Файл: Теоретические аспекты финансовой системы России 5 Понятие и сущность финансовой системы 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На уровне регионов контроль финансов РФ осуществляется органами местной власти и специально созданными структурами. Контроль республиканского бюджета РФ берет на себя специальный Комитет по банкам, налогам и бюджетной сфере. Его задача – выполнение всей категории экспертно-аналитических работ, а также сбор и подготовка материалов для корректировки бюджета страны. Информация направляется на рассмотрение в Государственную Думу РФ [7, c. 61].

Министерство финансов РФ и его подразделения в регионах также берут на себя контрольную функцию. В составе аппарата есть КРУ (контрольно-ревизионное управление), а в регионах – главный контроллер-ревизор. Основная задача – контроль деятельности компаний, рациональность использования средств и так далее.

Казначейство Минфина РФ контролирует поступление, а также правильность использования государственных средств. Кроме этого, к задаче Казначейства относится организация, контроль и выполнение заложенного бюджета страны и внебюджетных фондов. Также Казначейство собирает и анализирует информацию, показывающую состояние государственного бюджета, передает отчет высшим структурам страны для дальнейшей проверки состояния бюджета.

Налоговые инспекции представляют собой один из главных органов контроля финансов РФ. Их задача – проверка бухгалтерских книг, финансовых документов, деклараций, а также бумаг, имеющих непосредственную связь с выплатой налогов в стране. При этом под их контролем находятся организации самых различных форм собственности.

Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность различных видов финансовых ресурсов, доступных государству, нефинансовому сектору экономики, отдельным финансовым учреждениям и общественности для выполнения своих функций и удовлетворения экономических и социальных нужд. Для полного развития и работы страны, поддержания высокого уровня жизни необходим хорошо функционирующий механизм финансовой системы, чтобы население, могло и хотело поддерживать деятельность государства, обеспечивая его профицитом. Только благодаря рациональным действиям государства финансовая система может функционировать на благо себе и своему народу и избежать кризиса и дефицита.

Глава 2. Специфика и проблематика финансовой системы России на современном этапе


2.1. Современное состояние финансовой системы России



Финансовая сфера в России, пожалуй, самая отсталая из крупных социально-экономических показателей. По международному рейтингу по развитию финансового рынка Россия занимает 107-е место в мире, уступая не только 25 развитым странам мира, но и еще 80 странам с развивающейся экономикой и переходной экономикой. Притом подавляющая часть этих стран имеет более низкий в сравнении с Россией экономический и социальный уровень. В 2-3 раза уровень монетизации России ниже в сравнении с большинством других стран. Ценовая доступность финансовых услуг в России на 94-м месте в мире, возможность получения венчурного капитала – на 89-м, финансирование локальных производителей – на 90-м. В целом возможность получения финансовых услуг оценивается 101-м местом, а легкость получения финансирования – 110-е место. По регулированию фондовых бирж Россия на 112-м месте в мире, а по устойчивости банков - даже на 121-м [6, c. 105].

Основным недостатком российского финансового рынка является отсутствие рынка капитала, то есть отсутствие эффективного механизма финансового развития. При этом Россия сильно отстает с точки зрения конкурентоспособности и мотивации.

Самым слабым моментом в российском финансировании является наличие инвестиций в уставный капитал и доступность инвестиций в человеческий капитал. В последние годы доля инвестиций в капитал в ВВП России составляет 17-18%, в то время как доля инвестиций в «экономику знаний» составляет всего 13% ВВП. Развитые страны имеют показатель внебюджетных привилегий к ВВП – около 30% в «экономике знаний» Западной Европы и 40% в США.

В период экономического роста в 1999-2008 годах крупные российские компании искали средства для вложения капитала из дополнительных доходов от экспорта нефти, в связи с восьмикратным ростом цены барреля нефти в этот период.

В последующие годы, ведущие российские фирмы привлекали основные инвестиционные фонды на мировом финансовом рынке в виде инвестиционных кредитов западным банкам, особенно при покупке оборудования на Западе для развития своего бизнеса. До введения санкций внешний долг России на 1 января 2014 г. превышал 730 млрд долл., а до этого был меньше 470 млрд долл. Это был в основном корпоративный долг, составлявший 50% ВВП по внутреннему валютному курсу [1, с. 51].

