Файл: Значение юридической службы в органах государственной власти.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, самостоятельность независимых юридических служб едва ли оправдана в ее абсолютном смысле. Им нужны помощь, рекомендации, обмен опытом работы, поскольку работают они в рамках отраслей, подотраслей и комплексов. Единая или типичная юридическая практика здесь будет служить укреплению законности в экономике.

В-третьих, полезны рекомендации о положениях о независимых юридических службах.

В-четвертых, пришло время объединять и координировать в гибких формах правовую работу разных организаций либо путем возложения соответствующих функций на Минюст России и его органы, либо посредством создания независимых юридических палат из представителей юридических служб — в отраслях и регионах.

Хороший опыт есть в Центральном федеральном округе, где действует координационный совет руководителей юридических служб органов государственной власти субъектов РФ, входящих в Ассоциацию «Центрально-черноземная». Обмен опытом, выработка согласованных позиций, правовая квалификация кадров — таковы вопросы ее деятельности.

В-пятых, требуются дополнительные меры по укреплению самостоятельности юридических служб, в частности при выявлении ими случаев нарушений законодательства при подготовке локальных актов.


  1. Правовая деятельность юридической службы


Правовая деятельность юридических подразделений федеральных органов включает в себя:

– разработку либо участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации;

– проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых соответствующим органом;

– подготовку заключений (отзывов) на проекты нормативных правовых актов, поступающих из других органов;

–сопровождение проектов нормативных правовых актов в соответствующих органах государственной власти;

– официальное толкование ведомственных нормативных правовых актов;

– защиту юридическими средствами имущественных интересов органа;

– ведение систематизированного учета нормативных правовых актов, международных договоров, поддержание их в контрольном состоянии;

– консультирование сотрудников по правовым вопросам, касающимся деятельности соответствующего органа;


– обеспечение официального опубликования нормативных правовых актов органа, не подлежащих государственной регистрации;

– оказание методической и практической помощи в организации правовой работы.

К правовым средствам как элементам правового обеспечения относятся нормативные правовые акты и закрепленные ими юридические нормы, а также индивидуальные правовые акты и содержащиеся в них предписания, регулирующие организацию и деятельность федеральных органов государственной власти. Помимо правовых актов должностные лица руководствуются в своей деятельности методическими рекомендациями по применению правовых предписаний на практике и иными служебными документами, способствующими правильному пониманию нормативных требований.

Правовое сознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Высокий уровень правосознания должностных лиц органов государственной власти — необходимый элемент успешного функционирования этих органов. Процесс формирования правосознания включает юридическое образование, приобретение правового опыта, правовое мышление.

Вместе с тем следует заметить, что правовая деятельность юридических подразделений имеет комплексный характер и применительно к органам государственной власти имеет следующие его элементы:

а) издание правовых актов с учетом общественных потребностей;

б) изучение правовых актов всеми работниками при вступлении в должность и в процессе их деятельности;

в) правовое воспитание и правовая пропаганда как средства повышения правовой культуры и профессиональной квалификации работников;

г) правильное применение юридических норм для оптимального решения задач управления;

д) анализ практики применения законодательства, правовых актов;

е) контроль за соблюдением законности, предотвращение и устранение ее нарушений, применение поощрительных или наказательных мер воздействия к должностным лицам;

ж) совершенствование законодательных и иных актов, изменение, отмена устаревших.

Расширенный взгляд на правовое обеспечение позволяет, применяя метод системного анализа, установить все многообразие элементов этого правового феномена, их внутренние и внешние связи, значение и принципы функционирования. Широкое понимание правового обеспечения дает основу, позволяющую детально разобраться, в том числе с его нормативными аспектами.



Правильному пониманию категории «правовое обеспечение» способствует сравнение ее с другими юридическими категориями, и в первую очередь с «правовой системой», «правотворчеством», «правовым регулированием», «правовыми средствами». Правовое обеспечение не отменяет и не подменяет вышеуказанных понятий, не является их синонимом, а несет самостоятельную смысловую нагрузку.

Трудно провести различие между категориями «правовое обеспечение» (в его максимально широком значении) и «правовая система» по объему содержания, однако теоретическая нагрузка и назначение у них разные. Категория «правовая система» обозначает единство всех правовых явлений в той или иной сфере общественной жизни, их внутренние связи, организацию и структуру правовой реальности, присущей данной сфере. Понятие же правового обеспечения отражает служебную, вспомогательную роль совокупности правовых феноменов, способствующих осуществлению того или иного вида социальной деятельности.

Категории «правотворчество» (формирование юридических норм), «правовое регулирование» (воздействие правовых средств на общественные отношения) и «правовые средства» (юридические нормы, правоотношения, индивидуальные предписания и др.) отличаются от понятия «правовое обеспечение» по своему объему и составляют содержание последнего. Правовое обеспечение, как и правовая система в целом, включает их в себя в качестве важнейших компонентов.

