Файл: Философия сущность и предназначение (Занятие 1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13. Материализм и идеализм.

14. Природа и культура. Естественная и искусственная среда.

15. Будущее человечества.

16. Научно-техническая революция и основные сценарии будущего.

17. «Римский клуб» о глобальных проблемах и перспективах выживания человечества.

Перечень тематики докладов:

1. Особенности становления и развития русской цивилизации.

2. Перспективы и ценности современной (западной) цивилизации.

3. «Римский клуб» о глобальных проблемах и перспективах выживания человечества.

4. Основные сценарии будущего человечества.

Список литературы:

  1. Алексеев П.В., Философия [Электронный ресурс] : учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 592 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392146611.html

  2. Губин В.Д., Философия [Электронный ресурс] / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 848 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441466.html

  3. Философия: учебник / А.В. Апполонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок [и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 672 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392164295.html

  4. Хрусталёв Ю.М., Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю.М. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html

  5. Яскевич Я.С., Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Степин, Б.Г. Юдин, А.Н. Данилов, Л.Ф. Кузнецова, Т.М. Тузова, А.В. Барковская, Ю.Ю. Гафарова, В.Ф. Гигин, М.Р. Жбанков, Е.В. Хомич – Минск : Выш. шк., 2016. – 494 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9789850627384.html


Методические указания к самостоятельной внеаудиторной работе № 13

Тема: «Человек и его бытие в мире».

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека.

2. Естественное и общественное в человеке.

3. Биологизаторский и социологизаторский подходы.

4. Проблема возникновения человека.

5. Антропосоциогенез.

6. Флуктуации и бифуркации эволюционного процесса.

7. Человек – «мыслящий тростник» Б. Паскаля.

8. Синергетика и происхождение человека.

9. Девиация. Причины девиации.

10. Общество и человечество, нация, этнос.

11. Любовь, брак, семья.


12. Демографическая проблема и ее решение.

13. Демография и медицина.

14. «Вечные» ценности.

15. Морально-этические ценности в современной медицине.

16. Любовь – тема философского размышления и основа счастливого брака и семьи.

17. Проблема сущности человека: иметь или быть? (Э. Фромм).

Перечень тематики докладов:

1. Человек – «мыслящий тростник» Б. Паскаля.

2. Синергетика и происхождение человека.

3. Любовь – тема философского размышления и основа счастливого брака и семьи.

4. Проблема сущности человека: иметь или быть? (Э. Фромм).

Список литературы:

  1. Алексеев П.В., Философия [Электронный ресурс] : учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 592 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392146611.html

  2. Губин В.Д., Философия [Электронный ресурс] / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 848 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441466.html

  3. Философия: учебник / А.В. Апполонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок [и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 672 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392164295.html

  4. Хрусталёв Ю.М., Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю.М. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html

  5. Яскевич Я.С., Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Степин, Б.Г. Юдин, А.Н. Данилов, Л.Ф. Кузнецова, Т.М. Тузова, А.В. Барковская, Ю.Ю. Гафарова, В.Ф. Гигин, М.Р. Жбанков, Е.В. Хомич – Минск : Выш. шк., 2016. – 494 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9789850627384.html


Методические указания к самостоятельной внеаудиторной работе № 14

Тема: «Философия медицины и здоровья».

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Гуманизм и милосердие.

2. Гуманистические принципы в философии и медицине.

3. Медицинская реальность как философская проблема.

4. Медицина и культура.

5. Медицина как наука, социальный институт, искусство.

6. Экономика, политика, образ жизни и здоровье населения.

7. Проблема продления жизни и здоровое долголетие.



8. Актуальные проблемы современной медицины.

9. Гиппократ и Ф. Ницше о морали для врачей.

10. Жизнь и смерть. Эрос и Танатос.

11. Критерии биологической смерти и стадии умирания.

12. Клиническая смерть.

13. Здоровье и болезнь.

14. Научное понимание сущности болезни и принцип целостности.

15. Норма и патология.

16. Многомерная природа человека в «Агни-Йога» и его здоровье.

17. Социально-философские аспекты ятрогении – угроза фармакологической агрессии.

Перечень тематики докладов:

1. Актуальные проблемы современной медицины.

2. Гиппократ и Ф. Ницше о морали для врачей.

3. Многомерная природа человека в «Агни-Йога» и его здоровье.

4. Социально-философские аспекты ятрогении – угроза фармакологической агрессии.

