Файл: Музыкальные зарисовки сюиты Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю Ромео и Джульетта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План-конспект открытого урока в 7 классе.
Урок по музыке по ФГОС из раздела «Музыка к драматическому спектаклю».
Уровень: школьный
Тема: «Музыкальные зарисовки сюиты Д.Б.Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».
Учитель музыки: Халимбекова Халимат Магомедгаджиевна
Дата проведения:13.03.2017г.
Цели: Познакомить учащихся с творчеством композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, его музыкальными зарисовками к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»;
Задачи:
Познавательные: - познакомить учащихся с великим английским драматургом У. Шекспиром;
-познакомить и прослушать более внимательно симфонические зарисовки сюиты
Д.Б.Кабалевского
Развивающие: -учащиеся должны уметь сравнивать произведения разных жанров, пользоваться музыкальным новым термином «Сюита»
-Познакомиться с песней для разучивания «Не повторяется такое никогда» сл. М.Пляцковского, муз. С.Чуликова
Воспитательные:
-подвести к пониманию значимости музыкального искусства в жизни современного человека.
- прививать интерес к музыке и искусству;
Учебник (УМК): Г.П. Сергеева Е.Д.Критская «Музыка» 7 класс. М., 2014 Презентация к уроку.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Познакомиться с симфоническими зарисовками Д.Б. Кабалевского к спектаклю «Ромео и Джульетта».
Личностные: Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к симфонической музыке. Воспитание позитивно отношения к искусству.
Метапредметные: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения. Выполнять соответствия в таблице 1.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради.
Планировать свою деятельность.
Общеучебные: Поиск необходимой информации. Составить конспект занятия.
Логические: Формулировать выводы. Выделять главное.
Коммуникотивные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.
Средства обучения, технические средства: компьютер, проектор, презентация, заготовленные листы с таблицами.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Организационная структура урока
На доске написана фраза: «Они ушли во тьму, но не исчез их след»
У. Шекспир.
-
Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
Учитель: Добрый день, ребята. Добрый день! (поет)
Учащиеся: Добрый день, учитель! Добрый день! (поют)
Учитель: Приглашаю вас в удивительный мир музыки, возьмите с собой фантазию, творчество и любовь к музыке.
II. Открытие и усвоение новых знаний.
1.Актуализация знаний. Введение в новую тему. Определение темы урока.
(Звучит музыка П.И.Чайковский «Ромео и Джульетта») – 1 мин.
Ребята, что отражает музыка?
Учащиеся: Характер героев, рисует образы, картины, передаёт настроение.
Учитель: Сегодня при помощи слушания и анализа раскроем музыкальные образы героев и их взаимодействие и определим вместе тему урока.
Учитель: Ребята, посмотрите на фото этих замечательных людей. Со многими из них вы знакомы. Назовите их. Как они связаны между собой?
Прикреплены фото
Уильям Шекспир
Петр Ильич Чайковский
Сергей Сергеевич Прокофьев
Леонард Бернстайн
Дмитрий Борисович Кабалевский
Учащиеся: Их связывает музыка и произведение великого английского писателя, актера Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
Учитель: Какие музыкальные произведения они написали, давайте вспомним.
Учащиеся: П.И.Чайковский – «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»,
С.С. Прокофьев – балет «Ромео и Джульетта»
Л.Бернстайн – американский композитор и дирижер XX века – Мюзикл «Вестсайдская история».
Учитель: Правильно. Все произведения написаны в разных музыкальных жанрах, но их объединяет одна общая тема. Какая же?
Учащиеся: Борьба любви и ненависти. Любовь всегда побеждает зло. Любовь – главное, что есть на свете…..
Учитель: А какое музыкальное произведение написал Дмитрий Борисович Кабалевский?
Учащиеся: Затрудняемся ответить.
Учитель: Давайте попробуем сформулировать тему урока.
Учащиеся: Музыка Д.Б.Кабалевского к драме У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
Учитель: Верно, ребята. А чтобы быть точнее, наша тема урока будет звучать так:
«Музыкальные зарисовки сюиты Д.Б.Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». (Слайд )
- Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Давайте попробуем их сформулировать.