Таким образом, правовое обеспечение есть соединение нормативов с реальной юридической деятельностью уполномоченных субъектов, направленной на то, чтобы общественные отношения складывались в точном соответствии с юридическими нормами, а нормы, в свою очередь, отражали бы реальные отношения. юридическая служба исполнительная власть

Содержание правового обеспечения составляют правовая деятельность уполномоченных субъектов, правовые средства, правосознание участников правоотношений и процесс формирования их правового сознания.

Применяя данные выводы к правовому обеспечению федеральных органов государственной власти, необходимо отметить следующее.

Правовая деятельность, направленная на организацию и функционирование упомянутых органов, включает в себя правотворчество (создание, изменение или отмена правовых норм путем издания нормативных правовых актов), правоприменение (издание правовых актов, регулирующих конкретные действия определенных субъектов), правоохрану (которая решает задачи защиты регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей), юридическое консультирование должностных лиц юридическими подразделениями, защиту интересов органов государственной власти в суде.


Необходимо отметить, что правовую деятельность в федеральных органах государственной власти осуществляют не только юридические подразделения, но и все иные структурные звенья этих органов. Они участвуют в подготовке нормативных правовых актов по направлениям своей деятельности. Их руководители издают правоприменительные акты, регулирующие конкретные действия подчиненных им должностных лиц, контролируют правильность применения ими правовых норм, принимают необходимые меры в случае нарушения подчиненными требований нормативных правовых актов.

Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. №528 предусмотрены конкретные меры по повышению уровня правового обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти. В положениях о федеральных министерствах, государственных комитетах и других федеральных ведомствах правовое обеспечение деятельности подчиненных органов закреплено как одна из основных их функций. Некоторыми из них разработаны и утверждены концепции правового обеспечения, где определены приоритетные направления комплексного решения данной проблемы.

Вместе с тем, содержание широко используемого в юридической практике понятия «правовое обеспечение» в научной литературе до настоящего времени в значительной степени не определено. Термин «правовое обеспечение» специально не раскрывается в юридических словарях и учебных изданиях, зачастую представляется синонимом «правового регулирования». Правильное понимание данной категории имеет существенное значение для организации правовой работы в министерствах и ведомствах.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Правовое обеспечение федеральных органов государственной власти есть комплекс специальных мер, средств и способов, обладающих юридическим содержанием и нацеленных на регулирование организации и функционирования данных органов.

2. Как юридическая категория «правовое обеспечение» тесно связана с такими категориями, как «правовая система», «правотворчество», «правовое регулирование», «правовые средства», «правоприменение» и др., однако отличается от них синтетическим, интегральным характером и ориентацией непосредственно на практику — конкретный процесс функционирования соответствующего органа.

3. В содержательном отношении правовое обеспечение включает в себя: правовые средства (юридические нормы, индивидуальные правовые предписания, правовые акты, правоотношения, субъективные права и обязанности и т.д.), правовую деятельность (правотворчество, применение и использование правовых средств, реализация субъективных прав и обязанностей и т.д.), правовое сознание (представление о правовых явлениях, их субъективный образ и т.д.), процесс формирования правосознания (юридическое образование, приобретение правового опыта, правовое мышление и т.д.).


4. Принимая во внимание комплексный характер правового обеспечения федеральных органов государственной власти, представляется целесообразным решение данной проблемы на основе разработки ими концепции правового обеспечения либо иного ведомственного документа, закрепляющего все перечисленные выше направления правового обеспечения.
Заключение
В современных условиях, когда многое стало зависеть от инициативы, предприимчивости, умения правильно оценить ситуацию, выбрать ту или иную стратегию хозяйствования, объективно роль юридической службы на предприятии еще более возрастает. Это выразилось, прежде всего, в том, что значительно увеличилась потребность развивающихся предпринимательских структур в квалифицированных юристах. Точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований законодательства - одно из основных условий нормального функционирования предприятий всех форм собственности, организаций и учреждений. Этим и определяется значительная роль юридической службы.

Юридическая служба - самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделения предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.

Список литературы
1. Карташов В.Н. Юридическая практика в правовой системе общества // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2008.

2. Демидова Л.А., Сергеев В.И. «Адвокатура в России» - М: Юстицинформ 2006.

3. Айзин С.М., Тихомиров М.Ю. Юридическая служба на предприятии: настольная книга юристконсульта. -М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2016 г.

4. Гримм Д.К вопросу о понятии и источниках обязательности юридических норм. СПб., 2011.

5. Еремичев И.А., Павлов Е.А.. Корпоративное Право / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: - 438 с., 2012

6. Чащин А. «Юридическая служба в РФ» - Дело и сервис, 2005.