Список литературы:

  1. Алексеев П.В., Философия [Электронный ресурс] : учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 592 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392146611.html

  2. Губин В.Д., Философия [Электронный ресурс] / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 848 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441466.html

  3. Философия: учебник / А.В. Апполонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок [и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 672 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392164295.html

  4. Хрусталёв Ю.М., Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю.М. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html

  5. Яскевич Я.С., Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Степин, Б.Г. Юдин, А.Н. Данилов, Л.Ф. Кузнецова, Т.М. Тузова, А.В. Барковская, Ю.Ю. Гафарова, В.Ф. Гигин, М.Р. Жбанков, Е.В. Хомич – Минск : Выш. шк., 2016. – 494 с. ЭБС «Консультант студента» – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9789850627384.html



Тема: Подготовка к аттестации: повторение пройденного материала, работа с литературными источниками

  1. Самооценка личностных результатов, соответствующих рабочей программе воспитания, при освоении дисциплины: http://do.chelsma.ru.

  2. Повторение пройденного материала, работа с литературными источниками


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЁТА С ОЦЕНКОЙ ПО ФИЛОСОФИИ:

Раздел I – Введение в философию

  1. Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как «любовь к мудрости». Мудрость и знание. Проблема самоопределения философии.

  2. Место и роль философии в системе культуры.

  3. Структура, основные функции и генезис философии: социально-экономические, социально-политические и духовные предпосылки.

  4. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология, религия). Философия и религия.

  5. Проблема научности философского мировоззрения. Философия и наука: родство и различие функций. Философия и методология. Познание и нравственность.

  6. Специфика философского знания. Содержание, метод и цель. Основной вопрос философии и его решение (Ф. Энгельс).

Раздел II – История философии

  1. Философия Древнего Китая. Основные мировоззренческие принципы и понятия. Даосизм, конфуцианство и легизм. Особенности китайской медицины.

  2. Человек и мир в философии Древней Индии. Астика и настика. Буддизм и йога. Особенности индийской медицины. Аюрведа – учение о жизни и здоровье.

  3. Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Космоцентризм. Ранняя классика: милетская, пифагорейская, элейская и атомистическая школы. Философия и наивная диалектика Гераклита. Понятие Логоса.

  4. Зрелая классика. Антропоцентризм. Софисты (Протагор) и Сократ. Учение Сократа о душе и добродетели. Особенности метода субъективной диалектики. Малые сократические школы: киники, киренаики, мегарики.

  5. Платон и его учение об идеях. Теория познания и учение о душе. Концепция идеального государства. Диалоги Платона.

  6. Аристотель: философ и учёный-энциклопедист. Метафизика и учение о четырех причинах. Учение о душе и достижения в биологии. Логика и законы мышления. Этика и учение о государстве.

  7. Эллинистическая философия. Школа стоиков: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Философия Эпикура и принцип гедонизма, отношение к суевериям, к жизни и смерти. Скептицизм (Пиррон).

  8. Гиппократ и зарождение научной медицины. Гиппократова модель врачебной этики и принцип «не навреди». К. Гален и синтез научной медицины.

  9. Истоки средневековой философии. Теоцентризм. Библейские идеи философского значения. Патристика (Тертуллиан, Августин). Соотношение веры и разума. Монастырская и университетская медицина.

  10. Средневековая схоластика (И.С. Эриугена, И. Росцеллин, П. Абеляр). Ф. Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Соотношение веры и разума. Арабская философия и медицина (Авиценна, Аверроэс).

  11. Возрождение как синтез античности и средневековья. Антропоцентризм и проблема свободы личности (Данте, Ф. Петрарка, П. делла Мирандола, М. Монтень, Э. Роттердамский).

  12. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя. Апофеоз искусства и культ художника-творца.

  13. Пантеизм и диалектика как специфические черты натурфилософии Возрождения: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Ф. Телезио. Социально-политическая концепция Н. Макиавелли. «Макиавеаллизм» и принцип «цель оправдывает средства».

  14. Социально-утопические (Т. Мор, Т. Кампанелла) концепции Возрождения.

  15. Специфика медицины эпохи Возрождения. Философия, медицина и врачебная этика Парацельса. Принцип «делай добро».

  16. Научная революция Нового времени. Ф. Бэкон о естественной философии. Индуктивный метод. Источники заблуждений. Критика «идолов». Ф. Бэкон о медицине. Эмпиризм Т. Гоббса и Д. Локка.

  17. Рационализм и принцип сомнения Р. Декарта. Очевидность как критерий истины. Учение о врожденных идеях. Мыслящая и материальная субстанция. Рационализм и учение о субстанции Б. Спинозы и Г. Лейбница. Рационализм и проблема свободы.

