли. Однако говорить о появлении упорядоченных философских систем было еще рано. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:  Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.  Ярко выраженный иррационализм.  Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.  Интровертность мышления.  Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании. Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае. Сохранилось достаточное количество письменных источников, дающих возможность на основе анализа религиозно-философских систем Индии и Китая составить представление о сущности и содержании древневосточного способа философствования. Философия Древней Индии Индийская философия вобрала в себя все воззрения древних философов как атеистического, так и религиозного склада мышления. К ее особенностям относят:  Деление общества на варны – социальные сословия, принадлежность к которым давалась человеку при рождении. Все население Индии было разделено на 4 варны: брахманы – жрецы (высшее сословие), кшатрии – воины и правители, вайшьи – ремесленники и шудры – слуги (самое низшее сословие).  Самая тесная связь с религией, в которой присутствовало огромное количество богов – более трех тысяч на все случаи жизни.  Полная уверенность в том, что космос представляет собой живую субстанцию. Одним из центральных положений индийской философии является признание существования кармы – неотвратимого закона причины и следствия. Суть кармы заключается в том, что список добродетелей и греховных деяний человека на протяжении его жизни определяет его дальнейшее перерождение. Философия Древнего Китая Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая. Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом.
Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Конфуций говорил о необходимости соответствия звания человека его поведению. Если его наделяют определенными обязанностями, он должен выполнять их, делать то, что предписывает должность. Так, правитель заботится о жителях, руководя страной, муж – обустраивает дом и зарабатывает средства, нужные для жизни, любит жену и детей. Задача императора, по мнению Конфуция, объяснять людям, что от них требуется, разговаривать, проявляя уважение. Тогда они будут любить его и выполнять принятые им законы. Самое главное – нельзя прибегать к наказаниям, чтобы добиться послушания. Необходимо создать общество, где все будут почитать друг друга. В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало). Таким образом, Дао – закон, единый для всех – не только для людей, но и для Земли и Неба. Нужно познать его, слиться с ним – только так можно достичь гармонии и счастья. Несмотря на различия в трактатах китайских и индийских мыслителей, продиктованных принципиально разным государственным строем, можно выделить общие особенности философии Древнего Востока. Она носит консервативный, патриархальный характер, и самым тесным образом связана с религией. Вопрос 2. Античная философия Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII-III в. до н. э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т. д. В развитии античной философии выделяют следующие этапы:  VII-V вв. до н. э. – доклассический, или натурфилософский;  V-IV вв. до н. э. – классический;  IV–III вв. до н. э. – эллинистический. Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским) – от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его особенностью была неразделенность собственно философских и естественно-научных знаний. Первые греческие философы-досократики Фалес (ок. 625 – ок. 547 гг. до н. э.), Анаксимандр (611- 545 гг. до н. э.), Анаксимен, Гераклит (ок. 544 – ок. 483 гг. до н. э.), Пифагор (вторая половина VI – начало V вв. до н. э.), Демокрит (ок. 460 – ок. 371 гг. до н. э.) были также и учеными-естествоиспытателями, механиками, математиками и пр. Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Анаксимандр – «апейрон» (беспредельное вечное начало, первовещество), Демокрит – атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор – число как символ гармонии мира. Выделение первоначал означало переход от частных понятий к выделению всеобщего. Символы всеобщего одушевлялись и даже обожествлялись. Такая точка зрения определяется как гилозоизм, или учение о всеобщей одушевленной материи. Крупнейшими достижениями доклассической философии стали так называемый стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита. Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба – это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба – по Гераклиту – не прекращаются ни на мгновение: «В ту же реку дважды не войдешь», «Все течет, все меняется». Сторонники гераклитовского метода рассмотрения вещей получили в античной философии прозвище «текучих». Их противников стали называть «неподвижными». Впоследствии из этих двух подходов выросли диалектический и метафизический методы познания. Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира, названных им атомами (от греч. atomos – неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) невозможно, но их существование можно осознать разумом. Расцвет античной философии приходится на V-IV вв. до н. э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы. Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера. Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии софистов (от греч. «sophists» – мудрец, искусник, знаток). Софистами стали называть древнегреческих просветителей V-IV вв. до н. э., за деньги обучавших «мудрости и красноречию». Софисты были первыми философамипрофессионалами. Наиболее известными софистами были Протагор и Гиппий. Особенности философии софистов:  Критическое отношение к окружающей действительности.  Неприятие опыта прошлых цивилизаций.  Отрицание старых норм, законов и привычек.  Субъективизм в оценках и суждениях.  Следование логике в практике и процессе познания. Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Софисты не создали единого философского учения. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже неверные положения. «Обо всякой вещи есть два прямо противоположных мнения», – учили софисты. Следовательно, из них можно выбрать такое, какое потребуется: критерий истинности находится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей», – утверждал Протагор. Сократ (469-399 гг. до н. э.) не оставил письменных сочинений, свое учение он излагал в беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами. Основные положения философии Сократа дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона. Сократ впервые сделал предметом анализа понятия, а не саму действительность. Поэтому его часто называют «первым философом», «отцом философии», «олицетворением философии» и т. п. При обосновании своих взглядов Сократ пользовался методом искусного наведения вопросов, этот метод в дальнейшем получил название сократического. Сам Сократ называл свой метод рождения истины «майевтикой», т. е. повивальным искусством. Проблемы познания и особенно самопознания занимали видное место в рассуждениях философа. Изречение «Познай самого себя», начертанное на колонне Дельфийского храма, стало его кредо. В учении Сократа тесно связанными с гносеологическими вопросами (т. е. вопросами познания) были проблемы этики. Основными добродетелями Сократ считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость. Сократ был приговорен к смерти за «непочтение к богам и развращение юношества», по