Файл: Монополизация и экономический кризис в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Описанная комбинация поведенческого и структурного подходов учитывает их особенности. Поведенческий подход более либерален по отношению к монополистам, зато при нем мала опасность навредить эффективно действующему крупному предприятию. Именно поэтому его и применяют к уже сложившимся и зарекомендовавшим себя фирмам. Структурный подход жестче, но опасней. По этой причине его целесообразно применять в предупредительном режиме, существует лишь возможность будущей монополизации рынка.
Проблема монополизации российского рынка. Монополизм особого рода. Единый народно­хозяйственный комп­лекс социалистичес­кой экономики

Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика представляла собой единый на­роднохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосудар­ственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том пли ином виде продукта, часто поручалось всего одному-двум заводам.

Причин для такой концентрации выпуска продукции было не сколько. Большое значение имело стремление использовать поло­жительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была' явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукции развозилась по всему Союзу.

Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйств тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, про­контролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда на­званное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма (какие-то функции возложены на сердце, какие-то — на печень, какие-то — на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни
заводы удовлетворяли потребности страны в одной, другие — в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированы: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой — только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для листва прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме. Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаше встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2—3 заводов. Всего из 327 товарных групп, пускавшихся промышленностью страны, 290 (89%!!.') было подвержено сильной монополизации.

Таким образом, если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей). При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.

Особенности социалистического монополизма

Монополистов советской эпохи, однако, не следует отождествлять с предприятия­ми-монополистами рыночной экономики. Прежде всего, не имея самостоятельности в выборе объема выпуска, ни в установлении цен (и той другое определялось планом), они не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления. Другими словами, их деятельность не вызывала описанные нами последствия монополизации:

  1. не наблюдалось недопроизводство товаров;

  2. отсутствовало завышение цен;

  3. предприятия не получили монопольных прибылей. С другой стороны, еще одно негативное последствие монополизации - Х- неэффективность - давало о себе знать с исключительной силой. Ее проявлениями в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго и материалоемкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции и замедленный темп ее обновления.

Особенно большому размаху социалистической Х- неэффективности, кроме обычных для всех монополистов причин, способствовали следующие обстоятельства:

1) Стоимостные показатели, такие, как уровень издержек и даже прибыль, никогда не были главными для советских предприя­тий. Если завод выполнял план, его руководство могло быть спокойным за свою судьбу, каковы бы ни были издержки. Это, разумеется, не способствовало росту экономичности производ­ства, а, наоборот, стимулировало расточительность.

План лю­бой ценой — обычный лозунг того времени;

2) Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность экономики. В условиях, когда, покупая даже откровенно бракованный товар, потребитель в ответ на свое возмущение мог услышать вполне обоснованную угрозу: «Берите такой, а то и этого не будет»,—ответственность монополиста падала до предела;

3) Советская экономика была значительно более изолированной от внешнего мира, чем большинство рыночных, т.е. монополь­ные позиции производителей были защищены и от иностранной конкуренции. От этого особенно страдало качество продукции и ее новизна (пропаганда тех лет, например, не стеснялась вбивать в голову граждан СССР, что «советские автомобили — лучшие в мире». И этому многие верили. Сравнивать - то было не с чем!).
Усиление монополизма при переходе к рынку

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республи­ками. К прежним монополистам добавились новые, а именно пред­приятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее значение имело изменение условий хо­зяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монопо­лизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный сти­мул для получения монопольных прибылей. А свобода установле­ния цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополи­зации (занижение производства, завышение цен, получение моно­польных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалис­тическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей - х-неэффектииность — сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.
Монополизация и экономический кризис в России

Положение единственного производителя (или одного из немногих производителей) определенного вида товаров открыло перед предприятиями порочный с точки зрения всей экономики, но весьма выгодный для них самих путь адаптации к рыночным условиям.Когда обедневшее население снизило объем своего спроса на товары и услуги, монополисты не отреагировали на это снижением цен, хотя именно на такое развитие событий рассчитывали реформаторы. Реакция монополистов оказалась иной. Пользуясь своей монопольной властью, они резко ограничили предложение. Возникла ситуация: не снижение. А повышение цен за счет сверхрезкого снижения выпуска продукции.


Нечто похожее в мировой истории уже встречалось. В конце 20-х годов по той же схеме реагировали на кризис монополисты ведущих стран Запада. Итогом стал самый глубокий в истории капитализма кризис— знаменитая Великая депрессия 1929-1933 гг.

Сознательное уменьшение выnуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глуби­ны кризиса трансформации в России.
Особенности антимонопольной политики в России

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главная проблема демонополизации в России

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российскиее моно­полисты по большей части не могут быть демонополизиропаны путем разукрупнения.

На Западе демонополизация предприятий гигантов возможна путем их разделения на части. Тамошние монополисты формирова­лись путем объединения и поглощения независимых фирм. После­дние, хотя бы теоретически (на практике это делается редко, да в этом и нет нужды, т.к. стопроцентные монополисты почти не встре­чаются), могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический коми-чеке, который прин­ципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Принципиальные возможности демонополизации

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени моно­полизации:

  1. прямое разделение монопольных структур;

  2. иностранная конкуренция;

3) создание новых предприятий.

Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее на уровне надфирменных структур — бывших министерств, главков (одно время их стали преобразовывать в так называемые концерны), а также областных властей — такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.


Дело в том, что еще одна специфическая российская разновид­ность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, про­должающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют — предприятия находятся в частной собственности. Но реальные ры­чаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в от­расль (или в регион) стороннего производителя с помощью частоко­ла инструкций и распоряжений они вполне могут.

Второй путь - иностранная конкуренция — явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному мо­нополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке нахо­дится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене им­портный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказа­лась избыточно сильной. Вместо того, чтобы ограничить злоупот­ребления она фактически уничтожила целые отрасли промышлен­ности (вспомним про исчезнувшие с прилавков отечественные телевизоры, радиоприемники, бытовые приборы, почти пропавший русский текстиль, и многое другое).

Очевидно, что использование столь сильнодействующего сред­ства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, предпочтителен во всех отношениях. Он устра­няет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия - это всегда рост про­изводства и новые рабочие места.

Из-за экономического кризиса и других причин в России не находится ни отечественных, ни иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Регулирование деятельности предприятий - монополистов

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными за­конами, регулирующими монополии, являются закон «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».