Учащиеся: Познакомиться с творчеством композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, его музыкальными зарисовками к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»; познакомиться учащихся с великим английским драматургом У. Шекспиром; познакомиться и прослушать более внимательно симфонические зарисовки сюиты Д.Б.Кабалевского; сравнивать произведения разных жанров, пользоваться музыкальным новым термином «Сюита».
Учитель: Итак, я приглашаю вас в эпоху Возрождения. Ребята, что вы можете сказать об эпохе Возрождения? Небольшой экскурс для нас проведет Баранчикова Оля.
Учащиеся: – В Италии создавались творения, прославляющие физическую красоту и духовное совершенство человека. Например, Леонардо да Винчи – был художником, поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, увлекался физикой, математикой, историей, философией. Героями его произведений были не боги и святые, а обыкновенные люди. Таковы персонажи его живописных полотен "Мадонна с младенцем”, "Мона Лиза”. (Слайды)
В далекой Англии взошла другая звезда Возрождения – автор "Отелло”, "Гамлета”, "Короля Лира”, "Ромео и Джульетты”. (Слайды ) Это великий английский поэт и драматург – Уильям Шекспир.
(Слайд )
2. Краткая историческая справка
Учитель: Давайте с вами посмотрим фрагмент фильма «Загадочный Уильям Шекспир»
Фрагмент фильма «Уильям Шекспир»- 1.50 минут
3. Вызов ассоциаций по теме урока.
Учитель: Эпиграф нашего урока: « Они ушли во тьму, но не исчез их след…» В.Шекспир (1594-1595 г.) Эти строки У.Шекспира посвящены одной из самых романтичных и чарующих произведений Эпохи Возрождения – трагедии «Ромео и Джульетта».
- Ребята, а вы ранее слышали эти имена?
Учащиеся: Да.
Учитель: Вспомните основных действующих лиц данного драматического произведения?
Учащиеся: Джульетта (дочь синьора и синьоры Капулетти, главная героиня пьесы), Ромео (сын Монтекки), Тибальдо (двоюродный брат Джульетты и племянник синьоры Капулетти), Меркуцио (родственник Эскала, друг Ромео), Лоренцо (францисканский монах), Граф Парис (родственник Эскала, жених Джульетты).
Учитель: Каков сюжет трагедии «Ромео и Джульетта»?
Учащиеся: Трагедия повествует о любви юноши и девушки из двух враждующих старинных родов — Монтекки и Капулетти.
Учащиеся: Джульетта не соглашается стать супругой Париса, готова даже принять яд, но Лоренцо предлагает ей выпить особое снадобье, которое погрузит её в сон таким образом, чтобы все решили, что она умерла. А Ромео, видя, что Джульетта мертва, и не зная, что это лишь сон, выпивает яд, убив перед этим Париса. Джульетта просыпается и в отчаянии, видя его труп, закалывает себя. Над телами своих детей главы семейств Монтекки и Капулетти забывают о кровавой вражде.
Учитель: Я предлагаю составить цепочку ассоциаций, которые возникают у нас в связи с именами Ромео и Джульетта (дети записывают свои варианты на стикере любого цвета и прикрепляют к большому листу – один представитель от каждой группы называет самые яркие ассоциации)
Учащиеся: Верона, Шекспир, трагедия, драма, любовь, месть, вражда.
III. Рефлексия учебной деятельности. Слушание музыки.
-
Объяснение этапов работы в разделе “Слушание музыки”
В 1956 году в Московском театре им. Евгения Багратионовича Вахтангова был поставлен спектакль «Ромео и Джульетта» режиссёром Иосифом Матвеевичем Рапопортом. (слайды ) В спектакле звучали музыкальные симфонические зарисовки Д. Кабалевского.
А кто же он – Дмитрий Борисович Кабалевский?
Предлагаю вашему вниманию фрагмент фильма о Д.Б.Кабалевском.