  18. Философские идеи эпохи Просвещения. Правовой идеал Просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости. Просветительская трактовка человека (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Д. Дидро).

  19. И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление и «вещь в себе». Природа и свобода. Категорический императив. Понятие прекрасного и возвышенного.

  20. Абсолютный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Противоречие системы и метода. Философия истории Г. Гегеля.

  21. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Понятие человека. Критика происхождения и сущности религии.

  22. Социально-философские воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса. Обоснование единства материализма и диалектики. Роль труда в процессе становления человека.

  23. Становление, этапы развития и особенности русской философии. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.). Славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский) и западничество (П.Я. Чаадаев, А.И. Белинский, Н.Г. Чернышевский).

  24. Религиозно-философские концепции В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

  25. Философия народничества (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев). Евразийство (Л.П. Карсавин, С.Н. Трубецкой).

  26. Христианско-экзистенциальная философия (Н.А. Бердяев, Лев Шестов). Учение об истории как испытании человеческой свободы Н.А. Бердяева.

  27. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский).

  28. Философия и медицина в русской культуре. Философские идеи русских врачей и естествоиспытателей (М.И. Сеченов, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, В.М. Бехтерев).

  29. Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм.

  30. Современный философский иррационализм: «философия жизни», экзистенциализм, психоанализ.


Раздел III – Теория философии

  1. Онтология как философское учение о бытии и субстанции. Диалектика бытия и небытия. Бытие и ничто. Субстанция. Атрибут.

  2. Понятие материи. Специфика философского понимания материи. Онтологический и гносеологический аспекты понятия материи. Материя как субстанция. Атрибуты материи (пространство, время, движение). Движение и покой.

  3. Уровни организации материи. Проблема элементарности. Виды и формы материи. Основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Человек как высшая ступень развития материи. Антропный принцип в современной картине мира.

  4. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи и ее атрибутов для современной науки и медицины. Проблема многообразия и единства мира.

  5. Постановка проблемы сознания в философии. Отражение как атрибут материи. Развитие форм отражения как предпосылка возникновения сознания. Психика, сознание, рассудок, разум, мышление. Психика и мозг. Психическое здоровье человека.

  6. Сознание как высшая форма отражения. Проблема «идеального». Материальное и «идеальное». Критика альтернативных концепций сознания: идеалистических, дуалистических, метафизических, вульгарного материализма. Сознание и душа.

  7. Сознание как субъективный образ объективного мира. Активность и творческая природа сознания. Сознание и самосознание. Рефлексия и интенциональность (Э. Гуссерль). Особенности философской рефлексии.

  8. Проблема формирования человеческой психики и сознания у слепоглухонемых детей.

  9. Структура сознания (по А.В. Иванову). Телесно-перцептивные, логико-понятийные, чувственно-эмоциональные и ценностно-мотивационные компоненты сознания.

  10. Структура психики по З. Фрейду. «Оно», «Я», «Сверх-Я». Понятие бессознательного и либидо. Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека. Психоанализ как терапевтический метод. Природа и толкование сновидений по З. Фрейду.

  11. Коллективное бессознательное. Понятие «архетип» и его виды (К. Юнг). Индивидуальное и коллективное (архетипичное) в сознании. Самопознание, личностный рост и процесс обретения самого себя. Архетипы и здоровье.

  12. Сознание как движущее начало эволюции. Чувства и воля. Интеллект и интуиция. Особенности врачебного мышления и врачебной интуиции. Творческая сущность сознания.

  13. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Метафизическое понимание развития. Объективная и субъективная диалектика. Софистика и эклектика. Диалектическая логика и догматизм.

  14. Основные принципы диалектики: всеобщей связи и развития. Движение и развитие. Соотношение прогресса и регресса. Парадокс развития. Критерии прогресса.

  15. Понятие и место закона в науке и философии. Классификация и виды законов. Особенности законов диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество, количество, мера, скачок. Мера и норма. Понятие нормы и патологии в медицине.

  16. Противоречие как источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип антагонистической регуляции функций в биологии и медицине.

  17. Закон отрицания отрицания. Цикличность, поступательность, преемственность, трехступенчатость, спиралевидность изменений. Диалектическое отрицание в медицине.

  18. Категории диалектики: общая характеристика и специфика. Общее, единичное и особенное. Сущность и явление. Феномен «кажимости-видимости». Часть и целое. Принцип целостности. Форма и содержание. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Методологическое значение категорий диалектики для медицины.

