Файл: Практикум по психодиагностике Группа мм20П161 Студент Р. А. Петрушин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Более специфичны случаи, когда наблюдаются одновременно несформированность половой идентификации и интерес к сексуальной сфере.
Признаки возможной психической патологии.
Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образов в рисунке. Обычныгрубые искажения формы и пропорций, смещение отдельных частей изображения. Появляются случайные хаотические линии и штрихи.
Помимо грубого искажения форм, для психических заболеваний типичен также распад формы, ее нечеткость и неопределенность. В психологическом обследовании наряду с указанными особенностями рисунков могут выявится также специфические нарушения мышления и эмоционально-волевой сферы. Тогда уже будет рекомендовано обращение к врачу-психиатру.
Задание № 2
Моделирование ситуации исследования.
Сформулируйте исследовательскую задачу и операционализируйте переменную (переменные), которые необходимо измерить
(Исследовательская задача – например, оценить психологическую готовность ребенка к школе, переменные для измерения – личностная готовность, интеллектуальная готовность)
Выберете инструментарий, обоснуйте его выбор. На основании анализа процедуры диагностики спланируйте исследование. Предложите прикладное значение полученных данных
(Например, для диагностики интеллектуальной готовности – тест Керна-Йирасека, графический диктант и т.д.) (для каких целей применить эти методики, как результаты методик можно применять, кому они будут полезны)
Варианты переменных: психологическая готовность ребенка к школе, мотивация, интеллект, межличностные отношения, профессиональные интересы, профессиональные склонности, агрессивность, тревожность, самооценка.
Ответ:
Перед нами стоит задача – оценить психологическую готовность группы детей 3 человека).
Практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности ("Пиктограмма", "Дорисовывание фигур" и др.), деятельности конструирования ("Рыбка"), предметной деятельности ("Пирамидки", "Матрешка" и др.), вербальной деятельности ("Дополнение фраз", "Три желания" и др.) и игровой деятельности ("Игровая комната"). И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением - CAT*( (Child Apper ception Test) - Детский апперцептивный тест), размытыми цветными пятнами - методика Роршаха, установками изображения - "Рисунок семьи", "Рисунок несуществующего животного»
Требования, предъявляемые психологическому инструментарию:
Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике "Самое непохожее" заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике "Последовательность картинок" серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть "доработаны" прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.
Далее - требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.
Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.
Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.
Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ является:
Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета.
Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.
Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности осуществляется психологом в форме систематических психологических тренингов.
Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:
• выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.
Психологическая диагностика профессионального поведения осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу и выполняется в форме многопозиционного анализа на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи.
Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
В условиях ДОУ педагог-психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания.
Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
Психологическое консультирование— оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
И так в ходе практической деятельности было проведено психологическое обследование 10 детей дошкольного возраста на определение их подготовки к школе. Для проведения обследования использовался блок, состоящий из 4 методик тестирования:
- Тест на мотивационную готовность А.Л. Венгера;
- Последовательные картинки;
- Методика «Да и нет»;
- Методика «Корректурная проба»
Первоначально для соблюдения прав ребенка до обследования было дано согласие родителей на проведение психологического обследования ребенка и оформлено документально.
(приложение бланка согласия родителей)
Работы были спланированы, согласно циклограмме:
Циклограмма работы на дни обследования детей во время практики
Рассмотрим же каждого ребенка индивидуально по мере обследования их по 4 методикам:
1. 6 лет при обследовании по тесту на мотивационную готовность А.Л. Венгера, набрал наибольшее число баллов- 10, по методике, предложенной А.Н. Бернштейном и направленной на исследование уровня словесно–логического мышления, он так же показал высокий уровень словесно–логического мышления: ребенок понял смысл задания, разложил картинки в правильной последовательности и рассказал связанную смысловую, в соответствии с картинками историю. По методике «Да и нет», позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности. В ходе игры, задавая ребенку вопросы, ответил на все
Признаки возможной психической патологии.
Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образов в рисунке. Обычныгрубые искажения формы и пропорций, смещение отдельных частей изображения. Появляются случайные хаотические линии и штрихи.
