Файл: Практикум по психодиагностике Группа мм20П161 Студент Р. А. Петрушин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых детей относительно мало зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются, и в дальнейшем они в течение многих лет (иногда в течение всей жизни) воспроизводятся почти без вариаций. Имеющиеся различия между рисунками зависят, в первую очередь, от степени интеллектуального дефекта и от обучения, полученного ребенком.
Наряду с умственной отсталостью задержка в развитии изобразительной функции может вызываться и другими причинами: органическим поражением мозга, нарушениями обучаемости (задержкой психического развития), педагогической запущенностью, психическим заболеванием. Данные рисуночных тестов недостаточны для постановки диагноза. При обнаружении существенного отставания в развитии изобразительной функции необходимо провести более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов.
Нарушение обучаемости (задержка психического развития) — значительно более легкое, но и намного более распространенное отклонение, чем умственная отсталость. Его основной признак — это локальные нарушения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных, операций. В отличие от умственно, отсталого, ребенок с нарушением обучаемости способен овладеть программой массовой школы, но нуждается для этого в специально организованной коррекционной работе.
Причиной нарушений обучаемости (задержки психического развития) обычно служат органические поражения мозга. Для них характерно не столько снижение общего уровня изобразительной деятельности (хотя* оно тоже часто имеет место), сколько специфические нарушения. К ним относятся: грубая асимметрия рисунка; сильное смещение его вправо или влево от центра листа; неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе; отклонение рисунка от вертикали; особо сильное искажение формы и пропорций; промахи, при которых линии не попадают в нужную точку; двигательные персеверации; распад целостного образа.
Эмоциональные особенности.
Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т. п. Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется.
РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА.
Сила нажима на карандаш, характеризующая особенности психомоторного тонуса, — важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного.
Пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить. Ему свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно.
Усиленный нажим часто встречается при ригидности, т. е. затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях. Кроме усиленного нажима говорит большое количество однообразных деталей (многочисленные одинаковые пуговицы), а также подчеркнутая тщательность и аккуратность рисунка. Особо четко подчеркнутый контур, а также избыток пуговиц свидетельствуют о повышенном самоконтроле, стремлении скрывать от окружающих свои проблемы и переживания (ср. выражение «человек, застегнутый на все пуговицы»).
Наличие других психологических особенностей, приводящих к усиленному нажиму на карандаш, в данном случае не подтверждается ни соответствующими показателями в рисунке человека, ни другими данными проведенного психологического обследования.
Вообще же усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакалъ-ном состоянии. Сильный нажим может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих психологических особенностей.
Снижение психомоторного тонуса, отражающееся на рисунке в ослабленном нажиме, нитяной, еле видимой линии, встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии.
Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность. При астении ухудшаются память, внимание, появлявляются плаксивость, капризность, раздражительность. Очень слабый нажим карандаша нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Ослабленный нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых людей.
Резко ослабленный нажим и линии не доводятся до конца, так что контур остается незамкнутым - так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Та же тенденция приводит к чрезвычайной бедности деталей: на рисунке отсутствуют даже черты лица.
Иногда отсутствие на рисунке таких черт лица, как глаза и/или рот, говорит об аутизации (человек уходит в себя, избегает общения). Оно может быть также признаком негативизма или асоциалъности (плохого владения социальными нормами). Чрезвычайная бедность деталей и линии, не доведенные до конца, иногда могут быть признаком импульсивности.
В данном случае предположение о наличии этих психологических особенностей не подтверждается ни другими признаками рисунка, ни данными других психологических методик, ни результатами беседы с Екатериной и наблюдений за ее поведением. Основная жалоба при обращении — падение продуктивности деятельности после перенесенного соматического заболевания. Рекомендованы отдых, общеукрепляющие процедуры.
Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса существует такой признак, как неустойчивый психомоторный тонус. Он отражается в сильно варьирующем нажиме на карандаш и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т. е. тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.