Введение санкций с ограниченным доступом к мировому финансовому рынку для России привело к сокращению этого долга более чем на 200 млрд долл. И сейчас идет явное недофинансирование российской экономики и социальной сферы.



В 2014-2017 гг. инвестиции в Россию снизились в основном на 8% за счет сокращения инвестиций контролируемых государством компаний, организаций и банков.

Всероссийская финансовая система крайне неэффективна, если смотреть на нее с точки зрения эффективности. Налоговая система чисто фискальная. Это не играет стимулирующей роли. Даже прибыль компаний, составляющих основную часть инвестиций в России, не освобождается от налогов, что сразу же добавляет инвестиционные ресурсы и позволяет вывести из тени значительные средства, которые позволят компаниям уменьшить налогооблагаемую прибыль и скрыть ее в издержках.

Ничего не сделал Минфин РФ и для изменения давно устаревшей амортизационной системы России, где крайне велики амортизационные сроки, если сравнить их с передовыми странами, нет эффективных правил ускоренной амортизации и т.п. Поэтому и из амортизационного фонда изымается намного меньшая часть инвестиций, которые можно было бы здесь изыскать. Крупные инвестиции могут быть получены и в рамках госбюджета, если все окупаемые проекты, прежде всего в национальную экономику (а это – 2 трлн руб.), финансировать в виде инвестиционного кредита на возвратной основе по низким процентам, покрываемым за счет бюджета. Это сократит бюджетные средства на это финансирование по крайней мере в 10 раз и высвободит их для инвестиций и вложений.

У Минфина нет даже попытки использовать хотя бы часть золотовалютных резервов в виде инвестиционного кредита для надежных, высокоэффективных проектов, которые будут возвращаться через 5-7 лет, а ведь золотовалютные резервы в России превысили 450 млрд долл., из которых 150-200 млрд долл. никогда не понадобятся нашей стране в обозримом будущем. Они обесцениваются по 20-25 млрд долл. в год [4, c. 91].

Крупные средства на жилищное строительство и вложение в развитие автомобильной промышленности можно было бы получить за счет взаимовыгодных облигаций для населения, у которых 40 трлн руб. лежит в России и еще 700-1000 млрд долл. – на счетах в зарубежных странах. А ведь значительная часть этих людей нуждается в улучшении жилья, приобретении легковых машин, и можно найти здесь баланс интересов государства и населения.

Огромные средства, по 1 трлн руб. в год, можно было бы получить по примеру московских властей от приватизации части государственного имущества. Сегодня, как известно, предприятия и организации, контролируемые государством, включая бюджетные
, контролируют 71% производства ВВП России, в то время как 15 лет назад они контролировали только 35% этих средств, по данным Всемирного банка. Конечно, эти средства нужно тоже использовать в национальной экономике на возвратных условиях в виде инвестиционного кредита, например, для создания современной инфраструктуры, выдавая кредит на строительство двусторонних автострад, скоростных железных дорог под 3% годовых на 20-25-летний период, как это делает Китай [8, c. 15].

Но самый главный неиспользованный резерв денег для инвестиций и вложений – банковские активы. Они составляют около 88 трлн руб. и практически равны объему ВВП. Используются они крайне неэффективно, только для выдачи неинвестиционных краткосрочных кредитов.

Для того, чтобы преодолеть бюджетный кризис начать следует с налоговой системы, которая в России не соответствует сложившейся рыночной системе. За 200 лет все рыночные страны пришли к одному и тому же – надо, чтобы примерно половину налоговых средств платило население, а половину налоговых средств – бизнес. Россия пошла своим неэффективным путем. В России лишь 15% налогов платит население, а 85% – бизнес. Бизнес обложен налогами таким образом, что у него остается недостаточно средств для развития, а значит, и для увеличения налоговых сумм.

