Файл: Монополизация и экономический кризис в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, то не лучше ли управлять естественными монополиями не как част­ными, а как государственными предприятиями?

Экономическая наука не выработала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше стран, где они являются частными.

Обычные аргументы в пользу национализации связаны с тем, что на государственном предприятии легче проводить правительственную политику в отношении цен, тарифов, объемов производства и т.д. (напомним, что регулирование этих параметров неизбежно в любом случае— и при частной, и при государственной собственности). Кроме того, государственная собственность исклю­чает монополистические злоупотребления с целью обогащения владельцев. Попросту говоря, там, где частный монополист будет ради своих прибылей выколачивать из потребителей каждую копейку, государственный монополист скорее всего займет умеренную позицию. Ведь прибыль отнюдь не главная его цель. Если же естественный монополист убыточен, то и вовсе непонятно, что может удepживать частный капитал в таком предприятии.

Аргументы против национализации связаны с опасениями понижения эффективности работы естественного монополиста. Не имея надобности ориентироваться в первую очередь и превыше всего на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в госу­дарственного чиновника. И с готовностью выполняет любые, самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии и иждивенческие настроения: нечего бояться убытков, все покроет бюджет. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие объемы государственных, т.е. «ничьих лично», денег проходит через кассы монополиста. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгами бывает трудно.

Таким образом, серьезные аргументы есть у обеих сторон. На практике вопрос о праве собственности чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с сильными индивидуалистическими традициями, наоборот, склоняются к частной собственности.
Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель
не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удасться устранить конкурентов.

Упoтpeбление термина «искусственная (предпринимательская) монополия» в экономической и правовой литературе отличается еще одной особенностью: этим понятием объединяют достаточно редко встречающееся на рынке господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной форме сотрудничающих фирм. т.е., если воспользо­ваться уже знакомой терминологией, речь сразу идет о чистой монополии и двух разновидностях олигополии — картеле и картелеподобной структуре рынка. Такое расширительное толкование тер­мина монополия оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той пли иной мере способны дей­ствовать как единое целое, т.е. проявляют признаки монополистического господства на рынке.
Цели и средства антимонопольной политики

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше, по отношению к есте­ственным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмеша­тельства государства в их деятельность, в частности, путем прину­дительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и пре­дупредительные меры (скажем, запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежа­щее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурен­тами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Признаки монополизации рынка

В каких же случаях государство прибегает ко всем этим мерам? Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

1) либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,



2) либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число за­нятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения антимонопольной политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.

Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них являет индекс Херфиндаля –Хиршмана (Ihh) :

Ihh = (X1) + (X2) + … + (Xn) ,

где Хi — доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.

Легко понять, что чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. Так, при чистой монополии, когда все сто процентов рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума 10 000 (ведь(100) = 10000). Если же в отрасли действует, скажем, более десяти тысяч фирм равного раз­мера (то есть фактически сложились условия совершенной конку­ренции), индекс упадет ниже единицы.

Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монопо­лизации, когда Ihh < 1000 (в США — при Ihh < 1400). По данной формуле легко подсчитать, что это условие выполняется, если доля крупнейшей из фирм меньше 31 % , двух крупнейших — 44%, трех — 54%.

Переплетение с конкурентами

Переплетение ведущей фирмы с конку­рентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе учас­ти, личной унии. О картелях мы уже говорили.

Система участий проявляется в том, что ведущая фирма вла­деет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основ­ные конкуренты перекрестие владеют частями капитала друг дру­га. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.

Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Например, генеральный ди­ректор фирмы А может входить в совет директоров компании Б, а глава последней в свою очередь заседать в директорате компании А. Очевидно, что действия обеих фирм в этом случае будут осуществле­нием совместно принятых решений.

Все формы переплетения фирм-конкурентов фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компа­нии в действительности действуют заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому они запрещены законами большинства развитых стран и России. Причем за ряд нарушений, связанных с созданием картелей, во многих странах предусмотрена даже уголовная ответственность.


Два подхода к регулированию концентрации.

Сложнее обстоит дело с государственным регулированием степени существующей на рынке концентрации и , следовательно, размера фирм. С одной стороны, высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы, бесспорно, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм - гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций круп­ные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством.

В связи с описанным противоречием в практике проведения ан­тимонопольной политики постоянно сосуществуют (и вместе с тем конкурируют) два подхода:

поведенческий критерий применения санкции (государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия дока­занных монополистических .злоупотреблений);

структурный критерий применения санкций (государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой оп­ределенной законом доли рынка). Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки.

Поведенческий подход в принципе точ­нее соответствует целям антимонополь­ной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

Доказать, скажем, необоснованное монополистическое завышение цен всегда очень сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена очень сильно превышает издержки. А издержки у монополиста:

А) могут быть исходно весьма велики в силу Х-неэффективности,

б) искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений.

Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, как отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом?

В свою очередь, структурный подход более прост в применении: достаточно уста­новить долю (Тут, впрочем, тоже есть подводный камень не ясно, что следует считать общим объемом рынка. Представим себе, что мы пытаемся установить долю российского рынка, контролируемого фирмой «Марс» с по­мощью производимых на ее подмосковном заводе батончиков “марс” и «сн
икерс». Если общим объемом рынка мы будем считать продажи в России шоколадных батончиков, тогда доля наверняка окажется угрожающе большой. Если продажи «марсов» и «сникерсов» мы сравним с размера­ми всего производства шоколадных конфет в стране, доля окажется относительно маленькой. Наконец, если в качестве общего объема рынка ис­пользовать все продажи кондитерских изделий, доля усиленно продвигаемых на наш рынок сладостей фирмы «Марс» и вовсе окажется ничтожной. Какой из трех названных способов в действительности вер­нее, могут в каждом конкретном случае определить только эксперты), рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и авто­матически становится ясно, следует ли против нее применять анти­монопольные меры.

Зато недостатком структурного подхода является неопределен­ность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушить не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики.
Опыт развитых стран

Практика антимонопольного регулирования искусственных монополии в разви­тых странах обычно сочетает оба подхода.

Функциональный подход преобладает по отношению к уже сло­жившимся фирмам-монополистам. Карательные меры против них принимаются обычно только по результатам судебного разбиратель­ства конкретных монополистических злоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большой осторожностью. Так, случаи принудительного раздробления фирм (демонополизации) во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Структурный подход в основном используется по отношению к вновь формирующимся монополистическим структурам. При этом, если рост фирмы носит естественный характер, т.е. если она захватывает все большую долю рынка благодаря высокому качеству продукции, ее доступной цене и быстрому обновлению, то никакие меры против такой фирмы не принимаются, вне зависимости от ве­личины ее рыночной доли. Зато, когда новая компания формируется путем слияния другими фирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно следят, чтобы возникшая фирма ни на одном рынке, на которых она действует, не превысила бы определенной доли.