Файл: Философия сущность и предназначение (Занятие 1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Показать суть механико-материалистической картины мира Нового времени;

  2. Выявить особенности рационализма и эмпиризма;

  3. Показать сходство и кардинальные различия двух концепций научного метода Ф. Бэкона и Р. Декарта (индуктивного и дедуктивного);

  4. Дать представление о метафизике и гносеологии Нового времени;

  5. Дать представление о философских и социально-политических воззрениях эпохи Просвещения.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Научная революция и ее влияние на философскую мысль XVII века. Ф. Бэкон о естественной философии. Индуктивный метод познания. Критика «идолов».

  2. Метафизика и гносеология Нового времени: рационализм Р. Декарта, Г. Лейбница, Б.Спинозы.

  3. Эмпиризм и социальные идеи Т. Гоббса, Д. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.

  4. Философские и социально-политические воззрения эпохи Просвещения: Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Д. Дидро, К. Гельвеция.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Естественнонаучные и медицинские взгляды философов Нового времени.

  2. Проблема человека и общества в творчестве Руссо.

  3. Философские и социально-политические воззрения эпохи Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Д. Дидро, К. Гельвеций.

Темы докладов:

1. Естественнонаучные и медицинские взгляды философов Нового времени и Просвещения.

2. Проблема человека и общества в творчестве Ж.-Ж. Руссо.
Методические указания к практическому занятию № 10

Тема: «Немецкая классическая философия» (Занятие № 1).

Цели занятия:

  1. Дать представление о философских школах, предшествующих созданию диалектико-материалистической философии;

  2. Изучить достижения немецкой классической философии – разработку диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития;

  3. Дать представления о закономерностях создания системного диалектического способа мышления в учениях представителей немецкой философии.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Немецкая классическая философия: единство содержания и многообразие форм. Трансцендентальный идеализм И. Канта как критическое исследование духовных способностей человека.


2. Антропология И. Канта. Эмпирическая природа человека и его нравственная сущность. Категорический императив И. Канта.

3. Абсолютный идеализм Г.Ф. Гегеля. Мир и человек как феноменология духа.

4. Диалектика Г.Ф. Гегеля. Противоречие системы и метода.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Истинное, прекрасное и возвышенное в понимании И. Канта.

2. Концепция философии истории Г. Гегеля.

Темы докладов:

1. Истинное, прекрасное и возвышенное в понимании И. Канта.

2. Концепция философии истории Г. Гегеля.
Методические указания к практическому занятию № 11

Тема: «Немецкая классическая философия» (Занятие № 2).

Цели занятия:

  1. Показать необходимость и закономерность появления в европейской философской мысли начала XIX века двух важнейших идей: материалистической диалектики и материалистического понимания истории;

  2. Выявить суть и смысл немецкой классической философии в её созидательно-преобразовательной деятельности;

  3. Сформировать умение различать преимущества диалектико-материалистического подхода перед идеалистическим при анализе явлений медицинской науки и практики.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Понятие субъекта. Основа познания.

2. Критика Л. Фейербахом философии Г. Гегеля и христианской религии. Сущность христианства. Бог как объективированная абстракция. Роль немецкой классической философии в развитии естествознания.

3. Идейные истоки, особенности и главные черты марксисткой философии. Основные социально-философские и политэкономические воззрения К. Маркса (теория прибавочной стоимости, теория отчуждения, теория общественно-экономической формации как ступени исторического развития).

4. Ф. Энгельс о диалектике материального мира. Формы движения материи. Законы диалектики. Понятие жизни. Критика идеализма. Обоснование единства материализма и диалектики. Роль труда в становлении человека.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Критика Л. Фейербахом философии Г. Гегеля и христианской религии.

2. Роль немецкой классической философии в развитии естествознания.

3. Ф. Энгельс о диалектике материального мира. Формы движения материи. Законы диалектики. Понятие жизни. Критика идеализма. Обоснование единства материализма и диалектики.

4. Роль труда в становлении человека (по Ф. Энгельсу).



5. Гуманистические и естественнонаучные тенденции в немецкой классической философии.

6. «Капитал» К. Маркса и его значение в современном обществе.

Темы докладов:

1. Гуманистические и естественнонаучные тенденции в немецкой классической философии.