Фрагмент фильма о Кабалевском. – 40 сек.
В спектакле звучали 10 – музыкальных зарисовок для большого симфонического оркестра .
Кластер из названия картин симфонической сюиты: СЛАЙД
«Вражда и любовь»;
«Утро в Вероне»;
«Приготовление к балу»;
«Шествие гостей»
«Веселый танец»;
«Встреча Ромео и Джульетты»;
«В келье Лоренцо»;
«Сцена на площади»;
«Ромео и Джульетта»;
«Смерть и примирение».
Ребята, давайте вспомним, что такое сюита? (Слайд)
Сюита - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.
Давайте запишем в тетради определение
2. Слушание и анализ музыкального произведения Д.Б. Кабалевского.
Учитель: Мы прослушаем несколько зарисовок, отражающих основную идею сюиты.
№1 Слушание картины «Утро в Вероне» Д.Б.Кабалевского – 1 минута
На фоне фильм «Верона» (2 минуты)
Работа в группах.
Учитель:
- “Утро в Вероне” - “...Здесь у нас любовь витает в воздухе, и если у вас горячая кровь, нежное сердце и хоть капелька воображения, пройдитесь-ка по самому темному, самому узкому переулку, и вы непременно встретите там двух очаровательных призраков, вот уже, сколько веков блуждающих по Вероне: Ромео и Джульетту!” ... Слайд
Самостоятельная работа учащихся
Вопросы по произведению:
К первому фрагменту – «Утро в Вероне»
Каким видит композитор утро в средневековом городе?
Предвещает ли эта сцена трагический исход истории?
- Найди соответствующие поэтические строчки, объясни свой выбор.
ЦИТАТЫ
Каменные ограды остановить любовь не могут. (Ромео)
Всякое препятствие любви только усиливает ее.
Загадка Вероны
В кресле плетёном сижу на балконе,
Пью свой любимый "глясе".
Раннее утро в осенней Вероне,
Люди проснулись не все.
Маленький город... Совсем неприметный,
Что же так манит сюда?..
Может сегодня найду я ответы,
В дом Капулетти придя.
Лилий букет у цветочницы юной,
Я в переулке куплю.
И под окошком, воспетым Шекспиром,
Пару минут постою.
Тихо вздохнувши, я путь свой продолжу,
В склеп, где Джульетта лежит...
К надгробью цветы положу осторожно...
Из глаз, вдруг, слеза побежит.
Станет понятной Вероны загадка -
Все мы здесь ищем любовь:
Первую, робкую, страстную, верную,
Ту, что вонзается в кровь!
(Ромео и Джульетта) - Верона
Тех, кто многое видал,
Тех, кто решил, что всё познал,
Тех, кто враждой по горло сыт,
Верона удивит.
Здесь стать, друзья, придётся вам
Свидетелями бурных драм,
Вас эта участь не страшит? –
В Верону путь открыт.
Мы рады вам, мы ждём гостей,
Входите в город наш смелей.
Эй! Рукоплещите храбрецам!
Верона рада вам.
Вы в Вероне, в самой Вероне,
Здесь две семьи вершат закон,
Здесь лагерь твой определён,
Здесь пролит ненависти яд,
В садах здесь рай, а в душах – ад.
Рожают женщины детей,
Бросая их в огонь страстей.
Вы в Вероне, в самой Вероне,
Вы позабудете про сон
И про любовь тот, кто влюблён.
А если любите покой –
В Верону не ногой.
Здесь каждый сам себе король,
Но месть свою диктует роль:
Растёт число могильных плит –
В Вероне смерть царит.
Мы рады вам, мы ждём гостей,
Входите в город наш смелей.
Эй! Рукоплещите храбрецам!
Верона рада вам.