Отсутствие прогрессивного налога на доходы людей увеличивает разницу между богатыми и бедными в России. Здесь средний доход 10% богатых семей в 15,5 раза выше душевого дохода 10% бедных семей. В западноевропейских странах эта разница составляет 8-10 раз, в том числе в странах социал-демократической направленности и в Японии – 5-6 раз [12, c. 64].

В России отсутствует нормальный налог на недвижимость и на землю, при введении которого богатые бы получали относительно меньше средств. К тому же в стране нет и обязательных платежей со своих доходов на пенсии и на страховку по здоровью, которые тоже носят в других странах солидарный характер. И поэтому за счет средств состоятельных людей, частично обеспечиваются и пенсии, и страховка здоровья малообеспеченных семей.

В то же время десятки миллионов человек, включая и обеспеченных людей, получают разного рода пособия и льготы от государства, что совершенно неуместно для хорошо обеспеченных людей.

Если теперь взять налоги для бизнеса, доля нефти в ВВП России 10%, а налоговая система так составлена, что из нефтяных компаний изымается 40% всех налогов. Это хорошо, когда цена на нефть росла, и тогда бюджет увеличивался быстрее, чем ВВП, и тянул его за собой. Это было в 1999-2008 гг. А в 2008-2018 гг. положение обратное. Цена на нефть, достигнув 110-115 долл., снизилась сначала до 60 долл. за баррель, потом до 30-40, потом опять стала повышаться после соглашения о замораживании добычи нефти и достигла уже 85 долл. И поэтому доходы бюджета стали расти медленнее ВВП. Бюджет стал просто сокращаться из-за высокой доли нефтяных налогов и потянул экономику вниз [17, c. 15].


Президентом России, как уже говорилось, поставлена задача о возобновлении ускоренного экономического роста. ВВП на душу населения предстоит поднять до 2025 г. в 1,5 раза.

Начать нужно с поиска инвестиций из активов банков, из средств предприятий, за счет приватизации, за счет использования золотовалютных резервов, за счет облигационного займа у населения, за счет увеличения госдолга и других новых источников. На этот период можно пойти на увеличение дефицита бюджета до безопасного уровня в 3% к ВВП, а это – 3 трлн руб. дополнительных средств в год, которые могут быть направлены на развитие страны. Но ничего этого не сделано.

Активы банковской системы в России – главный денежный мешок, который есть в стране. Он в 2 с лишним раза больше всех государственных средств, не говоря уже о других, более мелких ресурсах. Поэтому главным источником социально-экономического роста могут стать только активы банковской системы. Сегодня меньше 2% этих активов используется в виде инвестиционного кредита. Их можно увеличить в 3-5 раз: вместо 1,5 трлн руб. – 4-7 трлн.

По примеру США, Японии и других развитых стран формирование столь крупных «длинных» денег банковской системы можно было бы осуществить следующим образом. Минфин переходит к дефицитному бюджету в 3 трлн руб. И на эту сумму под 2-3% годовых выпускает долговременные ценные бумаги – от 5 до 25 лет (кстати, США такие бумаги выпускают на 40 лет, а Япония – даже на 50).

Эти ценные бумаги частично покупает Центробанк, у которого около 5 трлн денежных средств, меньшую сумму – Внешэкономбанк, Сбербанк-Капитал, ВТБ-Капитал, Агентство по жилищной ипотеке и другие крупные инвестиционные фонды. Под залог купленных ценных бумаг Центральный банк, Внешэкономбанк, Агентство по ипотеке и другие инвестиционные фонды могут выдавать кредит под 3-4% годовых коммерческим банкам или напрямую крупным хозяйственным организациям на срок от 5 до 25 лет [15, c. 190].

Технологическое обновление действующего производства, как правило, предусматривает срок окупаемости 5-7 лет, создание 10-15 лет новых предприятий в высокотехнологичных отраслях, а также создание транспортной инфраструктуры до 20-25 лет.

Кроме того, из инвестиционных кредитов из своих источников можно выделить 150-200 млрд долл., при этом заимствование золотовалютных резервов составит 20-30 млрд долл. в год, облигационные займы на жилищное строительство и автомобильную промышленность.