Файл: Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 39. 03. 01 Социология Профиль Прикладная информатика в социологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Факторы потребительского поведения
Особенности потребления в крупном городе
ГЛАВА 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.1. Молодежь как элемент структуры крупного города
2.2. Анализ потребительского поведения студенческой молодежи на примере учащихся СПБГУ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основная образовательная программа бакалавриата
по направлению подготовки 39.03.01 - «Социология»
Профиль «Прикладная информатика в социологии»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Социологический анализ потребительского поведения жителей крупного города
Выполнила:
Комина Ольга Юрьевна
Научный руководитель:
доктор социологических наук, профессор Малинина Татьяна Борисовна
Санкт-Петербург
2018
Оглавление
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
1.1.Основные теоретико-методологические подходы к анализу потребительского поведения 4
Потребности как движущий мотив потребительского поведения. URL: https://psyera.ru/4080/potrebnosti-kak-dvizhushchiy-motiv-potrebitelskogo-povedeniya (дата обращения: 16.03.2018) 6
Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей. URL: http://economics.studio/ekonomicheskaya-teoriya/potrebnosti-klassifikatsiya-zakon-48055.html (дата обращения: 17.03.2018) 7
1.2.Факторы потребительского поведения 16
Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей. URL: https://studopedia.ru/6_63944_osnovnie-faktori-opredelyayushchie-otsenki-i-povedenie-potrebiteley.html (дата обращения: 30.03.2018) 20
1.3.Особенности потребления в крупном городе 24
ГЛАВА 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 32
2.1. Молодежь как элемент структуры крупного города 32
2.2. Анализ потребительского поведения студенческой молодежи на примере учащихся СПБГУ 34
Заключение 49
Список использованной литературы 51
21.Потребности как движущий мотив потребительского поведения. URL: https://psyera.ru/4080/potrebnosti-kak-dvizhushchiy-motiv-potrebitelskogo-povedeniya (дата обращения: 16.03.2018) 52
Приложения 54
Введение
В современном мире человеческие отношения не могут быть чистым пространством социальной интеракции - в них важную роль играют вещи. Приобретая товары и услуги, индивиды не только удовлетворяют свои базовые потребности, используя вещи по прямому назначению, но и стремятся с помощью потребления удовлетворить потребности более высоких уровней. Потребительское поведение индивида формируется под влиянием этих потребностей, а также внутренних и внешних факторов воздействия. Таким образом, в работе будут рассмотрены составляющие, которые обуславливают поведение потребителей, а именно жителей крупного города. По причине того, что социальная структура города разнородна, крайне сложно качественно проанализировать все ее элементы. Поэтому для более детального изучения будет выбрана такая социально-демографическая группа как молодежь.
Актуальность изучения потребительского поведения молодежи обусловлена статусом данной группы. Молодые люди — самые активные потребители на рынке товаров и услуг, которые более других влияют на его развитие. Изучение потребления молодежи — необходимое условие для улучшения ее как социального, так и экономического положения, для создания и поддержания гарантий для реализации молодыми людьми своих прав, а также проведение эффективной молодежной и экономической политики государства.
Объектом исследования является молодёжь крупного города.
Предметом исследования является потребительское поведение студенческой молодежи крупного города.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей потребительского поведения студенческой молодежи крупного города.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
Дать определение понятию «потребление» и рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к анализу потребительского поведения. -
Определить внутренние и внешние факторы, влияющие на потребительское поведение. -
На основе информации, полученной в результате теоретического обзора темы «потребительское поведение» выявить особенности потребления такой социально-демографической группы как студенческая молодежь (на примере студентов СПБГУ).
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы потребительского поведения, даются определения ключевым понятиям, рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к изучению категории «потребительское поведение», а также предлагается классификация факторов, обуславливающих подведение потребителей. На основе рассмотренных подходов эконом-социологов к различным аспектам темы «потребительское поведение» и составленной классификации факторов, выделяются особенности потребления в крупном городе. Вторая глава носит практический характер и посвящена детальному изучению одного из элементов структуры города - студенческой молодежи на примере студентов СПБГУ.
