Файл: Монополизация и экономический кризис в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План:

  1. Введение…………………………………………………………………..3

  2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополии естественных монополий………………………………………………….4

  3. Реформирование структуры российских естественных монополий…..6

  4. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.10

  5. Проблема монополизации российского рынка. Монополизм особого рода. Единый народно­хозяйственный комп­лекс социалистичес­кой экономики………………………………………………………………..16
  6. Монополизация и экономический кризис в России……………………19

  7. Особенности антимонопольной политики в России ……………….…20

Список литературы………………………………………………………25

Введение:

Монополия неразрывно связана с целым комлексом резко отрицательных последствии для экономики страны. Завышенные цены, неэф­фективное производство при этом составляют лишь самую малую часть монополистических злоупотреблений. Те же причины, который вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими це­нами, заставляют его соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потре­бителя. Выбора-то у последнего все равно нет.

Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует ме­ханизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция мо­жет появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подоб­ные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный произво­дитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рын­ка конкурентами.

Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Само­стоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих усло­виях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное анти­монопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностей.


Можно говорить о невозможности превращения монополизированной отрасли в отрасль cовершенной конкуренции как об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Даже если государство настоит на своем и вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся неконкуренто способными в международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.

В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно ред­ко. Обычная цель антимонопольной политики не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополис­тических злоупотреблений. Какими же методами удается «укротить» монополистов? Этот вопрос особенно важен по отношению к естественным монопо­лиям.

Антимонопольная политика в отношении естественных монополии естественных монополий

Регулирование деятельности естественных монополий

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает их дробление абсолютно недопустимым. Это однако не означает, что государство может воздержаться от ре­гулирования естественных монополии. Ведь их бесконтрольная де­ятельность способна принести значительный вред.

Как монополисты данные структуры пытаются решить свои про­блемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны - самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются не­платежи, парализуются межрегиональные связи.

И это нe абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятии на вздутые железнодорожные тарифы, сверх быстро растущие цены на энергию и т. п.

При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гаран­тирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм х-неэффективности. Действительно, теорети­чески РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уров­не, а, скажем, не станет раздувать расходы высшего руководства фирмы. В реальной истории РАО «ЕЭС России» был, в частности, случай, когда на издержки фирмы была отнесена оплата полета в США специальным самолетом тещи и собаки генерального директора фирмы.



Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежа­щих обязательному обслуживанию).

Максимизация уровня производства

Ценовое регулирование деятельности ес­тественных монополий предполагает принудительное закрепление максималь­ной величины цен на продукцию монополиста. При этом послед­ствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкрет­ного уровня, на котором будут закреплены цены. Но есть у описываемого метода регулирования и недостаток: устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение экономических прибылей, и несение yбытков. Оба варианта нежелательны. Наличиe у естественного монополиста, постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда отрицательными послествиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и др.). Но еще oпacней, пожалуй, закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном acпектe естественный монополист может только зa счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это открывает широкую дорогу расточительности. Коль скоро на прибыль так или иначе нет надежд, а государство все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду лишь за счет растранжиривания госсударственных средств. Высочайшиее оклады менеджерам, раздутые штаты, огромные представительские расходы - все эти скрытые формы обогащения за счет казны. Другими словами, x-неэффективность в этом случае достигает высочайшего уровня.
Обеспечение самоокупаемости
Другим ориентиром установления максимальных цен может быть точка пересечения кривой средних издержек и линии спроса. Поскольку средние издержки в данном слyчае точно paвны продажной цене, естественный монополист работает в этом случаe без убытков и прибылей. Таким образом снимается основная проблема предыдущего метода регулирования.

Нечто подобное граждане крупных российских городов испы­тали в начале 90-х годов. МПС прекратило ремонт электричек, и их выходило на линии с каждым днем все меньше и меньше. «Объек­тивные» причины для этого, разумеется, находились: это и ванда­лизм подростков, ломавших сидения и бивших стекла, и нехватка средств на ремонт. Но все они как по мановению волшебной палоч­ки исчезли (или, по крайней мере, перестали сказываться на числе курсирующих электричек), как только цены на билеты были под­няты.


Таким образом, второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты и требу­ет поэтому дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современ­ной России является составление списков потребителей, прекра­щать снабжение которых монополист не имеет

Реформирование структуры российских естественных монополий

Кроме регулирования цен определенную пользу — особенно в нашей стране — мо­жет принести и реформирование струк­туры естественных монополий. Дело в том, что в России и рамках единой корпо­рации часто объединяется как производство естественно-монополь­ных благ, так и производство таких благ, которые эффективней из­готовлять в конкурентных ycловияx. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу националь­ной экономики.

РАО «Газпром», РАО «ЕЭС Poссии”, Министерство путей сооб­щения, —это три кита «монополизма по-русски», ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Еди­ной системой газоснабжения Роccии (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборост­роительные предприятия, проектно- технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные эле­менты). В ведении МПС находятся как инфраструктура — желез­ные дороги, вокзалы, информационная система, - так и немонопольные виды деятельности подрядно - строительные и ремонтные организации, предприятия общепита. На балансе министерства находятся целые поселки и города. РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции.

Суть интенсивно обсуждаемых в нашей стране реформ такова: предлагается развить конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Так, конку­ренция разных фирм за прием канализационных стоков из каждой квартиры многоэтажного дома - явная бессмыслица. Но конку­ренция фирм, обеспечивающиx профилактику и ремонт водопроводных и канализационных систем в квартире – вероятно единственный путь защиты потребителя от произвола современных ДЭЗ, РЭУ и т.п. Только при наличии конкуренции жильцам не придется неде­лями ждать вызванного мастера-сантехника.


Очевидно, однако, что разделение естественно-монопольного и потенциально конкурентных секторов не должно быть форсирован­ным и механистичным. Ведь не только конкуренция, но и производ­ственная интеграция имеет свой потенциал снижения издержек. Повысится ли, например, эффективность энергетической отрасли, если вместо нынешнего РАО «ЕЭС России» создать национальную компанию, распоряжающуюся линиями электропередачи, и мно­жество корпораций, владеющих электростанциями? Ведь даже в странах с очень жесткими правилами антимонопольного регулиро­вания — Японии, США, Германии — основной схемой организации энергетики являются энергосистемы, т.е. сосредоточение в одних руках генерирующих мощностей и передающих сетей.

Тем более тщательной проработки требует идея разукрупнения энергетической отрасли путем создания независимых региональных энергосистем. Уровень конкуренции в отрасли вряд ли повысится, а вот обособленность регионов возрастет. К тому же единая энергоси­стема страны дает экономию, так как позволяет для покрытия су точного пика потребления в восточной части России использовать «спящие» в эти часы мощности западных регионов и наоборот (выго­ды горизонтальной интеграции). Удастся ли достигнуть подобной слаженности в работе независимых региональных энергосистем?

Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции в международной конкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» - крупнейшая международная корпо­рация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. В целом очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой ста­дии преобразований.
Национальные или частные

Наконец, еще одна сложная проблема, касающаяся естественных монополий, относится к их статусу: следует ли этим компаниям быть государственными или частными? Истоки этой про­блемы связаны с тем, что естественные монополии, как мы убедились, являются весьма специфическим субъектом экономики, ко­торый никогда не функционирует по чисто рыночным принципам. Если естественные монополии исключают конкуренцию; если по­требитель абсолютно лишен выбора; если цены и объемы производ­ства определяются не игрой рыночных сил, а либо произволом мо­нополиста, либо решениями государства; если нарушаются многие другие механизмы функционирования рынка. Если все это так