ТРЕВОГА, ТРЕВОЖНОСТЬ, СТРАХИ.
На рисунке ослаблен нажим на карандаш и минимизировано количество деталей - это говорит о том, что имеется астения. Однако более характерная особенность рисунка — штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия. Подобный вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка, т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния
тревоги. Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен.
О тревожности и сниженной самооценке говорят также многочисленныенегативные самооценочные высказывания до начала рисования и в его процессе. Высокая тревожность в сочетании с проявлениями астении позволяет говорить о психастенической акцентуации. Выводы о психологическом состоянии, сделанные на основе рисунка человека, были подтверждены и другими данными психологического исследования. Таким образом, жалобы на учебные трудности (особенно — на неудачи при выполнении ответственных заданий, контрольных работ) нашли свое объяснение в том, что у мальчика существенно повышена тревожность на фоне общей астенизации. В когнитивной сфере проблемы отсутствовали.
ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ.
Особенностями изображения являются резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния. В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии.
Сфера общения.
ИНТРОВЕРТНОСТЬ.
Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большее значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т. е. способ изоб ражения отдельных частей человеческого тела и лица. Учитываются также общее впечатление, производимое рисунком, поза и выражение лица изображенного персонажа.
ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ.
Подчеркнуто экстравертная поза — руки и ноги широко расставлены в стороны . Кисти рук нормального размера, детально проработаны (признак благополучия в сфере общения). В изображении женщины проявляются признаки эмоциональной нагрузки, тревоги, о чем свидетельствуют стирание и исправление линий, штриховая линия, особенно в районе бедер. Ширина бедер преувеличена, вырез на платье нарисован с повышенным нажимом. Все это говорит о повышенной значимости и напряженности сексуальной сферы, что естественно для данного возраста. Возможны страхи (зачерненные глаза).
ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ.
Ярко проявляется также
демонстратив-ностъ, т. е. повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания. Признаки демонстративности — подробно вырисованная одежда, прическа, украшения, а также сообщение девочки о том, что она нарисовала не просто человека, а вельможу в богатой одежде. Возможны страхи (глаза с большой зачерненной радужкой).
ОТКАЗ ОТ ОБЩЕНИЯ, ОТСТРАНЕННОСТЬ.
Довольно часто встречается на рисунках подростков: руки спрятаны за спиной, что интерпретируется как признак отказа от общения. Так же интерпретируется изображение рук, спрятанных в карманы, скрещенных на груди или упертых в бока.
Отказ от общения может быть вызван разными причинами. Нередко он является следствием подросткового негативизма.
Сфера социальных отношений.
Определенные признаки рисунков отражают психологические качества, нарушающие нормальное построение социальных отношений человека. Это такие качества, как агрессивность, негативизм, асоциальность и антисоциальность.
Сексуальная сфера.
ПОВЫШЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Некоторые признаки, свидетельствующие о повышенной значимости сексуальной сферы, уже рассматривались в связи с анализом рисунков человека. Это типичные для подростков подчеркивание признаков пола, показатели эмоциональной нагрузки при их изображении,экстравагантная одежда. О высокой значимости сексуальной сферы говорит также изображение обнаженной или полуобнаженной фигуры.
ИЗБЕГАНИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ.
Уход от тем, связанных с сексуальной сферой, проявляется в отсутствии изображения нижней половины тела человека или в изображении только лица. Обычно это относится к рисунку человека противоположного пола.
ВЫРАЖЕННОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Одним из часто встречающихся признаков серьезного неблагополучия в сексуальной сфере служит проявление особо значительной эмоциональной нагрузки при изображении груди, бедер, генитальной области.
НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ.
Для раннего подросткового возраста типичны рисунки, в которых отсутствуют признаки, определяющие пол персонажа. Они свидетельствуют о несформированности половой идентификации, обычной в этом возрасте.
Как правило, это сочетается с отсутствием остро выраженного интереса к сексуальной сфере, характерного для старшего подросткового и юношеского возраста.