Помимо грубого искажения форм, для психических заболеваний типичен также распад формы, ее нечеткость и неопределенность. В психологическом обследовании наряду с указанными особенностями рисунков могут выявится также специфические нарушения мышления и эмоционально-волевой сферы. Тогда уже будет рекомендовано обращение к врачу-психиатру.
Задание № 2
Моделирование ситуации исследования.
Сформулируйте исследовательскую задачу и операционализируйте переменную (переменные), которые необходимо измерить
(Исследовательская задача – например, оценить психологическую готовность ребенка к школе, переменные для измерения – личностная готовность, интеллектуальная готовность)
Выберете инструментарий, обоснуйте его выбор. На основании анализа процедуры диагностики спланируйте исследование. Предложите прикладное значение полученных данных
(Например, для диагностики интеллектуальной готовности – тест Керна-Йирасека, графический диктант и т.д.) (для каких целей применить эти методики, как результаты методик можно применять, кому они будут полезны)
Варианты переменных: психологическая готовность ребенка к школе, мотивация, интеллект, межличностные отношения, профессиональные интересы, профессиональные склонности, агрессивность, тревожность, самооценка.
Ответ:
Перед нами стоит задача – оценить психологическую готовность группы детей 3 человека).
Практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности ("Пиктограмма", "Дорисовывание фигур" и др.), деятельности конструирования ("Рыбка"), предметной деятельности ("Пирамидки", "Матрешка" и др.), вербальной деятельности ("Дополнение фраз", "Три желания" и др.) и игровой деятельности ("Игровая комната"). И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением - CAT*( (Child Apper ception Test) - Детский апперцептивный тест), размытыми цветными пятнами - методика Роршаха, установками изображения - "Рисунок семьи", "Рисунок несуществующего животного»
Требования, предъявляемые психологическому инструментарию:
Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике "Самое непохожее" заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике "Последовательность картинок" серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть "доработаны" прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.
Далее - требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.
Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.
Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.
Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ является:
Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета.
Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:
-
по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем; -
по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата; -
по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.
Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности осуществляется психологом в форме систематических психологических тренингов.
Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:
• выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
-
определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
-
раннего выявления познавательных интересов;
-
определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.
Психологическая диагностика профессионального поведения осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу и выполняется в форме многопозиционного анализа на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи.
Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
В условиях ДОУ педагог-психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания.
Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
Психологическое консультирование— оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
И так в ходе практической деятельности было проведено психологическое обследование 10 детей дошкольного возраста на определение их подготовки к школе. Для проведения обследования использовался блок, состоящий из 4 методик тестирования:
- Тест на мотивационную готовность А.Л. Венгера;
- Последовательные картинки;
- Методика «Да и нет»;
- Методика «Корректурная проба»
Первоначально для соблюдения прав ребенка до обследования было дано согласие родителей на проведение психологического обследования ребенка и оформлено документально.
(приложение бланка согласия родителей)
Работы были спланированы, согласно циклограмме:
Циклограмма работы на дни обследования детей во время практики
День недели | Время | Содержание работы |
Пятница | 9.00-12.00 | Психодиагностика (индивидуальная, групповая) |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-14.00 | Обработка результатов | |
14.00-15.30 | Оформление документации | |
Суббота | | Выходной день |
Воскресенье | | Выходной день |
Понедельник | 9.00-12.00 | Психодиагностика (индивидуальная, групповая) |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-14.00 | Обработка результатов | |
14.00-15.30 | Оформление документации |
Рассмотрим же каждого ребенка индивидуально по мере обследования их по 4 методикам:
1. 6 лет при обследовании по тесту на мотивационную готовность А.Л. Венгера, набрал наибольшее число баллов- 10, по методике, предложенной А.Н. Бернштейном и направленной на исследование уровня словесно–логического мышления, он так же показал высокий уровень словесно–логического мышления: ребенок понял смысл задания, разложил картинки в правильной последовательности и рассказал связанную смысловую, в соответствии с картинками историю. По методике «Да и нет», позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности. В ходе игры, задавая ребенку вопросы, ответил на все