В ходе работы были использованы методы теоретического и эмпирического уровня познания. Теоретические методы включили в себя метод анализа научной литературы и синтеза (выделения) главной информации из научных источников, метод изучения и обобщения. В эмпирической части работы был применен метод интернет-опроса для сбора данных и произведен их анализ в программах SPSS и Microsoft Excel. Эти методы помогают выполнить логичное исследование собранных фактов, выработать понятия и суждения, сделать выводы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
-
Основные теоретико-методологические подходы к анализу потребительского поведения
Приступая к анализу потребительского поведения, целесообразно начать с определения категории «потребление» и других понятий, связанных с данной категорией, а также ознакомиться с теориями классиков социологии, идеи которых легли в основу данного исследования.
Существует множество определений потребления и это разнообразие связано с различием научно-исследовательских подходов, а также тем, в какое время и в рамках какой дисциплины оно было сформулировано.
Если рассматривать потребления с точки зрения экономической теории, то потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами - производством, распределением, обменом.1 Связь с производством заключается в том, что производство без потребления потеряло бы всякий смысл, было бы бесцельно, в то же время без производства не было бы потребления. Конечной целью всякого производства является потребление - использование благ, товаров, услуг с целью удовлетворения потребностей.
С точки зрения экономической социологии потребление определяется не просто как процесс выбора благ, приносящих пользу, а как социально структурированный и институционально оформленный процесс выбора и использования блага из набора благ, заданных обществом в конкретное историческое время.2 То есть потребление предполагает выделение блага из круга других благ и придание ему некоторой субъективной и объективной ценности. Субъективная ценность блага в том, что индивид придает ему такие качества, которые делают это благо полезным лично для него.3 Объективная ценность в том, как в обществе задаются стандартизированные качества благ, и как они оцениваются людьми.
В данной же работе более актуален социологический смысл потребления, потому что потребление почти всегда социальная деятельность. Отношения людей не являются чистым пространством социальной интеграции («человек-человек»), они опосредованы еще одним отношением - «человек-вещь-человек». Вещи не просто используются по прямому назначению, они играют роль «идентификаторов» личности. То есть индивид конструирует свою идентичность и удовлетворяет свои социальные и духовные потребности, используя товары как символы.
Для всех подходов ключевым понятием являются человеческие потребности - движущая сила любой деятельности человека, в том числе и потребительской.
В научной литературе понятие «потребность» определяется как необходимость создания определенных условий жизни, которые нужны человеку для нормального существования и развития.4 Существует множество классификаций в системе потребностей, но чаще всего выделяют материальные и духовные или же первичные и вторичные потребности. Под первичными потребностями понимаются жизненно необходимые материальные потребности, включающие в себя такие компоненты как пища, одежда, жилье и все то, что необходимо для поддержания здоровья человека. Вторичные потребности определяются степенью развития общественного производства и выражаются через социальные и духовные потребности.
Классической схемой, объясняющей взаимосвязь потребностей и человеческого поведения, служит пирамида потребностей американского экономиста А. Маслоу, изложенная им в работе «Мотивация и личность». Согласно Маслоу все потребности человека врожденные, и они организованы в иерархическую систему, состоящую из семи уровней (Рисунок 1). Это означает, что каждая последующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня.5
Рисунок 1. Пирамида потребностей Маслоу.
На первом уровне стоят физиологические потребности, доминирующие над всеми остальными. Это потребности, необходимые для выживания, такие как потребность в пище, воде, воздухе, сне, физической активности, продолжении рода и т.д.6 Эти базовые биологические потребности выходят на первый план: их удовлетворение на каком-то минимальном уровне необходимо прежде, чем появятся потребности более высокого уровня.
На втором уровне находится потребность в безопасности. Эту потребность характеризует почти все то же, что и физиологические потребности — это витальная потребность: человек направляет все свои силы на поиск безопасного места или условий существования, находясь под влиянием инстинкта самосохранения. В современном мире данная потребность проявляется в стремлении иметь стабильное место работы с социальным пакетом, страховку, денежные сбережения.7