Файл: Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в 2020 году и о проделанной работе по их укреплению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Более чем вдвое увеличилось число выявленных нарушений в сфере ценообразования. Прокурорского вмешательства потребовал необоснованный рост цен на продукцию первой необходимости, средства индивидуальной защиты. Принятыми мерами удалось добиться снижения цен на продовольственные товары, а также предупредить их необоснованный рост во многих регионах страны.
Наряду с этим пристальное внимание прокурорами уделялось соблюдению конкурентного и налогового законодательства.
* * *
Вызванные пандемией современные реалии в экономике потребовали и корректировки надзора за соблюдением прав предпринимателей.
Были задействованы новые механизмы прямой связи с бизнес-сообществом. Для оперативного решения возникающих вопросов обеспечивалось участие в данных процессах иных государственных органов и представителей банковского сектора.
Серия проведенных в прошлом году личных приемов предпринимателей в разных уголках России выявила общность проблем, с которыми они сталкивались. Среди них неполучение гарантированной государством поддержки, несоблюдение моратория на проведение проверок, создание искусственных административных барьеров.
Всего в этой сфере в 2020 году прокурорами выявлено более 200 тысяч нарушений закона, только к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 36 тыс. виновных должностных лиц.
Во многих случаях причинами нарушений были дефекты правового регулирования на региональном уровне, которые устранены внесением более 32 тысяч актов прокурорского реагирования.
В центре внимания прокуроров оставалось соблюдение прав предпринимателей контрольно-надзорными органами.
По нашей инициативе сводный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год был сокращен почти наполовину, около 200 тыс. предложенных контролерами мероприятий исключены.
Завершена доработка федеральной информационной системы «Единый реестр проверок», который стал действенным инструментом гласности контрольно-надзорной деятельности.
Одновременно руководством страны поддержано наше предложение о распространении моратория на плановые проверки малого предпринимательства и на текущий год.
Убежден, что данные меры, а также вступление в силу в июле этого года нового Федерального закона о государственном и муниципальном контроле позволят существенно повысить правовую защищенность хозяйствующих субъектов.
* * *
Государственная политика в области охраны окружающей среды нацелена на сохранение экологического и ресурсного потенциала для настоящего и будущих поколений.
Вместе с тем, проведенные в прошедшем и в этом году надзорные проверки показали, что, несмотря на принимаемые органами власти меры, все компоненты природной среды надлежащим образом не защищены. Выявлено более 282 тыс. нарушений законов, по материалам прокуроров возбуждено почти 2 тыс. уголовных дел.
В 40 городах страны уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. Действующая государственная сеть мониторинга не в полной мере отвечает установленным требованиям, зачастую основана на эксплуатации устаревших технических средств.
Несмотря на возросшую необходимость активизации наблюдения за состоянием окружающей среды, между Росгидрометом и Росприроднадзором надлежащее взаимодействие не налажено. О существующих проблемах проинформирован Председатель Правительства.
Экологическая тема была подробно затронута Президентом в недавнем послании. В связи с этим прокуроры усилят надзор за выполнением уполномоченными органами своих обязанностей по контролю за крупнейшими предприятиями-загрязнителями и обеспечению возмещения причиненного вреда окружающей среде.
По поручению Главы государства органами прокуратуры продолжались проверки исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении. Ключевыми вопросами здесь остаются загрязнение водных объектов, подача населению грязной воды под видом питьевой. Нередко граждане видят, открывая кран, что из него течет коричневая вода. Это недопустимо.
После вмешательства прокуроров во многих регионах коммерческими структурами усовершенствованы системы водоочистки, на муниципалитеты возложена обязанность по ремонту и строительству очистных сооружений.
Уже приведено в соответствие с нормативами 70 очистных сооружений, построено – 20. В масштабах страны может цифра небольшая, но мы будем и впредь контролировать решение этих проблем.
Кроме того, проверена эксплуатация скважин минеральной воды. Пресечены многочисленные факты её добычи в отсутствие лицензий или с нарушениями их условий, несоблюдения режимов зон санитарной охраны источников, непроведения мероприятий по защите месторождений от преждевременного истощения и загрязнения.
Неразрывно связаны с озвученными мной проблемами вопросы упаковки и реализации потребителям питьевых и минеральных вод.
Производителями не обеспечиваются санитарные требования при розливе воды, не контролируются ее качество и безопасность.
Так, ряд хозяйствующих субъектов незаконно используют чужие товарные знаки («Ессентуки», «Боржоми») или маркировку, не соответствующую содержимому в бутылке (Республика Крым, Ставропольский край, Иркутская область и другие регионы).
Повсеместно в торговой сети пресекались случаи реализации бутилированной воды без товаросопроводительных документов, сертификатов соответствия, неизвестных производителей.
Наши предложения по улучшению ситуации в этой области в марте направлены в профильный комитет Совета Федерации. В свою очередь прокуроры во взаимодействии с контролирующими ведомствами продолжают мониторинг в данной сфере.
Остаются на контроле охрана заповедной береговой полосы озера Байкал, ликвидация объектов накопленного экологического вреда.
В связи с планируемым запретом на вывоз из страны необработанной древесины во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами будут приняты дополнительные меры по пресечению ее нелегальной заготовки и контрабанды.