№ 2. Слушание картины «Шествие гостей» Д.Б.Кабалевского- 1 минута
Учитель:
Две равно уважаемых семьи,
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои,
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей,
Кладёт конец непримиримой розни. –
Учитель: В доме Капулетти готовится веселый праздник. Для них это еще и повод продемонстрировать горожанам размах и роскошь своих владений. В отличие от Монтекки, богатое семейство Капулетти не имеет столь же древних аристократических корней. Свое высокое положение они получили сравнительно недавно и всеми силами стремятся подняться еще выше.
Давайте представим себя в роли дирижеров и продемонстрируем с помощью рук движения гостей.
Самостоятельная работа учащихся
Ко второму фрагменту – « Шествие гостей»
С какими героями трагедии Шекспира связаны маршевые, уверенные, надменно-высокомерные, тяжеловесные интонации, упругие пунктирные ритмы, мрачные звучности оркестра в «Шествии»?
По интонации звука мы видим, что происходит вражда.
Мы обозначим это темой «Вражда» (на доске)
№ 3. Слушание картины «Встреча Ромео и Джульетты»- 1.15 минут. Д.Б.Кабалевского
Учитель:
Прослушаем “Встреча Ромео и Джульетты” Слайд
- Какое настроение передает эта музыка? Почему для передачи трогательного чувства юных влюбленных композитор избирает песенный тип изложения музыкальной мысли?
Учащиеся: Чтобы изобразить лирический образ любви.
Мы обозначим это темой - «Любовь» (на доске)
Учитель: Мы прослушали отдельно темы «Вражды» и тему «Любви». Два противоречивых чувства: любовь и вражда, давайте определим, как же они взаимодействуют, в музыкальной зарисовке?
( На слайде – «Вражда» и «Любовь»). ( Слушание музыки, после прослушивания творческое задание - найти соответствие)
Ребята, я предлагаю вам разбиться на группы (по 2 человека.) и выполнить задание ( таблица№1 – найти соответствие и полученный результат исследования представить.
Кластер.
Таблица 1
Найти соответствие | |
1.Образ любви | А. Тяжесть Б. Гнев В. Нежность Г. Отчуждение |
Найти соответствие | |
1.Образ вражды | А.Забота Б. Любовь В. Гнев Г. Сочувствие |
Найти соответствие | |
1.Образ любви и образ вражды. | А. Борьба Б. Спокойное взаимодействие В. Примирение Г. Любовь |
№ 4. Исполнение песни «Ромео и Джульетта», детское Евровидение 2011г., Катя Рябова. – девочки класса – 1минута 50 сек.
на фоне песни демонстрируется фрагмент спектакля
«Смерть Ромео и Джульетты»- 1.14 минут
Учитель: Давайте представим себя в роли Ромео и Джульетты. Девочки класса исполнят песню с одноименным названием «Ромео и Джульетта», а мальчики – прочитают сонеты Шекспира о любви.
1.Не могу уснуть с ночи до утра,
Это не бессонница, просто влюблена
Думала всегда – так не может быть
Только не выходит ни как тебя забыть
Знаю, чувства уже не спрячешь
Вырвались наружу они.
Припев: Как Ромео и Джульетта
За тобой готова хоть на край света
Может это все мне сниться
Где найти ответ, правда или нет
Как Ромео и Джульетта
Мы с тобой свободные словно ветер
И не спрятаться, не скрыться
Как волнует кровь первая любовь
2. Что произошло маме не понять
Лучше ей не знать, что на сердце у меня
Бешено стучит, рвется из груди
Но я, все сомнения оставляя позади
Нам любовь подарила крылья
И открыла нам небеса.
Припев: Как Ромео и Джульетта
За тобой готова хоть на край света
Может это все мне сниться
Где найти ответ, правда или нет
Как Ромео и Джульетта
Мы с тобой свободные словно ветер
И не спрятаться, не скрыться
Как волнует кровь первая любовь
Нам любовь подарила крылья
И открыла нам небеса.
Припев: повторение 2 раза.
Прочтение сонетов Шекспира – мальчики класса.
Сонеты Шекспира
Сонет 130
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали. Вильям Шекспир
Сонет № 8
Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?
Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упреком одиночеству звучат?
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.