2. «Капитал» К. Маркса и его значение в современном обществе.
Методические указания к практическому занятию № 12

Тема: «Русская философия»

Цели занятия:

1. Дать представление об особенностях русской философии, специфике ее развития и самобытности;

2. Дать представление об основных философских учениях в русской философии XIX-XX вв.;

3. Показать место и роль русских мыслителей в диалоге Западной и Восточной духовных культур;

4. Показать философские идеи в отечественной медицине и естествознании;

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Становление, этапы развития и особенности русской философии. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.).

2. Славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья К.С. и И.С. Аксаковы) и западничество (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский).

3. Религиозно-философские концепции В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

4. Христианско-экзистенциальная философия (Н.А. Бердяев, Лев Шестов). Учение об истории как испытании человеческой свободы Н.А. Бердяева.

5. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский).

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Философские идеи русских врачей (М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов).

2. Философские идеи русских ученых-естествоиспытателей (М.И. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, В.М. Бехтерев).

3. Философия народничества (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев).

4. Славянофильство (И.В. Киреевский, братья К.С. и И.С. Аксаковы) и западничество (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский).

5. Евразийство (Л.П. Карсавин, С.Н. Трубецкой).

Темы докладов:

1. Философские идеи русских врачей (М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов).

2. Философские идеи русских ученых-естествоиспытателей (М.И. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, В.М. Бехтерев).
Методические указания к практическому занятию № 13


Тема: «Современная западная философия XIX-XX вв.» (Занятие № 1).

Цели занятия:

1. Дать представление о современной западной философии и особенностях ее зарождения.

2. Показать особенности научного рационализма как мировоззренческой установки.

3. Охарактеризовать основные направления научного рационализма.

4. Раскрыть специфику критического рационализма как научно-философской методологии в исследовательской деятельности.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Особенности, основные направления и проблемы современной западной философии.

  2. Концепция научного реализма XIX-XX вв. и проблема методологии научного познания в позитивизме, эмпириокритицизме, и неопозитивизме (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап).

  3. Концепция науки в критическом рационализме (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос).

  4. Феноменология и ее влияние на развитие современной гносеологии (Э. Гуссерль).

  5. Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи).

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Феноменология и ее влияние на развитие современной гносеологии (Э. Гуссерль).

  2. Современная герменевтика как методология гуманитарных наук.

  3. Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи).

  4. Влияние позитивизма на естествознание и медицину. Социал-дарвинизм.

Темы докладов:

  1. Влияние позитивизма на естествознание и медицину. Социал-дарвинизм.

  2. Современная герменевтика как методология гуманитарных наук.


Методические указания к практическому занятию № 14

Тема: «Современная западная философия XIX-XX вв.» (Занятие № 2).

Цели занятия:

  1. Охарактеризовать иррационализм как социокультурную ориентацию.

  2. Раскрыть особенности основных философских направлений иррационализма.

  3. Дать представление об основных фундаментальных мировоззренческих проблемах современного бытия человека.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Современный иррационализм (антисциентизм): решение проблем бытия, познания, человека. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. «Воля к жизни».

  2. «Философия жизни» Ф. Ницше. Переоценка ценностей. Критика христианской морали. Идеал «сверхчеловека» и «воля к власти». Мораль для врачей.

  3. Экзистенциализм: свобода и ответственность личности (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс).

  4. Эволюция психоаналитической философии. Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).


Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Медико-деонтологическое значение идей А. Шопенгауэра о смерти, страдании и горестях жизни;

  2. А. Бергсон и творческая эволюция.

  3. Переоценка ценностей Ф. Ницше. Критика христианской морали. Идеал «сверхчеловека» и «воля к власти». Мораль для врачей.

  4. Психоанализ К.Г. Юнга, Э. Фромма.

  5. Экзистенциализм М. Хайдеггера, К. Ясперса.

Темы докладов:

  1. Медико-деонтологическое значение идей А. Шопенгауэра о смерти, страдании и горестях жизни;

  2. А. Бергсон и творческая эволюция.


Методические указания к практическому занятию № 15

Тема: «Онтология как учение о бытии и субстанции» (Занятие № 1).

Цели занятия: