Файл: Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, бального, джаз и эстрадного танцев, что способствует развитию танцевальности учащихся..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет «Ритмика» является профилирующей дисциплиной в цикле предметов по эстетике, введенных в школах нового типа: гимназиях, лицеях, ДМШ, школах искусств, общеобразовательных школах с хореографическим отделением.
Цель дополнительной образовательной программы – формирование знаний в области хореографической культуры (основные стили, направления, жанры), развитие исполнительских способностей учащихся. Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет им не только постичь эстетику движения, но и поможет решению одной из важных проблем эстетического воспитания – приобщение к богатству танцевального и музыкального творчества.
Задача занятий - формировать у обучающихся танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала.
В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Учащиеся осваивают также музыкально – танцевальную природу искусства, у них развиваются творческая инициатива, воображения, умение передать характер музыки и содержание образа движения.
На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам:
-
Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности. -
Основы классического танца. -
Элементы историко-бытового танца -
Эстрадный танец.
Методика обучения в своей основе опирается на достижения различных хореографических школ применительно к целям обучения хореографии в школе, где состав учащихся разнороден по способностям и уровню подготовки. Программа рассчитана на три учебных года, для детей в возрасте 8-10 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, это обусловлено особым вниманием к эффективности учебного процесса и выбору содержания данной программы.
Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, бального, джаз - и эстрадного танцев, что способствует развитию танцевальности учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте, истории хореографии преподносятся в процессе практических занятий.
Программа дает возможность преподавателю использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений, так как продолжительность занятия составляет 40 минут.
Ниже перечисленные разделы связаны между собой, однако каждый из них имеет свои конкретные задачи. Первый раздел «Ритмика» предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты развития ориентации и «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей. В «век гиподинамии» ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работы способности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Раздел «Ритмика» рассчитан на три года начального обучения.
Раздел «Основы классического танца» включает танцевально-тренировочные упражнения классического экзерсиса, формирующие у обучающихся хорошую осанку, гибкость, координацию, культуру движений. Это способствует подготовки двигательного аппарата к выполнению более сложных танцевальных комбинаций.
Содержание программы дает возможность обучающимся на собственной практике, сопоставляя, сравнивая получить тот запас знаний, умений и навыков, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно разбираться в искусстве хореографии. Основой программы является репертуар, который рекомендуется для разучивания и исполнения не только на занятиях, но и праздниках, конкурсах, концертах.
Данная программа предполагает широкое использование материала по ритмике и хореографии в общешкольных внеклассных мероприятиях. С этой целью музыкальный и танцевальный материал программы может быть использован в различные моменты школьного режима: на физкультминутках, больших переменах, утренниках, конкурсах, смотрах и других мероприятиях эстетического цикла.
Основными показателями танцевальной культуры и эстетической воспитанности школьников, прошедших курс обучения, можно считать: музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, благородство манеры исполнения, осмысленное отношение к танцу как художественному произведению, понимание единства формы и содержания танца.
Показателем танцевальной культуры является эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценивать хореографическое произведение, а также наличие у учеников нравственной воспитанности, выражающейся, в частности, в поведение в коллективе, трудолюбии, взаимопомощи, доброжелательности.
Реализация содержания данной программы возможно при следующих условиях:
-
наличие необходимого места для занятий (специально оборудованные классы); -
наличие у учащихся специальной формы для занятий (у мальчиков шорты и футболка с коротким рукавом, у девочек короткие «велосипедки» и футболка с коротким рукавом, на ногах балетные туфли с мягким носком или «чешки»); -
обеспеченность занятий музыкальным сопровождением – магнитофон (с соответствующими записями музыкального материала); -
наличие необходимого инвентаря (мячи, скакалки, обручи, флажки, ленты и др.).
Основные знания и умения учащихся на конец учебного года:
- умение различать характер и темп музыки,
- умение строиться в колонну по одному, по два, по четыре на месте и в продвижении,
- умение выполнять движения, предусмотренные программой,
иметь представление о характере, выразительности исполняемых танцев,
- знать элементарные правила общения в паре,
- иметь общее представление о танце и его видах.
Что входит в занятия
Программа по ритмике подразумевает под собой занятия, которые проводятся в игровой форме с правильным музыкальным сопровождением. Такие музыкально-двигательные уроки включают в себя следующие компоненты: ритмопластика; контроль за правильным дыханием; движения, способствующие психоэмоциональному расслаблению; сюжетные танцы; подвижные игры. Во время ритмики особое внимание уделяется умению владеть телом, формированию правильной осанки и координации, развитию гибкости и плавности движений. Конечно, главное - подобрать нужное звуковое сопровождение. Поэтому музыка для ритмики требует тщательного подбора, потому что не все произведения подойдут для данных занятий. Необходимо подбирать различные мелодии, в том числе и с точки зрения исполнения. Идеальным будет сочетание записи песни и "живого" аккомпанирования. Музыкальные инструменты также помогают формированию мелкой моторики, развитию музыкального слуха и правильного дыхания. Мелодии должны также отличаться по своему темпу и ритму. И не стоит забывать о том, что подбирать музыкальное сопровождение нужно с учетом возрастной категории учащихся - чем старше детки, тем сложнее могут быть мелодии. Ритмические занятия в школе Не только в детском саду в процесс обучения включены музыкально-двигательные занятия. Существует программа по ритмике для 1 класса, ее целью является воспитание эстетического восприятия, уважительного отношения и развитие гармоничной личности в целом. Составляется программа в соответствии с требуемыми стандартами, а содержание занятий планируется с учетом особенностей класса. Что такое ритмика в школе? Структура занятий уже немного усложняется по сравнению с детским садом. Учитель старается приобщить детей к народной культуре, ставит простые сюжетные игры, которые формируют в детях патриотизм и нравственные ценности. Все темы для уроков изучаются постепенно в течение всего учебного года. В основе программы лежит комплексный подход в методике преподавания и проведения уроков ритмики. Музыкально-двигательные упражнения отличаются гибкостью, т.е. они способны сочетаться с другими дисциплинами, чтобы рассмотреть все аспекты группы учащихся определенного возраста.