  19. Система, элемент, структура. Классификация систем. Принцип системности. Самоорганизация и системность мира. Человек как сложная целостная система. Системный подход в медицине.

  20. Синергетика как новое мировидение. Основные положения и категории синергетики. Синергетика и диалектика. Синергетический подход к здоровью и лечению болезней.

  21. Причинные связи. Категории причины и следствия. Принцип детерминизма. Детерминизм и индетерминизм. Проблема причинности в медицине. Этиология – учение о причине болезни.

  22. Теория познания, ее предмет и основные принципы. Критика агностицизма и скептицизма. Наивный и научный реализм.

  23. Знание как гносеологический таксон. Условия адекватности, обоснованности, убежденности знания. Мнение, вера, знание (И. Кант).

  24. Проблема разграничения знания и незнания (Л. Витгенштейн). Виды знания: чувственное, здравый смысл, рациональное. Проблема базисного знания. Эпистемологический фундаментализм.

  25. Понятие истины. Принципы: корреспонденции, когеренции и прагматизма. Свойства истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность. Логическая (теоретическая) и практическая достоверность. Критерии истинности знания.

  26. Истина как процесс. Истина, ложь и заблуждение. Истина и правда. Ложь «во спасение». Плацебо. Проблема врачебных ошибок. Проблема фальсификации лекарственных средств.

  27. Понятие практики, ее особенности и генезис. Диалектика объективного и субъективного в практике. Роль «идеального» в практике. Основные формы практики. Практика как критерий истины. Функции практики в познании: базисная, детерминирующая, критериальная, целеполагающая. Специфика врачебной (фармацевтической) практики.

  28. Методы научного познания и их специфика. Классификация научных методов. Основные логические процессы: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, абстракция, идеализация. Законы логики и медицина.

  29. Специфика научного знания. Функции и критерии науки. Проблема классификации наук. Науки «о природе» и «науки о культуре»: специфика естественнонаучного и гуманитарного знания (О. Конт, В. Виндельбанд, В. Дильтей). Роль науки в современном мире.

  30. Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни. Формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория. Виды теорий.

  31. Особенности и значение гипотетико-дедуктивного метода в современном естествознании и медицине. Структура научного поиска в медицине и анализ работы Р.И. Лившица и др. «Молекулярные основы эндогенной интоксикации при термических поражениях и новые пути их решения».

  32. Проблема роста и развития научного знания. Кумулятивизм. Теория фальсификации (К. Поппер). Теория научных революций. Понятие парадигмы (Т. Кун). Теория научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Основные тенденции развития медицины. Медицина и нравственность.

  33. Диагностика как познавательный процесс. Логическая структура диагностического познания. Особенности врачебной логики и клинического мышления врача. Проблема диагностических ошибок.

  34. Понятие общества (К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер). Теории и типологии (Д. Белл, К. Маркс). Структура общества: общности, сословия, классы. Общество как социальная система. Социальная стратификация и социальная мобильность (П.А. Сорокин). Маргиналы и деприванты.

  35. Особенности развития общества. Социальный прогресс и социальный регресс. Революции и реформы. Понятие цивилизации. Типология цивилизаций. Основные концепции цивилизации (К. Маркс, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер). Концепция социальной и культурной динамики (П.А. Сорокин). Роль и место России в мировом цивилизационном процессе.

  36. Глобальные проблемы современности: причины, анализ и решение. «Римский клуб». Альтернативы будущего человечества и человека.

  37. Природа как объект философского осмысления. Космоцентризм и пантеизм. Материализм и идеализм. Природа и культура. Естественная и искусственная среда. Проблема загрязнения природы и здоровье человека.

  38. Понятие человека. Проблема сущности человека. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение. Биологизаторский и социологизаторский подходы к человеку. Проблема человека в эпоху научно-технического прогресса и биотехнологий.

  39. Антропогенез. Единство и многообразие человечества. Расы, этносы, народности, нации. Любовь и семья как ценности. Семья и брак. Демографические проблемы и их решение. Демография и медицина.

  40. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии. Право на смерть. Эвтаназия. Критерии биологической и клинической смерти. Стадии умирания.

  41. Философия медицины. Медицина в системе культуры. Антропоцентризм и гуманизм как мировоззренческие и методологические принципы медицины. Жизнь как ценность и объективная реальность. Здоровый образ жизни и «качество жизни» современного человека.

  42. Философия здоровья человека. Понятие здоровья. Концепции здоровья. Здоровье и болезнь. Здоровье как ценность и интегративное начало жизнедеятельности человека.