* * *
На системной основе осуществлялся надзор в целях укрепления законности в оборонно-промышленном комплексе.
Результаты прокурорских проверок государственных заказчиков оборонной продукции, а также крупнейших предприятий отрасли, а всего их за год проверено более 8 тыс., в целом свидетельствуют о положительных изменениях в сфере ОПК.
Удалось добиться укрепления финансовой дисциплины, исключить из стоимости военной продукции необоснованно заявленные расходы на сумму более 18 млрд рублей, обеспечить выполнение гособоронзаказа почти на 100%.
Вместе с тем проблем еще много. Основными из них являются нарушение сроков выполнения работ в рамках гособоронзаказа, хищение, нецелевое расходование выделенных на него бюджетных средств, использование контрафактной продукции при ремонте и создании новых образцов и видов вооружения и военной техники.
Несмотря на длительный период реализации программы импортозамещения (почти 5 лет), в этой области тоже не без проблем. Так, в рамках проверки Минпромторга выявлены факты срыва сроков реализации мероприятий по импортозамещению комплектующих изделий военной продукции, в том числе электронной компонентной базы, а также мероприятий государственных подпрограмм в сфере станкостроения, направленных на восстановление технологической независимости предприятий оборонного комплекса.
В связи с этим в ближайшее время начинаем широкомасштабную проверку всех мероприятий импортозамещения, предусмотренных соответствующими планами-графиками.
Кроме того, проверим выполнение законодательства о гособоронзаказе дочерними и зависимыми обществами госкорпорации «Роскосмос».
* * *
В сфере противодействия коррупции за год прокурорами вскрыто более 245 тысяч нарушений законодательства.
Почти 2 тысячи из них установлено при проведении проверок соответствия доходов и расходов лиц, замещающих государственные и иные должности. В суды предъявлено 53 иска о взыскании с недобросовестных чиновников неподтвержденных доходов на сумму свыше 79 млрд рублей, а это в три раза больше, чем в прошлом году (25 млрд). К настоящему времени большая часть требований судами удовлетворена (38 исков на сумму 74 млрд руб.).
Возросло и число выявленных прокурорами случаев неурегулированного конфликта интересов (с 3,6 до 4,2 тыс.). Треть из них в деятельности лиц, замещающих должности федеральной государственной службы. Особенно остро эти вопросы проявляются в сфере закупок для государственных нужд, где прокурорами устанавливались факты участия в заседаниях конкурсных комиссий лиц, имеющих прямую личную заинтересованность в итоговом решении.
Продолжена скоординированная борьба с коррупционными преступлениями. Их зарегистрировано более 30 тысяч.
Хотел бы отметить динамику со знаком плюс в выявлении наиболее опасных, в том числе организованных форм коррупции, а также деяний, причиняющих крупный или особо крупный ущерб. Не буду останавливаться на конкретных примерах, они практически ежедневно у всех на слуху.
Вместе с тем сохраняются и недостатки в данной области, в том числе в части ее правового регулирования. Как показало проведенное нами обобщение, эффективность принимаемых мер снижает возможность освобождения коррупционеров от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. И хотя применение данной меры касается только лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, после выплаты штрафа для них сохраняется возможность вновь занимать должности государственной и муниципальной службы, что противоречит основополагающим принципам антикоррупционной работы.
Требуют совершенствования и правовые нормы о мелком взяточничестве, которое все чаще стало приобретать характер криминального бизнеса, когда такие незаконные действия совершаются на регулярной основе и в организованных формах, а средства уголовно-правового воздействия, применяемые в подобных случаях, недостаточны.
* * *
Значительное внимание уделялось работе по защите интересов государства от иностранного вмешательства.
В связи с попытками оказать влияние на общественно-политическую ситуацию в стране Генеральной прокуратурой РФ в 2020 году признаны нежелательными в России 12 иностранных и международных неправительственных организаций, также заблокированы их интернет-ресурсы.
По нашим требованиям запрещена деятельность 1 террористической и 7 экстремистских организаций. Заблокирован доступ к 10 тысячам сайтов, распространяющих призывы к экстремизму, терроризму и массовым беспорядкам, с 52 тыс. ресурсов удалена противоправная информация.
В последние годы Интернет становится основным источником распространения экстремистской идеологии. С его использованием совершаются подавляющее большинство призывов к такой враждебной деятельности и каждое второе преступление экстремистской направленности, число которых в истекшем году возросло почти вдвое.
Выросло на треть и количество преступлений террористического характера. В условиях такой напряженной обстановки на первый план в нашей работе выходит надзор за состоянием антитеррористической защищенности важных государственных и социальных объектов, противодействие распространению в СМИ негативной информации, нагнетающей эскалацию в обществе, содержащей призывы к насилию.
* * *
Оценивая состояние преступности в стране, остановлюсь на том, что вызывает беспокойство применительно к её динамике и структуре.
В условиях продолжающегося незначительного увеличения числа зарегистрированных преступлений в 2020 году, как и в предшествующие периоды, заметно выросли тяжкие и особо тяжкие преступления (+ 14%).
Во многом это связано с продолжающимся угрожающим ростом преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий. За год их количество увеличилось с 294 до 510 тысяч или на 74%.